БУБЫЙ (Буби)

Перейти к: навигация, поиск

БУБЫЙ (Буби)

Сельсовет, сельское поселение, населённые пункты, медресе и река

ӘГЕРҖЕ РАЙОНЫ (Агрызский район)

ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)

Село Агрызского района Татарии

Год 1716 1762 1859 1890 1920 1926 1938 1958 1970 1989 1997 2002
Население, чел. 104 130 1 131 1 326 1 530 1 326 1 062 1 106 827 646
татары
767 668
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Дом культуры
    • Библиотека
    • Детский санаторий ӘГЕРҖЕ (Агрыз)
    • медресе «БУБЫЙ (Буби)», в 1890-1900-х годах ставшее одним из очагов просвещения тюркских народов Поволжья и Приуралья:
      • В истории точно известно что медресе в деревне было и официальной датой его основания считается 1781 год, а муллой в то время был Габдулкариме бине Халиулла бине Гусман неизвестно когда он родился и где учился, известно что он был мударрисом и имел много шакирдов
      • здание знаменитого медресе в конце 1920-х годов было перевезено в Агрыз и долгое время служило поликлиникой, потом музеем истории Агрыза и Агрызского района
    • Мечеть (до 1917), здание сохранилось до сегодняшнего дня
      • середина XVШ века - появилась маленькая мечеть и первым муллой там был Юлдаш бине Бигем бине Девлеткильде и от него остались переписанные его рукой две книги, но сведений о том что было медресе нет, хотя перепиской книг занимались шакирды
    • Дом братьев БУБЫЙ (Буби), известных просветителей Бобинских (1895)
    • Дом купца Габдуллы Губайдуллина, здание сохранилось
    • Усадьба - Дом купца М.Ахметзянова — архитектурный памятник конца ХIХ века
    • XVШ - Первая половина XIX века:
      • жители относились к категории государственных крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота, пчеловодством, по торговым делам ездили в Москву, Пермь, Оренбург, Екатеринбург, на Макарьевскую ярмарку, в Среднюю Азию и Сибирь
      • Вначале деревня была населена марийцами
        около 1730 годов - появились в этих краях первые мусульмане
        Это были Сулейман и Габдулла, выходцы из деревни КАРАДУГАН (Карадуван) Казанской губернии
        Возможно они перебрались сюда спасаясь от притеснении и насильственной христианизации
        После завоевания Казанского ханства было уничтожено почти все татарское, началась насильственная христианизация
        Мусульмане бежали в леса и пустынные места после того как было установлено господство русских, мусульмане начали строить деревни и обустраивать свою жизнь
        Возможно и другое: через эту местность пролегал торговый путь из Среднего Поволжья в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан, торговые люди Сулуейман и Габдулла решили обосноваться здесь
        Как бы там ни было постепенно число мусульмантатар в деревне увеличилось, а многие марийцы перебрались в близлежащие марийские селения или омусульманились (отатарились)
        Как и повсюду, поселившиеся здесь татары рубили лес, сеяли хлеб, пасли скот, косили сено, охотились, ловили рыбу, занимались бортничеством
        А так же торговали, кто был более удачливым торговал сам, а менее удачливые нанимались перевозить товары принадлежавшие другим
    • 1716 год - в 10 хозяйствах проживало 45 татар (учитывались только мужские души)
    • Конец XIX века:
      • 2 водяные мельницы
    • Начало ХХ века:
      • деревня представляла из себя городской посад, со своими магазинами, торговыми рядами и двухэтажными домами
      • 1905 год - открыта одноклассная школа для мальчиков
      • 1907 год - одноклассная школа для девочек и двухклассная для мальчиков
      • До 1921 года - за рекой Иж в живописнейшем месте имелась лечебница, где разводили кобыл и лечились кумысом и куда приезжали лечиться из многих мест, содержал лечебницу купец Габдрахман Губайдуллин
    • После 1917 года и гражданской войны - жизнь в деревне продолжалась своим чередом
    • 1921 год - началось становление Советской власти и Первым председателем Сельсовета был избран по архивным документам Гиззатуллин Харис
    • 1930-е годы - проводилось повсеместное раскулачивание наиболее зажиточных семей и были сосланы в Магнитогорск и в Челябинскую область 15 семей, дома в которых они жили, были переданы в Советские учреждения и в колхоз, а некоторые дома перевезены в Агрыз, например:
      Каримов Ибрай - стоял на рынке служил лабораторией по проверке качества молока
      Нафиков Хасан - мельница в колхозе
      Исмагилов Ахметзян - долгое время служил зданием типографии
      Арслангали - здание сельсовета
      Файзуллин Мулла – служил военкоматом
      Другие дома, например:
      Камкин Хузя – дом долгое время служил правлением колхоза
      Мухаметзяна Ахметзянова - со всеми надворными постройками передан Иж-Бобьинской средней школе, снесен в 2004 году из-за аварийного состояния.
      Дом братьев Буби - школа, а в последние годы здание занимает правление колхоза
      1928 год - школа получила статус средней
      1944 год - в здании бывшей мечети приказом Совнаркома СССР был открыт детский санаторий для больных туберкулезом
      2004 год - санаторий перевели в село КЫЗЫЛ НАРАТЛЫК (Красный Бор), здание мечети, решением главы администрации Агрызского района Ф.Г.Габбасова, было возвращено мусульманской религиозной организации Иж-Бобьинского прихода
    • 1934 год - сельский клуб с библиотекой, построенные на колхозные средства
    • 1975 год - сельский дом культуры на 200 посадочных мест
    • 1999 год - подключены к сетевому газу, все объекты соцкультбыта и более 350 домов
    • 2003-05 годы - линии электропередач были обновлены и проведена оптико-волоконная связь на телефонную связь, и к 1 января 2006 года в двух населённых пунктах установлено более ста точек телефонной связи
  • Сельское хозяйство:
  • Известные люди:

