Первое Казанское педагогическое училище — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
(Казанская татарская учительская школа)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:00_Нет_фото.jpg|200px|thumb|справа|<center>Казанское педагогическое училище</center>]]
 
[[Файл:00_Нет_фото.jpg|200px|thumb|справа|<center>Казанское педагогическое училище</center>]]
'''ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ'''<br>(Казанский педагогический колледж)<br>
+
'''<center>ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ'''<br>[[Казанская татарская учительская школа]]<br>[[Татарский педагогический техникум]]<br>[[Казанский педагогический техникум]] имени [[Каюма Насыри]]<br>[[Казанский татарский педагогический техникум]]<br>[[Казанское педагогическое училище]]<br>[[Казанский педагогический колледж]]</center><br><br>
 
[[Казан]]ское учебное заведение
 
[[Казан]]ское учебное заведение
 
* Образовано - 13 сентября 1876 года
 
* Образовано - 13 сентября 1876 года
*
 
 
== История ==
 
== История ==
* 13 сентября 1876 года по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа.
+
=== [[Казанская татарская учительская школа]] ===
* Это первое светское учебное заведение закрытого типа для [[татар]] с преподаванием на [[русском языке]] было основано по представлению попечителя [[Казан]]ского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог [http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Radlov.html Вильгельм Радлов], а на должность вероучителя был назначен [[ахун]] [[Казани]] [[Шигабутдин Марджани]].
+
* 13 сентября 1876 года - по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта [[Казанская татарская учительская школа]].
 +
** Это первое светское учебное заведение закрытого типа для [[татар]] с преподаванием на [[русском языке]] было основано по представлению попечителя [[Казан]]ского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог [http://web1.kunstkamera.ru/siberia/Radlov.html Вильгельм Радлов], а на должность вероучителя был назначен [[ахун]] [[Казани]] [[Шигабутдин Марджани]].
 
* Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения [[русской]] грамотности в [[татар]]ских селениях [[Казанской губернии]]».
 
* Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения [[русской]] грамотности в [[татар]]ских селениях [[Казанской губернии]]».
* Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель [[Мухаметгали Махмудов]], затем на этой должности находились:
+
* Первым инспектором [[КТУШ]] был назначен известный просветитель [[Мухаметгали Махмудов]], затем на этой должности находились:
 
