Первое Казанское педагогическое училище

Материал из Милләттәшләр
Версия от 10:27, 27 сентября 2013; Камиль Бакиров (обсуждение | вклад) (Новая страница: «200px|thumb|справа|<center>Казанское педагогическое училище</center> '''ПЕРВОЕ КА...»)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Казанское педагогическое училище

ПЕРВОЕ КАЗАНСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
(Казанский педагогический колледж)
Казанское учебное заведение

  • Образовано - 13 сентября 1876 года

История

  • 13 сентября 1876 года по представлению Государственного совета указом Александра II была открыта Казанская татарская учительская школа.
  • Это первое светское учебное заведение закрытого типа для татар с преподаванием на русском языке было основано по представлению попечителя Казанского учебного округа П.Д.Шестакова, инициатором и организатором школы был ученый-тюрколог Вильгельм Радлов, а на должность вероучителя был назначен ахун Казани Шигабутдин Марджани.
  • Основной задачей школы являлась «подготовка молодых людей магометанского вероисповедания для распространения русской грамотности в татарских селениях Казанской губернии».
  • Первым инспектором КТУШ был назначен известный просветитель Мухаметгали Махмудов, затем на этой должности находились:
  • Преподавали в школе, в основном, выдающиеся деятели науки и просветительства:
  • Не случайным был выбор Вильгельма Радлова (РАДЛОВ ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ (ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ), родился 05(17).01.1837, умер 12.05.1918, академик Петербургской АН)на должность заведующего учебной частью был не случайным, т.к. кадры подбирались с учетом их политических мотивов. Появление Шигабутдина Марджани в КТУШ давало учебному округу определенную гарантию перед татарским обществом. По убеждению Шигабутдина Марджани национальное мусульманское образование, полученное в мектебе и медресе, затем продолженное в КТУШ, способствовало бы расширению образовательной базы, в конечном итоге, формируя прогрессивных, адаптированных условиям России представителей национальной интеллигенции.
  • Со временем для преподавания в школе стали оставлять её выпускников, Шакирзяна Тагирова, закончившего школу в 1880 году с отличием, который был направлен Вильгельмом Радловым в реальное училище к художнику Х.Г.Пашковскому.
  • В 1883 году Шакирзян Тагиров представил свои рисунки в Петербургскую академию художеств и первым из татар получил свидетельство преподавателя рисования в начальных училищах. Именно он составил первую программу обучения детей графике русского письма, а изданные им стенные таблицы (для безотрывного письма) широко использовались не только в русско-татарских училищах, но и в русских школах учебного округа. Имея 14 детей (впоследствии видных деятелей образования и культуры) он создал первый татарский букварь для обучения звуковым методом, который издавался с 1893 г. 15 раз, а также первый татарский картинный букварь, учебники по морфологии и синтаксису арабского языка. За 43 года существования КТУШ окончило более 400 человек. Сдав экзамены при школе экстерном, получили звание учителя начального училища 126 мужчин и 8 женщин. Они работали в татарских и башкирских начальных училищах, в русских классах при медресе от Пензы до Томска.
