Первое Казанское педагогическое училище

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Казанское педагогическое училище
ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
Казанская татарская учительская школа
Татарский педагогический техникум
Казанский педагогический техникум имени Каюма Насыри
Казанский татарский педагогический техникум
Казанское педагогическое училище
Казанский педагогический колледж



Казанское учебное заведение

  • Образовано - 13 сентября 1876 года

История

Казанская татарская учительская школа

  • 13 сентября 1876 года - по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа.
  • Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения русской грамотности в татарских селениях Казанской губернии».
  • Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель Мухаметгали Махмудов, затем на этой должности находились:
  • Преподавали в школе, в основном, выдающиеся деятели науки и просветительства:
  • Не случайным был выбор Вильгельма Радлова на должность заведующего учебной частью, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов.
  • Появление Шигабутдина Марджани в КТУШ давало учебному округу определенную гарантию перед татарским обществом. По убеждению Шигабутдина Марджани национальное мусульманское образование, полученное в мектебе и медресе, затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям России представителей национальной интеллигенции.
  • Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, Шакирзяна Тагирова, закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.
  • В 1883 году - Шакирзян Тагиров представил свои рисунки в Петербургскую академию художеств и первым из татар получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике русского письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в русских школах учебного округа.
    • Имея 14 детей (впоследствии видных деятелей образования и культуры) он создал:
      • первый татарский букварь для обучения звуковым методом, который издавался с 1893 года 15 раз.
      • первый татарский картинный букварь.
      • учебники по морфологии и синтаксису арабского языка.
  • За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек.
    • Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин.
    • Они работали в татарских и башкирских начальных училищах, в русских классах при медресе от Пензы до Томска.
  • Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность:
  • Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось:
    • огромное количество букварей - до 20 названий
    • книг для чтения - около 70 названий

таких авторов как: Ш.Ахмаров, М.Иманаев, Мухитдин Курбангалиев, Х.Максудов и др.

Выпускники

Педагогические курсы

  • В июле 1919 года - Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.
  • Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов, в том числе в:
  • 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей.

Педагогические техникумы

  • В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому:
  • В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование.
  • Февраль 1924 года - Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию ввела комплексную программу для педагогических техникумов:
    • индустриальную – для городских
    • аграрную – для сельских техникумов.
  • Отличительной чертой учебного плана 1924 года являлось увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
  • 1925 год - Казанскому педагогическому техникуму было присвоено имя Каюма Насыри.
  • 1929 год - присвоено имя «10-летия Татарской АССР».
  • 1929-30 годы - в Татарии были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в Арске и общее количество педагогических техникумов в Татарии было доведено до 10.
  • Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям:
    • учителей начальной школы
    • воспитателей детских садов
    • преподавателей физкультуры
    • преподавателей иностранного языка
  • с 1932 года - одним из ведущих педагогов был Вали Хазиев, 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Он автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для татарских школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в Татарстане.

Педагогические училища

  • 7 января 1937 года - по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.
  • 1941 год - с началом Великой Отечественной войны в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж татарской школы № 12 на улице Комсомольской (на берегу озера Кабан).
  • Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям:
    • учитель начальных классов
    • старший пионерский вожатый
    • позднее - учитель физической культуры
  • Директорами в этот период были:
    • В.И.Уланов
    • Багаев
    • М.С.Савельев
    • А.Я.Касимов
  • Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны
  • Заочным отделением руководил Рахманкулов
  • Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:
    • Г.В.Богданова
    • Ф.У.Кулахметова
    • Р.Г.Баязитова
    • А.Ш.Мусина
    • Р.Галимуллина
    • выпускники ленинградского института физкультуры:
      • В.Михневский
      • Н.Репников
      • Козловы и др.

сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.

  • Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по русскому языку для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
  • 1956 год - в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища.
  • 21 июня 1961 года - Постановлением Совета Министров Татарской АССР было принято решение открыть в Казани вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.

Педагогический колледж

  • В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
  • Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
    • Ступникова Л.П.
    • Гайнутдинов М.Л.
    • Халитова Н.Х.
    • Бишинова С.Н.
    • Гилязова Л.Г.
    • Исламшина Г.Р.
    • Мильграм А.А.
    • Фаттахова Г.Я.
    • Ягафарова Р.Х.
  • XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
  • С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
  • Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.
  • С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.

Источники