** [[Шабхазгирей Ахмеров]]
 
** [[Шабхазгирей Ахмеров]]
 
** [http://rudocs.exdat.com/docs/index-443014.html?page=15 М.Н.Пинегин]
 
** [http://rudocs.exdat.com/docs/index-443014.html?page=15 М.Н.Пинегин]
Строка 20: Строка 20:
 
** [[Тагиров Шакирджан Ахмеджанович]] и др.  
 
** [[Тагиров Шакирджан Ахмеджанович]] и др.  
 
** Педагогическую практику вел ученый-энциклопедист [[Каюм Насыри]].  
 
** Педагогическую практику вел ученый-энциклопедист [[Каюм Насыри]].  
* Не случайным был выбор Вильгельма Радлова (РАДЛОВ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ), родился 05(17).01.1837, умер 12.05.1918, академик Петербургской АН)на должность заведующего учебной частью был не случайным, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов. Появление [[Шигабутдина Марджани]] в КТУШ давало учебному округу определенную гарантию перед [[татар]]ским обществом. По убеждению [[Шигабутдина Марджани]] национальное мусульманское образование, полученное в [[мектеб]]е и [[медресе]], затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям [[России]] представителей национальной интеллигенции.
+
* Не случайным был выбор Вильгельма Радлова на должность заведующего учебной частью, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов.
* Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, [[Шакирзяна Тагирова]], закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.  
+
** РАДЛОВ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) - родился 05(17) января 1837 года, умер 12 мая 1918 года, академик [[Петербург]]ской [[Академии Наук]]
* В 1883 году [[Шакирзян Тагиров]] представил свои рисунки в Петербургскую академию художеств и первым из татар получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике русского письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в русских школах учебного округа. Имея 14 детей (впоследствии видных деятелей образования и культуры) он создал первый татарский букварь для обучения звуковым методом, который издавался с 1893 г. 15 раз, а также первый татарский картинный букварь, учебники по морфологии и синтаксису арабского языка. За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек. Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин. Они работали в татарских и башкирских начальных училищах, в русских классах при медресе от Пензы до Томска.
+
* Появление [[Шигабутдина Марджани]] в [[КТУШ]] давало учебному округу определенную гарантию перед [[татар]]ским обществом. По убеждению [[Шигабутдина Марджани]] национальное [[мусульманское]] образование, полученное в [[мектеб]]е и [[медресе]], затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям [[России]] представителей национальной интеллигенции.
* Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность Ю.Салихова, З.Бахтиярова, Г.Кулахметова и др. Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось огромное количество букварей (до 20 названий), книг для чтения (около 70 названий) таких авторов как: Ш. Ахмаровых, М. Иманаева, М.Курбангалиева, Х.Максудова и др.  
+
* Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, [[Шакирзяна Тагирова]], закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.  
* Среди выпускников КТУШ немало деятелей татарской культуры и науки, общественных деятелей: Г. Исхаки, С. Максуди, Ф. Туктаров, Ш. Мухаммедьяров, Г. Терегулов, М. Курбангалиев, Г. Алпаров, Н. Мухутдинов, Н. Надиев, Р. Газизов, Х.Г. Сайфутдинов, Г. Кулахметов, М. Султангалеев, Я. Чанышев, Н. Еникеев и др. Таким образом, к началу ХХ века у татар сложилась система национального образования, национальная печать, литература, выросло новое, современно мыслящее поколение интеллигенции. В авангарде этого процесса стояла КТУШ, на ее базе начинают широко входить в практику ежегодные курсы переподготовки учителей.
+
* В 1883 году - [[Шакирзян Тагиров]] представил свои рисунки в [[Петербург]]скую академию художеств и первым из [[татар]] получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике [[русского]] письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в [[русских]] школах учебного округа.
* Летом и осенью 1918 г. по стране широкой волной прошли учительские съезды, где рассматривалась главная проблема – реформирование школы и подготовка новых учительских кадров. В течение 1918-1919 г. шли поиски нового типа среднего педагогического учебного заведения. В июле 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.  
+
** Имея 14 детей (впоследствии видных деятелей образования и культуры) он создал:
* Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов (в т.ч. в [[Арск]]е, [[Елабуге]], [[Казани]], Тетюшах, Чистополе и др.).  
+
*** первый [[татарский]] букварь для обучения звуковым методом, который издавался с 1893 года 15 раз.
* 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей. В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому в 1921-22 г. в [[Татарии]] были созданы 8 педагогических техникумов, в т.ч. Казанский татарский педагогический техникум. В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование. Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию (в феврале 1924 г.) ввела комплексную программу для педагогических техникумов: индустриальную – для городских и аграрную – для сельских техникумов. Отличительной чертой учебного плана 1924 г. являлось. Увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
+
*** первый [[татарский]] картинный букварь.
* В 1925 году Казанскому педагогическому техникуму было присвоено имя Каюма Насыри.
+
*** учебники по морфологии и синтаксису арабского языка.
* В 1929 году присвоено «10-летия [[Татарской АССР]]».
+
* За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек.
* 1929-30 годы в [[Татарии]] были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в Арске, т.о. общее количество педагогических техникумов в [[Татарии]] было доведено до 10.  
+
** Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин.
* Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям:  
+
** Они работали в [[татарских]] и [[башкирских]] начальных училищах, в [[русских]] классах при [[медресе]] от Пензы до Томска.
** учителей начальной школы,
+
* Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность:
** воспитателей детских садов,
+
** Ю.Салихова
** преподавателей физкультуры и
+
** З.Бахтиярова
** преподавателей иностранного языка.
+
** [[Гафура Кулахметова]] и др.
* Одним из ведущих педагогов с 1932 г. в педтехникуме был Вали Хазиев, 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Вали Хазиев – автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для татарских школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в Татарстане.
+
* Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось:
7 января 1937 г. по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.
+
** огромное количество букварей - до 20 названий
* С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж татарской школы № 12 на ул. Комсомольской (на берегу озера Кабан). Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям: учитель начальных классов и старший пионерский вожатый, позднее учитель физической культуры.
+
** книг для чтения - около 70 названий
 +
таких авторов как: Ш.Ахмаров, М.Иманаев, [[Мухитдин Курбангалиев]], Х.Максудов и др.
 +
== Выпускники ==
 +
* Среди выпускников [[КТУШ]] немало деятелей [[татарской]] культуры и науки, общественных деятелей:
 +
** [[Гаяз Исхаки]]
 +
** [[Садри Максуди]]
 +
** [[Фуат Туктаров]]
 +
** [[Шакир Мухамедьяров]]
 +
** [[Гумер Терегулов]]
 +
** [[Мухитдин Курбангалиев]]
 +
** [[Гибад Алпаров]]
 +
** [[Насых Мухутдинов]]
 +
** [[Нургали Надиев]]
 +
** [[Риза Газизов]]
 +
** Х.Г.Сайфутдинов
 +
** [[Гафур Кулахметов]]
 +
** [[Мирсаид Султан-Галиев]]
 +
** [[Якуб Чанышев]]
 +
** [[Нигматулла Еникеев]] и др.
 +
* Таким образом, к началу ХХ века у [[татар]] сложилась система национального образования, национальная печать, литература, выросло новое, современно мыслящее поколение интеллигенции. В авангарде этого процесса стояла [[КТУШ]], на её базе начинают широко входить в практику ежегодные курсы переподготовки учителей.
 +
* Летом и осенью 1918 года - по стране широкой волной прошли учительские съезды, где рассматривалась главная проблема – реформирование школы и подготовка новых учительских кадров.
 +
* 1918-19 годы - шли поиски нового типа среднего педагогического учебного заведения.
 +
 