  • Татарской общественности хорошо известна плодотворная деятельность Ю.Салихова, З.Бахтиярова, Г.Кулахметова и др. Я.Д.Коблов пишет, что «каждый» учитель русско-татарского училища стремился что-либо внести в сокровищницу учебной литературы. В несколько лет появилось огромное количество букварей (до 20 названий), книг для чтения (около 70 названий) таких авторов как: Ш. Ахмаровых, М. Иманаева, М.Курбангалиева, Х.Максудова и др.
  • Среди выпускников КТУШ немало деятелей татарской культуры и науки, общественных деятелей: Г. Исхаки, С. Максуди, Ф. Туктаров, Ш. Мухаммедьяров, Г. Терегулов, М. Курбангалиев, Г. Алпаров, Н. Мухутдинов, Н. Надиев, Р. Газизов, Х.Г. Сайфутдинов, Г. Кулахметов, М. Султангалеев, Я. Чанышев, Н. Еникеев и др. Таким образом, к началу ХХ века у татар сложилась система национального образования, национальная печать, литература, выросло новое, современно мыслящее поколение интеллигенции. В авангарде этого процесса стояла КТУШ, на ее базе начинают широко входить в практику ежегодные курсы переподготовки учителей.
  • Летом и осенью 1918 г. по стране широкой волной прошли учительские съезды, где рассматривалась главная проблема – реформирование школы и подготовка новых учительских кадров. В течение 1918-1919 г. шли поиски нового типа среднего педагогического учебного заведения. В июле 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании всех учительских семинарий и учительских институтов (в т.ч. национальных) в трехгодичные курсы.
  • Таким образом в Казанской губернии были созданы 19 педагогических курсов (в т.ч. в Арске, Елабуге, Казани, Тетюшах, Чистополе и др.).
  • 1920-21 годы - на 13 педагогических курсах и двух институтах обучалось 1700 будущих учителей. В 20-е годы ХХ века основной формой профессионального образования были признаны техникумы, поэтому в 1921-22 г. в Татарии были созданы 8 педагогических техникумов, в т.ч. Казанский татарский педагогический техникум. В течение 2-х лет будущий учитель получал законченное среднее образование. Первая Всероссийская конференция по педагогическому образованию (в феврале 1924 г.) ввела комплексную программу для педагогических техникумов: индустриальную – для городских и аграрную – для сельских техникумов. Отличительной чертой учебного плана 1924 г. являлось. Увеличение времени на педагогическую практику – все 4 года.
  • В 1925 году Казанскому педагогическому техникуму было присвоено имя Каюма Насыри.
  • В 1929 году присвоено «10-летия Татарской АССР».
  • 1929-30 годы в Татарии были созданы новые педагогические техникумы в Бугульме и в Арске, т.о. общее количество педагогических техникумов в Татарии было доведено до 10.
  • Казанский педагогический техникум готовил студентов по четырем специальностям:
    • учителей начальной школы,
    • воспитателей детских садов,
    • преподавателей физкультуры и
    • преподавателей иностранного языка.
  • Одним из ведущих педагогов с 1932 г. в педтехникуме был Вали Хазиев, 100-летие которого мы отметили педагогическими чтениями 1 декабря. Вали Хазиев – автор многочисленных учебно-методических пособий для педучилищ, учебников и хрестоматий для татарских школ по родному языку, многочисленных публикаций по проблемам организации и развития педагогического образования в Татарстане.

