Первое Казанское педагогическое училище — различия между версиями
(→Источники) |
(→Казанская татарская учительская школа) |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:00_Нет_фото.jpg|200px|thumb|справа|<center>Казанское педагогическое училище</center>]] | [[Файл:00_Нет_фото.jpg|200px|thumb|справа|<center>Казанское педагогическое училище</center>]] | ||
− | '''ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ'''<br> | + | '''<center>ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ'''<br>[[Казанская татарская учительская школа]]<br>[[Татарский педагогический техникум]]<br>[[Казанский педагогический техникум]] имени [[Каюма Насыри]]<br>[[Казанский татарский педагогический техникум]]<br>[[Казанское педагогическое училище]]<br>[[Казанский педагогический колледж]]</center><br><br> |
[[Казан]]ское учебное заведение | [[Казан]]ское учебное заведение | ||
* Образовано - 13 сентября 1876 года | * Образовано - 13 сентября 1876 года | ||
− | |||
== История == | == История == | ||
− | * 13 сентября 1876 года по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа. | + | === [[Казанская татарская учительская школа]] === |
− | * Это первое светское учебное заведение закрытого типа для [[татар]] с преподаванием на [[русском языке]] было основано по представлению попечителя [[Казан]]ского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог [http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Radlov.html Вильгельм Радлов], а на должность вероучителя был назначен [[ахун]] [[Казани]] [[Шигабутдин Марджани]]. | + | * 13 сентября 1876 года - по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта [[Казанская татарская учительская школа]]. |
+ | ** Это первое светское учебное заведение закрытого типа для [[татар]] с преподаванием на [[русском языке]] было основано по представлению попечителя [[Казан]]ского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог [http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Radlov.html Вильгельм Радлов], а на должность вероучителя был назначен [[ахун]] [[Казани]] [[Шигабутдин Марджани]]. | ||
* Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения [[русской]] грамотности в [[татар]]ских селениях [[Казанской губернии]]». | * Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения [[русской]] грамотности в [[татар]]ских селениях [[Казанской губернии]]». | ||
− | * Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель [[Мухаметгали Махмудов]], затем на этой должности находились: | + | * Первым инспектором [[КТУШ]] был назначен известный просветитель [[Мухаметгали Махмудов]], затем на этой должности находились: |
** [[Шабхазгирей Ахмеров]] | ** [[Шабхазгирей Ахмеров]] | ||
** [http://rudocs.exdat.com/docs/index-443014.html?page=15 М.Н.Пинегин] | ** [http://rudocs.exdat.com/docs/index-443014.html?page=15 М.Н.Пинегин] | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
** [[Тагиров Шакирджан Ахмеджанович]] и др. | ** [[Тагиров Шакирджан Ахмеджанович]] и др. | ||
** Педагогическую практику вел ученый-энциклопедист [[Каюм Насыри]]. | ** Педагогическую практику вел ученый-энциклопедист [[Каюм Насыри]]. | ||
− | * Не случайным был выбор Вильгельма Радлова | + | * Не случайным был выбор Вильгельма Радлова на должность заведующего учебной частью, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов. |
− | * | + | ** РАДЛОВ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) - родился 05(17) января 1837 года, умер 12 мая 1918 года, академик [[Петербург]]ской [[Академии Наук]] |
− | * В 1883 году [[Шакирзян Тагиров]] представил свои рисунки в | + | * Появление [[Шигабутдина Марджани]] в [[КТУШ]] давало учебному округу определенную гарантию перед [[татар]]ским обществом. По убеждению [[Шигабутдина Марджани]] национальное [[мусульманское]] образование, полученное в [[мектеб]]е и [[медресе]], затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям [[России]] представителей национальной интеллигенции. |
− | * Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность Ю.Салихова | + | * Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, [[Шакирзяна Тагирова]], закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому. |
− | * Среди выпускников КТУШ немало деятелей татарской культуры и науки, общественных деятелей: | + | * В 1883 году - [[Шакирзян Тагиров]] представил свои рисунки в [[Петербург]]скую академию художеств и первым из [[татар]] получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике [[русского]] письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в [[русских]] школах учебного округа. |
− | * Летом и осенью 1918 | + | ** Имея 14 детей (впоследствии видных деятелей образования и культуры) он создал: |
− | * Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов | + | *** первый [[татарский]] букварь для обучения звуковым методом, который издавался с 1893 года 15 раз. |