 +
=== Педагогические курсы ===
 +
* В июле 1919 года - Наркомпрос [[РСФСР]] принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.
 +
* Таким образом в [[Казанской губернии]] были созданы 19 педагогических курсов, в том числе в:
 +
** [[Арск]]е
 +
** [[Елабуге]]
 +
** [[Казани]]
 +
** [[Тетюшах]]
 +
** [[Чистополе]] и др.
 +
* 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей.
 +
=== Педагогические техникумы ===
 +
* В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому:
 +
** 1921-22 годы - в [[Татарии]] были созданы 8 педагогических техникумов, в том числе:
 +
*** [[Казанский татарский педагогический техникум]].
 +
* В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование.
 +
* Февраль 1924 года - Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию ввела комплексную программу для педагогических техникумов:
 +
** индустриальную – для городских
 +
** аграрную – для сельских техникумов.
 +
* Отличительной чертой учебного плана 1924 года являлось увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
 +
* 1925 год - [[Казанскому педагогическому техникуму]] было присвоено имя [[Каюма Насыри]].
 +
* 1929 год - присвоено имя «10-летия [[Татарской АССР]]».
 +
* 1929-30 годы - в [[Татарии]] были созданы новые педагогические техникумы в [[Бугульме]] и в [[Арск]]е и общее количество педагогических техникумов в [[Татарии]] было доведено до 10.  
 +
* [[Казанский педагогический техникум]] готовил студентов по четырем специальностям:  
 +
** учителей начальной школы  
 +
** воспитателей детских садов  
 +
** преподавателей физкультуры
 +
** преподавателей иностранного языка
 +
* с 1932 года - одним из ведущих педагогов был [[Вали Хазиев]], 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Он автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для [[татарских]] школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в [[Татарстан]]е.
 +
=== Педагогические училища ===
 +
* 7 января 1937 года - по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.
 +
* 1941 год - с началом [[Великой Отечественной войны]] в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж [[татарской]] школы № 12 на улице Комсомольской (на берегу озера [[Кабан]]).
 +
* Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям:
 +
** учитель начальных классов
 +
** старший пионерский вожатый
 +
** позднее - учитель физической культуры
 
* Директорами в этот период были:  
 
* Директорами в этот период были:  
** В.И.Уланов,
+
** В.И.Уланов  
** Багаев,
+
** Багаев  
** М.С.Савельев,
+
** М.С.Савельев  
** А.Я.Касимов.
+
** А.Я.Касимов  
* Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны.
+
* Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны  
* Заочным отделением руководил Рахманкулов.
+
* Заочным отделением руководил Рахманкулов  
 
* Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:  
 
* Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:  
** Г.В.Богданова,
+
** Г.В.Богданова  
** Ф.У.Кулахметова,
+
** Ф.У.Кулахметова
** Р.Г.Баязитова,
+
** Р.Г.Баязитова  
** А.Ш.Мусина,
+
** А.Ш.Мусина
** Р.Галимуллина,
+
** Р.Галимуллина  
 
** выпускники ленинградского института физкультуры:
 
** выпускники ленинградского института физкультуры:
*** В.Михневский,
+
*** В.Михневский  
*** Н.Репников,
+
*** Н.Репников  
 
*** Козловы и др.
 
*** Козловы и др.
 
сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.  
 
сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.  
 
* Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по [[русскому языку]] для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
 
* Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по [[русскому языку]] для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
* В 1956 г. в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища. 21 июня 1961 г. Постановлением Совета министров ТАССР было принято решение открыть в Казани вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.   
+
* 1956 год - в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища.
 +
* 21 июня 1961 года - Постановлением [[Совета Министров Татарской АССР]] было принято решение открыть в [[Казани]] вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.
 +
 
 +
=== Педагогический колледж ===    
 
* В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
 
* В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
 
* Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
 
* Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
** Ступникова Л.П.,
+
** Ступникова Л.П.
** Гайнутдинов М.Л.,
+
** Гайнутдинов М.Л.
** Халитова Н.Х.,
+
** Халитова Н.Х.
** Бишинова С.Н.,
+
** Бишинова С.Н.
** Гилязова Л.Г.,
+
** Гилязова Л.Г.
** Исламшина Г.Р.,
+
** Исламшина Г.Р.
** Мильграм А.А.,
+
** Мильграм А.А.
** Фаттахова Г.Я.,
+
** Фаттахова Г.Я.
 
