Первое Казанское педагогическое училище
(перенаправлено с «Казанский педагогический техникум»)
Казанская татарская учительская школа
Татарский педагогический техникум
Казанский педагогический техникум имени Каюма Насыри
Казанский татарский педагогический техникум
Казанское педагогическое училище
Казанский педагогический колледж
Казанское учебное заведение
- Образовано - 13 сентября 1876 года
Содержание
История
Казанская татарская учительская школа
- 13 сентября 1876 года - по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа.
- Это первое светское учебное заведение закрытого типа для татар с преподаванием на русском языке было основано по представлению попечителя Казанского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог Вильгельм Радлов, а на должность вероучителя был назначен ахун Казани Шигабутдин Марджани.
- Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения русской грамотности в татарских селениях Казанской губернии».
- Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель Мухаметгали Махмудов, затем на этой должности находились:
- Шабхазгирей Ахмеров
- М.Н.Пинегин
- А.Ю.Горн
- Преподавали в школе, в основном, выдающиеся деятели науки и просветительства:
- академик В.В.Радлов,
- член-корреспондент Академии наук Богородицкий Василий Алексеевич, (1857-1941), выдающийся русский лингвист учился в Казанском университете, был учеником И.А.Бодуэна де Куртенэ.
- просветитель Терегулов Ибрагим Валиуллович,
- П.В.Траубенберг,
- Н.Г.Лексин,
- Тагиров Шакирджан Ахмеджанович и др.
- Педагогическую практику вел ученый-энциклопедист Каюм Насыри.
- Не случайным был выбор Вильгельма Радлова на должность заведующего учебной частью, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов.
- РАДЛОВ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ) - родился 05(17) января 1837 года, умер 12 мая 1918 года, академик Петербургской Академии Наук
- Появление Шигабутдина Марджани в КТУШ давало учебному округу определенную гарантию перед татарским обществом. По убеждению Шигабутдина Марджани национальное мусульманское образование, полученное в мектебе и медресе, затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям России представителей национальной интеллигенции.
- Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, Шакирзяна Тагирова, закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.
- В 1883 году - Шакирзян Тагиров представил свои рисунки в Петербургскую академию художеств и первым из татар получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике русского письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в русских школах учебного округа.
- За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек.
- Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин.
- Они работали в татарских и башкирских начальных училищах, в русских классах при медресе от Пензы до Томска.
- Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность:
- Ю.Салихова
- З.Бахтиярова
- Гафура Кулахметова и др.
- Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось:
- огромное количество букварей - до 20 названий
- книг для чтения - около 70 названий
таких авторов как: Ш.Ахмаров, М.Иманаев, Мухитдин Курбангалиев, Х.Максудов и др.
Выпускники
- Среди выпускников КТУШ немало деятелей татарской культуры и науки, общественных деятелей:
- Таким образом, к началу ХХ века у татар сложилась система национального образования, национальная печать, литература, выросло новое, современно мыслящее поколение интеллигенции. В авангарде этого процесса стояла КТУШ, на её базе начинают широко входить в практику ежегодные курсы переподготовки учителей.
- Летом и осенью 1918 года - по стране широкой волной прошли учительские съезды, где рассматривалась главная проблема – реформирование школы и подготовка новых учительских кадров.
- 1918-19 годы - шли поиски нового типа среднего педагогического учебного заведения.
Педагогические курсы
- В июле 1919 года - Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.
- Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов, в том числе в:
- 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей.
Педагогические техникумы
- В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому:
- 1921-22 годы - в Татарии были созданы 8 педагогических техникумов, в том числе:
- В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование.
- Февраль 1924 года - Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию ввела комплексную программу для педагогических техникумов:
- индустриальную – для городских
- аграрную – для сельских техникумов.
- Отличительной чертой учебного плана 1924 года являлось увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
- 1925 год - Казанскому педагогическому техникуму было присвоено имя Каюма Насыри.
- 1929 год - присвоено имя «10-летия Татарской АССР».
- 1929-30 годы - в Татарии были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в Арске и общее количество педагогических техникумов в Татарии было доведено до 10.
- Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям:
- учителей начальной школы
- воспитателей детских садов
- преподавателей физкультуры
- преподавателей иностранного языка
- с 1932 года - одним из ведущих педагогов был Вали Хазиев, 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Он автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для татарских школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в Татарстане.
Педагогические училища
- 7 января 1937 года - по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.
- 1941 год - с началом Великой Отечественной войны в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж татарской школы № 12 на улице Комсомольской (на берегу озера Кабан).
- Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям:
- учитель начальных классов
- старший пионерский вожатый
- позднее - учитель физической культуры
- Директорами в этот период были:
- В.И.Уланов
- Багаев
- М.С.Савельев
- А.Я.Касимов
- Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны
- Заочным отделением руководил Рахманкулов
- Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:
- Г.В.Богданова
- Ф.У.Кулахметова
- Р.Г.Баязитова
- А.Ш.Мусина
- Р.Галимуллина
- выпускники ленинградского института физкультуры:
- В.Михневский
- Н.Репников
- Козловы и др.
сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.
- Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по русскому языку для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
- 1956 год - в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища.
- 21 июня 1961 года - Постановлением Совета Министров Татарской АССР было принято решение открыть в Казани вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.
Педагогический колледж
- В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
- Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
- Ступникова Л.П.
- Гайнутдинов М.Л.
- Халитова Н.Х.
- Бишинова С.Н.
- Гилязова Л.Г.
- Исламшина Г.Р.
- Мильграм А.А.
- Фаттахова Г.Я.
- Ягафарова Р.Х.
- XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
- С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
- Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.
- С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.