Худяков Михаил Георгиевич
МИХАИЛ ХУДЯКОВ
МИХАИЛ ГЕОРГИЕВИЧ ХУДЯКОВ
(1894-1936)
Историк, археолог, этнограф, доктор исторических наук, исследователь истории и культуры народов Поволжья
Содержание
Биография
- Родился 3 сентября 1894 года в небольшом городке Малмыже Малмыжского уезда Вятского наместничества Российской империи в родовитой и обеспеченной русской купеческой семье.
- 1906—13 годы - учился в Первой Казанской мужской гимназии и окончил её с золотой медалью.
- 1913—18 годы - обучался на историко-филологическом факультете Казанского университета
- 1918-24 годы - преподаватель школы, Восточного педагогического института, библиотекарь Общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете.
- 1919-26 годы — хранитель археологического отделения, заведующий историко-археологического отдела губернского музея.
- 1920-23 годы - работник музейного отдела Народного комиссариата просвещения Автономной Татарской Советской Социалистической Республики, один из организаторов и секретарей Научного общества татароведения.
- 1923 год - по обвинению в национализме был осужден видный большевик Мирсаид Султан-Галиев, распущено правительство автономии, некоторые члены которого отказались его осудить и после этих событий он покидает Казань.
- 1925-26 годы - научный сотрудник Ленинградской Государственной публичной библиотеки.
- 1926—29 годы - учился в аспирантуре Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК).
- 1927 год - принял участие в работах Средневолжской экспедиции в Чувашии.
- 1929 год - преподаватель Ленинградского университета и в Института истории материальной культуры АН СССР.
- 1929—33 годы - учёный секретарь и научный сотрудник Комиссии по изучению племенного состава населения СССР при АН СССР.
- 1930-32 годы - против него были выдвинуты критические обвинения в «султангалиевщине» и «тюркском национализме», которые ограничились публичными «проработками».
- 1931 год - доцент ЛИЛИ и Ленинградского института философии, литературы и истории (ЛИФЛИ), научный сотрудник Первого разряда института доклассового общества (ГАИМК), принял участие в «критике» арестованного археолога С.И.Руденко, активно пропагандировал пользующийся официальной поддержкой «марризм».
- 1933-36 годы - работа в секторе феодальной формации.
- 1936 год - без защиты диссертации ему была присвоена учёная степень доктора исторических наук и звание действительного члена Института доклассового общества ГАИМК.
- 9 сентября 1936 года - необоснованно репрессирован, арестован Управлением НКВД Ленинградской области по статье 58-8, 11 УК РСФСР как «активный участник контрреволюционной троцкистско-зиновьевской террористической организации».
- 19 декабря 1936 года - выездной сессией ВК ВС СССР приговорен к высшей мере наказания, с конфискацией всего личного имущества, расстрелян в тот же день в Ленинграде, его труды были запрещены и изъяты из библиотек.
- июнь 1957 года - определением военной коллегии Верховного Суда СССР был реабилитирован посмертно, однако более 30 лет его труды не переиздавались и оставались недоступными широкому кругу исследователей.
Вклад
- Одним из первых среди русских историков предпринял попытку объективного освещения истории Казанского ханства, основные работы посвящены истории татар, Волжской Болгарии, археологии Казани.
- 1920-е годы - записывал удмуртский эпос, опубликовал ряд историко-этнографических и археологических работ по истории тюркских и финноугорских народов региона, в том числе:
«Очерки по истории Казанского ханства», 1923
по Ананьинской культуре, истории Казанского ханства, татар Малмыжского уезда,мусульманской культуры в Среднем Поволжье
«Китайский фарфор из раскопок 1914 года в Болгарах» ИОИАЭКУ, 1919
«Болгар. Выставка культуры народов Востока» совместно с З.З.Виноградовым, Казань, 1920
«Старое — юно» КМВ, 1920
«К истории казанского зодчества» КМВ, № 5/6 1920
«Мусульманская культура в Среднем Поволжье» Казань, 1922
«Очерки по истории Казанского ханства» Казань, 1923
«Татарское искусство» «Вестник знания», № 2 1926
«Каменный век в Китае» «Наука и техника», № 5 1926
«Hockerbestattungen im Kasanischen Gebiet. Eurasia Septentrionalis antiqua» Helsinki, 1927
«Краткий отчет о раскопках в Вятской губернии» «Сообщения ГАИМК», 1929
«К вопросу о датировке булгарских зданий. Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников Татарской АССР» 1930
«Татарская Казань в рисунках XVI столетия» ВНОТ, № 9/10 1930
«Сущность и значение яфетидологии» ГАИМК, 1931
«Образовательная библиотека ГАИМК № 1. Критическая проработка руденковщины» СЭ, № 1/2 1931