− | * 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей. В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому | + | *** первый [[татарский]] картинный букварь. |
− | * | + | *** учебники по морфологии и синтаксису арабского языка. |
− | * | + | * За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек. |
− | * 1929-30 годы в [[Татарии]] были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в | + | ** Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин. |
− | * Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям: | + | ** Они работали в [[татарских]] и [[башкирских]] начальных училищах, в [[русских]] классах при [[медресе]] от Пензы до Томска. |
− | ** учителей начальной школы | + | * Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность: |
− | ** воспитателей детских садов | + | ** Ю.Салихова |
− | ** преподавателей физкультуры | + | ** З.Бахтиярова |
− | ** преподавателей иностранного языка | + | ** [[Гафура Кулахметова]] и др. |
− | * | + | * Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось: |
− | 7 января 1937 | + | ** огромное количество букварей - до 20 названий |
− | * | + | ** книг для чтения - около 70 названий |
+ | таких авторов как: Ш.Ахмаров, М.Иманаев, [[Мухитдин Курбангалиев]], Х.Максудов и др. | ||
+ | == Выпускники == | ||
+ | * Среди выпускников [[КТУШ]] немало деятелей [[татарской]] культуры и науки, общественных деятелей: | ||
+ | ** [[Гаяз Исхаки]] | ||
+ | ** [[Садри Максуди]] | ||
+ | ** [[Фуат Туктаров]] | ||
+ | ** [[Шакир Мухамедьяров]] | ||
+ | ** [[Гумер Терегулов]] | ||
+ | ** [[Мухитдин Курбангалиев]] | ||
+ | ** [[Гибад Алпаров]] | ||
+ | ** [[Насых Мухутдинов]] | ||
+ | ** [[Нургали Надиев]] | ||
+ | ** [[Риза Газизов]] | ||
+ | ** Х.Г.Сайфутдинов | ||
+ | ** [[Гафур Кулахметов]] | ||
+ | ** [[Мирсаид Султан-Галиев]] | ||
+ | ** [[Якуб Чанышев]] | ||
+ | ** [[Нигматулла Еникеев]] и др. | ||
+ | * Таким образом, к началу ХХ века у [[татар]] сложилась система национального образования, национальная печать, литература, выросло новое, современно мыслящее поколение интеллигенции. В авангарде этого процесса стояла [[КТУШ]], на её базе начинают широко входить в практику ежегодные курсы переподготовки учителей. | ||
+ | * Летом и осенью 1918 года - по стране широкой волной прошли учительские съезды, где рассматривалась главная проблема – реформирование школы и подготовка новых учительских кадров. | ||
+ | * 1918-19 годы - шли поиски нового типа среднего педагогического учебного заведения. | ||
+ | |||
+ | === Педагогические курсы === | ||
+ | * В июле 1919 года - Наркомпрос [[РСФСР]] принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы. | ||
+ | * Таким образом в [[Казанской губернии]] были созданы 19 педагогических курсов, в том числе в: | ||
+ | ** [[Арск]]е | ||
+ | ** [[Елабуге]] | ||
+ | ** [[Казани]] | ||
+ | ** [[Тетюшах]] | ||
+ | ** [[Чистополе]] и др. | ||
+ | * 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей. | ||
+ | === Педагогические техникумы === | ||
+ | * В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому: | ||
+ | ** 1921-22 годы - в [[Татарии]] были созданы 8 педагогических техникумов, в том числе: | ||
+ | *** [[Казанский татарский педагогический техникум]]. | ||
+ | * В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование. | ||
+ | * Февраль 1924 года - Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию ввела комплексную программу для педагогических техникумов: | ||
+ | ** индустриальную – для городских | ||
+ | ** аграрную – для сельских техникумов. | ||
+ | * Отличительной чертой учебного плана 1924 года являлось увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года. | ||
+ | * 1925 год - [[Казанскому педагогическому техникуму]] было присвоено имя [[Каюма Насыри]]. | ||
+ | * 1929 год - присвоено имя «10-летия [[Татарской АССР]]». | ||
+ | * 1929-30 годы - в [[Татарии]] были созданы новые педагогические техникумы в [[Бугульме]] и в [[Арск]]е и общее количество педагогических техникумов в [[Татарии]] было доведено до 10. | ||
+ | * [[Казанский педагогический техникум]] готовил студентов по четырем специальностям: | ||
+ | ** учителей начальной школы | ||
+ | ** воспитателей детских садов | ||
+ | ** преподавателей физкультуры | ||
+ | ** преподавателей иностранного языка | ||
+ | * с 1932 года - одним из ведущих педагогов был [[Вали Хазиев]], 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Он автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для [[татарских]] школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в [[Татарстан]]е. | ||
+ | === Педагогические училища === | ||
+ | * 7 января 1937 года - по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища. | ||