7 января 1937 г. по указанию Наркомпроса педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища.

  • С началом Великой Отечественной войны в 1941 г. в здании педагогического училища был организован госпиталь, поэтому после войны училище занимало один этаж татарской школы № 12 на ул. Комсомольской (на берегу озера Кабан). Ежегодно в училище принимали по 2 группы на русское отделение и 2 группы на татарское отделение по специальностям: учитель начальных классов и старший пионерский вожатый, позднее учитель физической культуры.
  • Директорами в этот период были:
    • В.И.Уланов,
    • Багаев,
    • М.С.Савельев,
    • А.Я.Касимов.
  • Завучем была Зайнуллина Марьям Шагеевна, участница гражданской войны.
  • Заочным отделением руководил Рахманкулов.
  • Коллектив преподавателей был небольшой, но творческий:
    • Г.В.Богданова,
    • Ф.У.Кулахметова,
    • Р.Г.Баязитова,
    • А.Ш.Мусина,
    • Р.Галимуллина,
    • выпускники ленинградского института физкультуры:
      • В.Михневский,
      • Н.Репников,
      • Козловы и др.

сочетали в себе высокое интеллектуальное образование опытных преподавателей с энергией молодых.

  • Многие выпускники этого периода продолжили обучение в ВУЗах, стали заниматься научными исследованиями, Марьям Заляловна Ахиярова – выпускница 1950 года, став кандидатом педагогических наук, выпустила ряд учебников по русскому языку для начальных классов тюркоязычных школ, которые и сегодня актуальны.
  • В 1956 г. в связи с послевоенной демографической ситуацией очное отделение педагогического училища было закрыто, осталось лишь заочное отделение, где продолжали работать преподаватели училища. 21 июня 1961 г. Постановлением Совета министров ТАССР было принято решение открыть в Казани вновь педагогическое училище, начался новый этап в истории нашего учебного заведения при школе № 131. Директором была назначена Зарипова Мазгуда Гадеевна. В этот период расширилось и заочное отделение (под рук. Сиразетдинова Г.М.). В училище работали кружки, спортивные секции, развита художественная самодеятельность. Преподаватели принимали активное участие в организации курсов повышения квалификации при ТИУУ для учителей школ и воспитателей ДОУ (за ними были закреплены Пестречинский, Верхне-Услонский и Зеленодольский районы). Была создана базовая школа № 29 под руководством Горлановой Зинаиды Михайловны, позднее Смирновой Тамары Павловны, которая была укомплектована нашими лучшими выпускниками, многие из них стали Заслуженными учителями, учеными, директорами и завучами школ, работниками министерств и ведомств, но главное - все они мастера своего дела, многие из которых всю свою жизнь посвятили образовательной деятельности.
  • В 1995 году постановлением Кабинета Министров РТ Казанское педагогическое училище было преобразовано в Казанский педагогический колледж. Под руководством директора Гайнутдинова М.Л. была создана творческая группа из числа преподавателей колледжа по обновлению содержания подготовки специалистов в условиях модернизации образования. Наши преподаватели Михеева Л.П. и Ступникова Л.П. в числе рабочей группы МО РФ приняли участие в разработке ГОС СПО-I поколения. Большую помощь в реализации профессиональных образовательных программ повышенного уровня с дополнительной подготовкой оказали преподаватели ВУЗов: профессор Сафиуллина Ф.С., доцент Асылгараева Р.А., профессор Габдуллин Г.Г., профессор Гильмеева Р.Х., профессор Читалин Н.А. Контингент учащихся колледжа составлял более 700 человек по очной форме обучения и более 400 чел. по заочной форме. Штат преподавателей составлял 83 чел.
  • Работая в колледже, ряд преподавателей получили ученые степени:
    • Ступникова Л.П.,
    • Гайнутдинов М.Л.,
    • Халитова Н.Х.,
    • Бишинова С.Н.,
    • Гилязова Л.Г.,
    • Исламшина Г.Р.,
    • Мильграм А.А.,
    • Фаттахова Г.Я.,
    • Ягафарова Р.Х.
  • XXI век не случайно называют веком образования. В современном мире именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. Основная концепция деятельности нашего колледжа это - «Колледж XXI века - стартовая площадка педагогов-профессионалов».
  • С 1 января 2006 г. Казанский педагогический колледж был объединен с ФСПО ТГГИ и в настоящее время имеет 2 учебных здания и общежитие. Контингент студентов составляет 767 чел.. В настоящее время в условиях модернизации всей системы профессионального образования приоритетным становится вопрос подготовки будущего специалиста, способного к наиболее успешной и продуктивной деятельности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. По инициативе Мэрии г. Казани и при поддержке Управления образования г.Казани с 2010 года по настоящее время реализуется программа формирования здорового образа жизни младших школьников «Тропинки здоровья», авторами которой является наш преподаватель Ягнова Ольга Юрьевна в рамках введения ФГОС НОО. Более 200 волонтеров из числа наших студентов помогают учителям школ реализовать данный проект.
  • Колледж является экспериментальной площадкой ИППО РАО по проблеме внедрения компетентностной педагогики в учебном процессе. Преподаватели колледжа являются научными руководителями экспериментальных площадок в школах города и республики в условиях реализации ФГОС НОО. Разработаны методические рекомендации, преподаватели Муяссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Гаффарова С.М. и др. стали авторами учебников для начальной школы и ДОУ. Совместно с ИРО колледж ведет большую работу по повышению квалификации, переподготовки педагогических кадров для школ и ДОУ РТ.
  • С этого учебного года колледж начал реализацию ФГОС СПО.

Источники