«К вопросу о кромлехах» «Сообщения Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК)», № 7 1931
«К вопросу о пермском зверином стиле» «Сообщения ГАИМК», № 8 1931
«Финская экспансия в археологической науке» «Сообщения ГАИМК», № 11/12 1931
«Казань в XV—XVI столетиях» Материалы по истории Татарской АССР: (Писцовые книги города Казани в 1565-68 годы и 1646 год), Ленинград, 1932
«Этнография на службе у классового врага» совместно с С.Н.Быковским и А.К.Супинским, Библиотека ГАИМК, Ленинград, 1932
«Археология в приволжских автономных областях и республиках за 15 лет» ПИМК, № 1/2 1933
«Дореволюционная русская археология на службе эксплуататорских классов» Ленинград, 1933
«Культ коня в Прикамье» ИГАИМК, 1933
«Дореволюционное сибирское областничество и археология» ПИДО № 9/10 1934
«Культово-космические представления в Прикамье в эпоху разложения родового общества: «Солнце» и его разновидности» ПИДО, № 11/12 1934
«Археологи в художественной литературе». ПИДО, № 5/6 1935
«Графические схемы исторического процесса в трудах Н.Я.Марра» СЭ, № 1 1935
«25-летие научной деятельности П.С.Рыкова» СЭ, № 2 1935
«Очерк истории первобытного общества на территории Марийской области: Введение в историю народа мари» ИГАИМК, Ленинград, 1935
«Пережитки группового брака и матриархата в Поволжье: У мари и удмуртов» Труды ИАЭ АН СССР, 1936
«Песнь об удмуртских батырах: Из народного эпоса удмуртов. Проблемы эпической традиции удмуртского фольклора и литературы» Устинов, 1986
«Очерки по истории Казанского ханства» Москва, 1991 - Участвовал в организации музеев в Казани и Малмыже.
- 1950 год - Шамиль Мухамедьяров вернул в научный оборот его имя, дав ему характеристику как представителю «старой буржуазной историоrрафии, порой допускавшему грубые извращения природы политической надстройки в классовом обществе»
Признание
Его работа была одной из первых работ русских историков посвященных Казанскому ханству, история которого в трудах выдающихся историков предшествующего поколения рассматривалась исключительно в контексте русской истории. Его взгляд отличался от работ предыдущих авторов тем, что автор симпатизирует татарскому народу и показывает политику московского государства, как захватническую и колониальную. Вместе с тем он старается сохранить научную объективность. В своей работе автор выразил благодарность ряду востоковедов, которые, видимо, в какой-то мере разделяли его концепции: Гаязу Максудову и Газизу Губайдуллину, Николаю Фирсову, М.И.Лопаткину, Саиду Вахидову.
Его наставник, профессор Казанского университета Николай Фирсов положительно оценил труд ученика, однако указал, что «автор недостаточно отчетливо выяснил вопрос о государственном строе Казанского ханства, что в этом строе общего с Золотой Ордой, Астраханскими и Казанскими ханствами и что нужно отнести на счёт местных, стародавних болгарских устоев»
С ним полемизировал тюрколог С.Г.Порфирьев, который счёл сочинение коллеги тенденциозным и заказным: «появилась книга при условиях исключительно благоприятных — и Казанский университет, и старейшие ученые общества Казани лишены в наше время возможности изложить хотя бы одну страницу своих исторических трудов»
Профессор Государственной Академии истории материальной культуры С.Н.Быковский отметил «тщательность его подхода к работе с источниками»
Первым шагом по возвращению его трудов из безвестности явились публикации на татарском языке некоторых его работ («Очерков…» и отдельных статей) на страницах молодёжного журнала «ИДЕЛ (Волга)» начиная с 1989 года
Повторное издание книги вышло в 1991 году и впоследствии неоднократно переиздавалось.
«Принципиальное значение имеет то, что автор, будучи русским историком, впервые выступил с решительной апологетикой Казанского ханства, назвав его уничтожение актом жестокой колониальной политики, приведшей татарский народ к национальной трагедии», — говорится в посвящённой ему диссертации Фаузии Байрамовой
Его называют первооткрывателем комплексного изучения Казанского ханства, незаслуженно забытым и возвращённым к читателям и научной общественности усилиями татарской интеллигенции
Профессор МПГУ, доктор исторических наук В.А.Волков объясняет популярность Худякова в Татарии тем, что он целиком встал на татарскую сторону, представляя Русь как немотивированного агрессора и угнетателя. «Он оказался очень созвучен идеям, звучавшим в то время в большевистской среде, искавшей опору в националистах для борьбы с белой опасностью и великодержавным шовинизмом», — отмечает историк