+ | * 1941 год - с началом [[Великой Отечественной войны]] в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж [[татарской]] школы № 12 на улице Комсомольской (на берегу озера [[Кабан]]). | ||
+ | * Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям: | ||
+ | ** учитель начальных классов | ||
+ | ** старший пионерский вожатый | ||
+ | ** позднее - учитель физической культуры | ||
* Директорами в этот период были: | * Директорами в этот период были: | ||
− | ** В.И.Уланов | + | ** В.И.Уланов |
− | ** Багаев | + | ** Багаев |
− | ** М.С.Савельев | + | ** М.С.Савельев |
− | ** А.Я.Касимов | + | ** А.Я.Касимов |
− | * Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны | + | * Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны |
− | * Заочным отделением руководил Рахманкулов | + | * Заочным отделением руководил Рахманкулов |
* Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий: | * Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий: | ||
− | ** Г.В.Богданова | + | ** Г.В.Богданова |
− | ** Ф.У.Кулахметова | + | ** Ф.У.Кулахметова |
− | ** Р.Г.Баязитова | + | ** Р.Г.Баязитова |
− | ** А.Ш.Мусина | + | ** А.Ш.Мусина |
− | ** Р.Галимуллина | + | ** Р.Галимуллина |
** выпускники ленинградского института физкультуры: | ** выпускники ленинградского института физкультуры: | ||
− | *** В.Михневский | + | *** В.Михневский |
− | *** Н.Репников | + | *** Н.Репников |
*** Козловы и др. | *** Козловы и др. | ||
сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых. | сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых. | ||
* Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по [[русскому языку]] для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны. | * Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по [[русскому языку]] для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны. | ||
− | * | + | * 1956 год - в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища. |
+ | * 21 июня 1961 года - Постановлением [[Совета Министров Татарской АССР]] было принято решение открыть в [[Казани]] вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности. | ||
+ | |||
+ | === Педагогический колледж === | ||
* В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел. | * В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел. | ||
* Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени: | * Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени: | ||
− | ** Ступникова Л.П. | + | ** Ступникова Л.П. |
− | ** Гайнутдинов М.Л. | + | ** Гайнутдинов М.Л. |
− | ** Халитова Н.Х. | + | ** Халитова Н.Х. |
− | ** Бишинова С.Н. | + | ** Бишинова С.Н. |
− | ** Гилязова Л.Г. | + | ** Гилязова Л.Г. |
− | ** Исламшина Г.Р. | + | ** Исламшина Г.Р. |
− | ** Мильграм А.А. | + | ** Мильграм А.А. |
− | ** Фаттахова Г.Я. | + | ** Фаттахова Г.Я. |
** Ягафарова Р.Х. | ** Ягафарова Р.Х. | ||
* XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов». | * XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов». | ||
− | * С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект. | + | * С 1 января 2006 г. [[Казанский педагогический колледж]] был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект. |
* Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ. | * Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ. | ||
* С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО. | * С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО. |
Текущая версия на 16:25, 7 марта 2015
Казанская татарская учительская школа
Татарский педагогический техникум
Казанский педагогический техникум имени Каюма Насыри
Казанский татарский педагогический техникум
Казанское педагогическое училище
Казанский педагогический колледж
Казанское учебное заведение
- Образовано - 13 сентября 1876 года
Содержание
История
Казанская татарская учительская школа
- 13 сентября 1876 года - по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа.
- Это первое светское учебное заведение закрытого типа для татар с преподаванием на русском языке было основано по представлению попечителя Казанского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог Вильгельм Радлов, а на должность вероучителя был назначен ахун Казани Шигабутдин Марджани.
- Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения русской грамотности в татарских селениях Казанской губернии».
- Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель Мухаметгали Махмудов, затем на этой должности находились:
- Шабхазгирей Ахмеров
- М.Н.Пинегин
- А.Ю.Горн
- Преподавали в школе, в основном, выдающиеся деятели науки и просветительства:
- академик В.В.Радлов,
- член-корреспондент Академии наук Богородицкий Василий Алексеевич, (1857-1941), выдающийся русский лингвист учился в Казанском университете, был учеником И.А.Бодуэна де Куртенэ.
