ТАТАРЛАР (Татары)

(перенаправлено с «Татар»)
Перейти к: навигация, поиск
ТАТАРЛАР (Татары)

ТАТАРЛАР (Татары)
Татары (татар, tatar, татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне и на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72% населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы:

  • татары волго-уральские
  • сибирские
  • астраханские
  • иногда выделяют польско-литовских татар

Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год).
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта:

  • западный (мишарский)
  • казанский (средний)
  • восточный (сибирско-татарский)

По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, а так же православные, атеисты и др.

История

Всем известно, что народ, живущий на территории современного Татарстана, называют татарами. Но многие ли знают, что народ этот имеет очень мало общего с таким привычным для нас понятием, как монголо-татары, а также то, что гораздо раньше нашествия Чингисхана междуречье Волги и Камы населяли жители огромного высокоразвитого государстваволжские БОЛГАРЫ (Булгары). А ведь именно их нынешних потомков исторически правильно было бы называть не татарами, а БОЛГАРАМИ (Булгарами)

Средневековая этнополитическая общность

Сложилась в VП-XП веках. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.
Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. Кюль-Тегина стела); в китайских источниках 1-й половины IX века — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).
В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XП веках термином «Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта территория названа «Дешт-и-татар (Страна татар)».
С конца XП века татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с Чингисханом.
В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население Золотой Орды. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.
В России вплоть до начала XX века термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.

Народ

Основное население республики Татарстан, после русских второй по численности коренной народ в Российской Федерации.
Общая численность 6 650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в России — 5 522 тыс., из них в республике Татарстан — 1765 тыс. чел.
Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.
Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические группы:

Ряд современных тюркских народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с татарами в XШ-XV веах общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (Вторая половина XVШ— XIX веков), обособились в самостоятельные этнические общности.
ЯЗЫК — татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры).
ВЕРА. Верующие татары в основном мусульмане - сунниты (см. Суннизм). Часть татар исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки).
Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.

Этногенез

По проблемам этногенеза татар существуют три основные концепции:

Первая

Болгаро-татарская (Булгаро-татарская) концепция. Согласно которой этнической основой татар являются болгары и тюркизированное местное финно-угорское население.
Ряд исследователей — Ахмад-Заки Валиди, Хасан-Гата Габаши, Мирфатых Закиев, Фатых Урманчеев и др. этногенез БОЛГАР (Булгар) возводят к древнейшим народам Евразии — скифам, сарматам, аланам (асам) и др.
В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в Волжской Болгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства и особых изменений не претерпели.
Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой болгарской народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназвание «болгар (булгар)») вплоть до начала XX века.
Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е годы в трудах Ризы Фахретдина, Гайнетдина Ахмарова, Николая Фирсова, Михаила Худякова и др.
После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах Хайри Гимади, А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, Латыфа Заляя, Гаруна Юсупова, Альфреда Халикова, Мирфатыха Закиева и др.

Вторая

Татаро-монгольская концепция.
Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татарской государственности и культуры.
Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — Нияза Мажитова, Василия Каховского, В.Д.Дмитриева, Н.И.Егорова, М.Р.Федотова и др.

Третья

Тюрко-татарская концепция.
В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.
Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.
В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских и местных болгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.
В процессе их формирования к середине XШ века исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские (Найман, Кунграт, Кереит, Табын, Катай, Мангыт, Оглан, Джалаир, Уйшун и др.).
Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.
Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV веке новой этнополитической общности — татар.
Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. Поволжский тюрки).
В татарских государствах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV век), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др.
Со второй половины XVI века, после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание — «мусульман».
Во второй половине XIX века, в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи (Шигабутдин Марджани, Хади Атласи, Гаяз Исхаки и др.).
В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.
При переписи 1926 года назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.
Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях Газиза Губайдуллина, Акдеса Курата, Николая Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, Миркасыма Усманова, Равиля Фахрутдинова, Азгара Мухамадиева, Надира Давлета, Дамира Исхакова, Юлая Шамильоглу и др.

Занятия

  • Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.
  • Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.
  • Одновременно до начала XX века в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.
  • Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.
  • Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.
  • Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX века преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.
  • По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.
  • Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX века основной огородной культурой становится картофель.
  • Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)
  • Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров,

паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.

  • Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы.
  • Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.
  • С XVШ века татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.

В качестве татарских торговых центров выделялись Казанская, Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.

Поселения

В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.
Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.
В XVI-XIX веках татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась мечеть, при ней — мектеб (школа) или медресе.

Одежда и питание

В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, хлопчатобумажная китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.
Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).
В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.
По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения — в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.

Влияния

  • Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским государством в 1552 году.
  • После Февральской революции 1917 года татары вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (Урало-Волжский Штат). В мае 1920 года была образована Татарская АССР.

Новое в освещении истории татар

Прочитал внимательно работы независимого татарского историка-исследователя Гали Рашитовича Еникеева, как его три книги, так и статьи, и полностью присоединяюсь к мнению тех, чьи отзывы и рецензии опубликованы на сайте «Татары Евразии (подлинная история)».
Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Дамиром Исхаковым рецензии от Института истории Академии наук Республики Татарстан имени Шигабутдина Марджани на первую книгу Гали Еникеева «Чингиз-хан и татары: мифы и реальность» изложено, в частности, следующее: «В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа. Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа».
То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Гали Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П.Васильев (XIX век), Лев Гумилёв, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в официальной исторической науке соответствующей прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П.Васильев, «ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых»), не позволило в должной мере «пробить себе дорогу» в науке точке зрения указанных ученых, которые, как выясняется при внимательном прочтении книг Гали Еникеева, были наиболее близки к истине в изучении и освещении истории татар, особенно как «домонгольского», так и «монгольского» периодов, и чьи выводы были наиболее обоснованы, как выясняется благодаря книгам Гали Еникеева, как фактологически, так и логически.
Пожалуй, главная заслуга Гали Еникеева именно в том, что он смог заметить, «вытащить» из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Гали Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.
Замечательно также, что изложенное Гали Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ имени Шигабутдина Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) «не замечаемого» официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими.
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, «факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Болгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно» (Мурад Аджи).
В Год Татарской истории (2012) вышли 2-я и 3-я книги серии «Татарский след в истории России и Евразии» - «Великая Орда: друзья, враги и наследники» и «Наследие татар».
В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.
Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей - Гали Рашитович Еникеев (Гали Рашит улы Еникей). Книга «Наследие татар» написана им в соавторстве с Ш.Китабчы.
Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте: «ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)»
Книга «НАСЛЕДИЕ ТАТАР» вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website

  • Татарские организации в различных городах и странах см. в соответствующей категории проекта.

Источники