Медресе «БУБЫЙ (Буби)»

Медресе «БУБЫЙ (Буби)»
Фәйзи Бубый
(Гобәйдулла Бубый
(1866-1938)
Мөхлисә Бубый
(1869-1937)
Габдулла Буби
(1871-1922)

Медресе деревни «ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)» Агрызской волости Сарапульского уезда Вятской губернии Российской империи и РСФСР

  • Основано в 1781 году
    • По сохранившимся официальным документам медресе существует примерно с начала XIX века. В «Ведомости об учебных заведениях Сарапульского уезда за майскую треть 1831 года», есть сведения о том, что «в деревне «ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)» существует приходское училище, основанное в 1811 году. Оно находится под ведомством Министерства финансов и содержится за счёт обывателей деревни «ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)» с 35 учениками. Учителем является указной мулла». Это один из первых официальных документов, где упоминается медресе «Буби». Однако нельзя утверждать, что до этого в деревне не было учебного заведения.
    • АВЫЛ (Село) «ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)» Агрызского района Татарии находится:
  • 1908 год - при медресе открыты женские классы, где преподавала Мухлиса Буби
  • 1911 год - мударрисы и шакирды по Делу «Буби» были обвинены в пропаганде панисламизма и медресе закрыто
  • 1912 год - после суда были оправданы все обвиняемые в панисламизме, но медресе прекратило свое существование как светоч науки в мусульманском мире, однако обучение не прекращалось
  • Один из очагов просвещения тюркских народов Поволжья и Приуралья
  • 1895 год - возглавляли медресе и преподавали:
    • Габдулла Буби - преподаватель
    • Файзи Буби - мударрис
      • Благодаря их просветительской деятельности медресе стало одним из известнейших и популярнейших мусульманских учебных заведений Поволжья. Братья стремились подготовить не только грамотных религиозных деятелей, мугаллимов — учителей для джадидистских школ, но и работников сельского хозяйства, предпринимателей. Для этого нужно было в корне менять всю учебную программу и пособия.
      • Летом 1903 года в медресе был приглашён преподаватель русского языка. Средства на его жалованье выделял вакуф. Вскоре по постановлению Сарапульского уездного училища за счёт земства открылась одноклассная школа, на которую была возложена обязанность содержать этого педагога.
      • До 1906 года жалованье получал лишь один преподаватель. Вскоре закят жителей деревни «ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)» стали расходовать на нужды школы и оплату труда мугаллимов среднего и подготовительного уровня. Тогда же открылось женское одноклассное начальное русско-татарское училище. На его содержание земство ежегодно выделяло 420 рублей (по тем временам довольно-таки немалая сумма).
      • Женская школа деревни «ИЖ-БУБЫЙ (Иж-Бобья)» стала одной из первых реформированных школ в России, которая готовила учительниц. Занятия здесь вели как женщины, так и мужчины. Габдулла Буби вспоминал: «Не покладая рук образованием занимались мать с отцом, мы двое — с братом, сестра Мухлиса Буби и наши супруги — Насима и Хуснефатима».