- просветитель Терегулов Ибрагим Валиуллович,
- П.В.Траубенберг,
- Н.Г.Лексин,
- Тагиров Шакирджан Ахмеджанович и др.
- Педагогическую практику вел ученый-энциклопедист Каюм Насыри.
- Не случайным был выбор Вильгельма Радлова на должность заведующего учебной частью, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов.
- РАДЛОВ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) - родился 05(17) января 1837 года, умер 12 мая 1918 года, академик Петербургской Академии Наук
- Появление Шигабутдина Марджани в КТУШ давало учебному округу определенную гарантию перед татарским обществом. По убеждению Шигабутдина Марджани национальное мусульманское образование, полученное в мектебе и медресе, затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям России представителей национальной интеллигенции.
- Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, Шакирзяна Тагирова, закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.
- В 1883 году - Шакирзян Тагиров представил свои рисунки в Петербургскую академию художеств и первым из татар получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике русского письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в русских школах учебного округа.
- За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек.
- Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин.
- Они работали в татарских и башкирских начальных училищах, в русских классах при медресе от Пензы до Томска.
- Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность:
- Ю.Салихова
- З.Бахтиярова
- Гафура Кулахметова и др.
- Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось:
- огромное количество букварей - до 20 названий
- книг для чтения - около 70 названий
таких авторов как: Ш.Ахмаров, М.Иманаев, Мухитдин Курбангалиев, Х.Максудов и др.
Выпускники
- Среди выпускников КТУШ немало деятелей татарской культуры и науки, общественных деятелей:
- Таким образом, к началу ХХ века у татар сложилась система национального образования, национальная печать, литература, выросло новое, современно мыслящее поколение интеллигенции. В авангарде этого процесса стояла КТУШ, на её базе начинают широко входить в практику ежегодные курсы переподготовки учителей.
- Летом и осенью 1918 года - по стране широкой волной прошли учительские съезды, где рассматривалась главная проблема – реформирование школы и подготовка новых учительских кадров.
- 1918-19 годы - шли поиски нового типа среднего педагогического учебного заведения.
Педагогические курсы
- В июле 1919 года - Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.
- Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов, в том числе в:
- 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей.
Педагогические техникумы
- В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому:
- 1921-22 годы - в Татарии были созданы 8 педагогических техникумов, в том числе:
- В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование.
- Февраль 1924 года - Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию ввела комплексную программу для педагогических техникумов:
- индустриальную – для городских
- аграрную – для сельских техникумов.
- Отличительной чертой учебного плана 1924 года являлось увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
- 1925 год - Казанскому педагогическому техникуму было присвоено имя Каюма Насыри.
- 1929 год - присвоено имя «10-летия Татарской АССР».
- 1929-30 годы - в Татарии были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в Арске и общее количество педагогических техникумов в Татарии было доведено до 10.
- Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям:
- учителей начальной школы
- воспитателей детских садов
- преподавателей физкультуры
- преподавателей иностранного языка
- с 1932 года - одним из ведущих педагогов был Вали Хазиев, 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Он автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для татарских школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в Татарстане.
Педагогические училища
- 7 января 1937 года - по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.
- 1941 год - с началом Великой Отечественной войны в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж татарской школы № 12 на улице Комсомольской (на берегу озера Кабан).
- Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям:
- учитель начальных классов
- старший пионерский вожатый
- позднее - учитель физической культуры
- Директорами в этот период были:
- В.И.Уланов
- Багаев
- М.С.Савельев
- А.Я.Касимов
- Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны
- Заочным отделением руководил Рахманкулов
- Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:
- Г.В.Богданова
- Ф.У.Кулахметова
- Р.Г.Баязитова
- А.Ш.Мусина
- Р.Галимуллина
- выпускники ленинградского института физкультуры:
- В.Михневский
- Н.Репников
- Козловы и др.
сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.
- Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по русскому языку для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
- 1956 год - в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища.
- 21 июня 1961 года - Постановлением Совета Министров Татарской АССР было принято решение открыть в Казани вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.
Педагогический колледж
- В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
- Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
- Ступникова Л.П.
- Гайнутдинов М.Л.
- Халитова Н.Х.
- Бишинова С.Н.
- Гилязова Л.Г.
- Исламшина Г.Р.
- Мильграм А.А.
- Фаттахова Г.Я.
- Ягафарова Р.Х.
- XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
- С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
- Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.
- С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.