** Ягафарова Р.Х.
 
** Ягафарова Р.Х.
 
* XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
 
* XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
* С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
+
* С 1 января 2006 г. [[Казанский педагогический колледж]] был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
 
* Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной  педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики  в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.   
 
* Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной  педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики  в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.   
 
* С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.
 
* С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.

Текущая версия на 16:25, 7 марта 2015

Казанское педагогическое училище
ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Казанская татарская учительская школа
Татарский педагогический техникум
Казанский педагогический техникум имени Каюма Насыри
Казанский татарский педагогический техникум
Казанское педагогическое училище
Казанский педагогический колледж



Казанское учебное заведение

  • Образовано - 13 сентября 1876 года

История

Казанская татарская учительская школа

  • 13 сентября 1876 года - по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа.
  • Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения русской грамотности в татарских селениях Казанской губернии».
  • Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель Мухаметгали Махмудов, затем на этой должности находились:
  • Преподавали в школе, в основном, выдающиеся деятели науки и просветительства:
  • Не случайным был выбор Вильгельма Радлова на должность заведующего учебной частью, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов.
  • Появление Шигабутдина Марджани в КТУШ давало учебному округу определенную гарантию перед татарским обществом. По убеждению Шигабутдина Марджани национальное мусульманское образование, полученное в мектебе и медресе, затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям России представителей национальной интеллигенции.
  • Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, Шакирзяна Тагирова, закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.
  • В 1883 году - Шакирзян Тагиров представил свои рисунки в Петербургскую академию художеств и первым из татар получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике русского письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в русских школах учебного округа.
    • Имея 14 детей (впоследствии видных деятелей образования и культуры) он создал:
      • первый татарский букварь для обучения звуковым методом, который издавался с 1893 года 15 раз.
      • первый татарский картинный букварь.
      • учебники по морфологии и синтаксису арабского языка.
  • За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек.
    • Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин.
    • Они работали в татарских и башкирских начальных училищах, в русских классах при медресе от Пензы до Томска.
  • Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность:
  • Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось:
    • огромное количество букварей - до 20 названий
    • книг для чтения - около 70 названий

таких авторов как: Ш.Ахмаров, М.Иманаев, Мухитдин Курбангалиев, Х.Максудов и др.

Выпускники

Педагогические курсы

  • В июле 1919 года - Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.
  • Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов, в том числе в:
  • 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей.

Педагогические техникумы

  • В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому:
  • В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование.
  • Февраль 1924 года - Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию ввела комплексную программу для педагогических техникумов:
    • индустриальную – для городских
    • аграрную – для сельских техникумов.
  • Отличительной чертой учебного плана 1924 года являлось увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
  • 1925 год - Казанскому педагогическому техникуму было присвоено имя Каюма Насыри.
  • 1929 год - присвоено имя «10-летия Татарской АССР».
  • 1929-30 годы - в Татарии были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в Арске и общее количество педагогических техникумов в Татарии было доведено до 10.
  • Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям:
    • учителей начальной школы
    • воспитателей детских садов
    • преподавателей физкультуры
    • преподавателей иностранного языка
  • с 1932 года - одним из ведущих педагогов был Вали Хазиев, 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Он автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для татарских школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в Татарстане.

Педагогические училища

  • 7 января 1937 года - по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.
  • 1941 год - с началом Великой Отечественной войны в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж татарской школы № 12 на улице Комсомольской (на берегу озера Кабан).
  • Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям:
    • учитель начальных классов
    • старший пионерский вожатый
    • позднее - учитель физической культуры
  • Директорами в этот период были:
    • В.И.Уланов
    • Багаев
    • М.С.Савельев
    • А.Я.Касимов
  • Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны
  • Заочным отделением руководил Рахманкулов
  • Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:
    • Г.В.Богданова
    • Ф.У.Кулахметова
    • Р.Г.Баязитова
    • А.Ш.Мусина
    • Р.Галимуллина
    • выпускники ленинградского института физкультуры:
      • В.Михневский
      • Н.Репников
      • Козловы и др.

сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.

  • Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по русскому языку для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
  • 1956 год - в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища.
  • 21 июня 1961 года - Постановлением Совета Министров Татарской АССР было принято решение открыть в Казани вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.

Педагогический колледж

  • В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
  • Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
    • Ступникова Л.П.
    • Гайнутдинов М.Л.
    • Халитова Н.Х.
    • Бишинова С.Н.
    • Гилязова Л.Г.
    • Исламшина Г.Р.
    • Мильграм А.А.
    • Фаттахова Г.Я.
    • Ягафарова Р.Х.
  • XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
  • С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
  • Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.
  • С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.

Источники