      • Вскоре в медресе стали работать лучшие преподаватели того времени. Например, Файзулла Мухаммед — один из первых преподавателей истории, географии и тюркской литературы среди мугаллимов России, и Габдулла Фахри — учитель математики, окончивший медицинскую школу в Стамбуле. Вслед за ними переехали порядка 35…40 шакирдов. Благодаря стараниям представителя сарапульского земства, Б.Залялетдинова, в том же году к медресе присоединили двухклассную русскую школу.
      • В 1908 году при медресе открываются трёхмесячные курсы подготовки преподавателей-мугаллимов и учителей-женщин. С мая по август слушатели изучали шариат, арабскую литературу, грамматику татарского языка, счёт, алгебру, геометрию, естествознание, зоологию, ботанику, разряды (биографии людей), химию, историю, географию, педагогику и методику. С каждым годом росло число желающих закончить эти курсы. Только в первый год работы дипломы получили 20 преподавателей и 6 учительниц, а в 1910 году число выпускников составило 84 и 58 соответственно. Однако спустя три года летние курсы прекратили своё существование вместе с закрытием медресе.
      • 16 августа 1910 года медресе посетил вятский губернатор П.Камышанский и инспектор В.Ивановский. Они проверили уровень знания русского языка у учеников и учениц и остались очень довольны.
      • Но вскоре на совещании инспекторов, православных священников и высоких чинов по поводу татарских школ в Санкт-Петербурге старометодные медресе были признаны очень полезными для государства, так как «…не давали знаний, не развивали детей». Такие выводы содержатся в сборнике, который вышел по итогам этого собрания. Новометодные медресе, особенно Бобинское, были определены как вредные, так как просвещали и давали знания татарам, готовили эрудированных имамов и мугаллимов. В результате было издано постановление «не обучать в них наукам, а только религии». Габдулла Буби писал: «Благодаря их стараниям, а также газеты «Казанский телеграф», Малова и Ишмиишана медресе «Буби» было закрыто». В ночь с 29 на 30 января 1911 года здесь был произведен обыск. Медресе закрыли, а руководителей и преподавателей обвинили в панисламизме и арестовали. Братья Буби — Габдулла и Губайдулла предстали перед судом. Меньше чем через год были закрыты мужская и женская школы.
      • После закрытия медресе население деревни обратилось в Управление Казанского учебного округа с прошением вновь открыть двухклассное училище с начала 1911—12 года. Вятский губернатор признал «необходимым закрыть временно медресе, а училище не открывать впредь до выработки надлежащего надзора… Потому что иж-бобинское двухклассное русско-татарское училище находилось в одном помещении с новометодным медресе, пользовалось библиотекой последнего и вообще ничего раздельного собой не представляло. Оно являлось столь же вредным, как и само медресе, которое распространяло среди мусульман панисламистские идеи». Попытки открыть медресе предпринимались неоднократно. Но все обращения были отложены до лучших времён.
  • Учились:

Река БУБЫЙ (Бобинка)

Река, правый приток реки Иж

Источники