Исхаков Гаяз Гилязетдинович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Произведения)
 
(не показано 14 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Гаяз_Исхаки.jpg|250px|thumb|left|<center>Гаяз Исхакый<br>(1878-1954)</center>]]
 
[[Файл:Гаяз_Исхаки.jpg|250px|thumb|left|<center>Гаяз Исхакый<br>(1878-1954)</center>]]
'''ГАЯЗ ИСХАКИ (Гаяз Исхакый)<br>ГАЯЗ ГИЛЯЗЕТДИНОВИЧ ИСХАКОВ'''<br>(1878-1954)<br>(Мухамметгаяз Гилязетдин улы Исхаков)<br>  
+
'''ГАЯЗ ИСХАКЫЙ'''<br>(Гаяз Исхаки)<br>'''ГАЯЗ ГИЛЯЗЕТДИНОВИЧ ИСХАКОВ'''<br>(1878-1954)<br>(Мөхәммәтгаяз Гилязетдин улы Исхаков)<br><br> 
Татарский писатель, журналист, деятель татарского национально-освободительного движения.
+
[[Татар]]ский писатель, [[драма]]тург, [[редактор]], [[издатель]], [[журнал]]ист, деятель [[татар]]ского национально-освободительного движения<br><br> 
 
== Биография ==
 
== Биография ==
* Родился 23 февраля 1878 года вблизи Казани, в деревне Яуширма Чистопольского уезда [[Казанская губерния|Казанской губерния]] [[Российская империя|Российской империи]] (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана).
+
* Родился 23 февраля 1878 года вблизи [[Казани]], в [[деревне]] [[ЯУШИРМӘ (Кутлушкино)]] [[Красноярской волости]] [[Чистопольского уезда]] [[Казанской губернии]] [[Российской империи]].
* Учился в медресе города Чистополя и [[Казань|Казани]].
+
* Учился в [[медресе]] [[Чистополя]] и [[Казани]].
* В 1899 году поступил в русскую учительскую школу [[Казань|Казани]].
+
* 1899 год - поступил в [[русскую]] учительскую [[школ]]у [[Казани]].  
* Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце XIX века. Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы.
+
* Во время одного из своих арестов и последовавшей за этим ссылки в [[Архангельск]]ую губернию, ему пришлось провести некоторое время в той же тюремной камере, в которой содержался Юзеф Пилсудский — будущий премьер-министр ''Польши''. Подружившись, Исхаки и Пилсудский бурно обсуждали свою политическую борьбу против царизма. Есть некоторые основания полагать, что Исхаки оказал определенное влияние на окончательное формирование политических воззрений Пилсудского.
* После революции 1905 года, то есть после получения свободы печати и слова его литературная деятельность особенно усилилась. Он написал большинство своих произведений именно в этот период — с 1905 до 1917 года. За эти годы он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница» и другие. Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, когда советское руководство узнало о его эмиграции и антибольшевистской деятельности. Впоследствии издание его произведений было запрещено. В своих произведениях досоветского и советского периодов он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа и борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости.
+
* 1905-07 годы - один из лидеров [[татар]]ских эсеров - «[[тангистов]]».
* Во время одного из своих арестов и последовавшей за этим ссылки в Архангельскую губернию, Гаязу Исхаки пришлось провести некоторое время в той же тюремной камере, в которой содержался Юзеф Пилсудский — будущий премьер-министр Польши. Подружившись, Исхаки и Пилсудский бурно обсуждали свою политическую борьбу против царизма. Есть некоторые основания полагать, что Исхаки оказал определенное влияние на окончательное формирование политических воззрений Пилсудского.
+
* 1905-13 годы - многократно подвергался арестам, находился в ссылках.
* В 1905-07 годах один из лидеров татарских эсеров - «тангистов». В 1905-13 годах многократно подвергался арестам, находился в ссылках. В 1918 году эмигрировал, жил в Китае, Франции, Германии, Польше, Турции.
+
* 1918 год - эмигрировал, жил в [[Китае]], [[Франции]], [[Германии]], [[Польше]], [[Турции]].
 
+
* Умер 22 июля 1954 года в городе Анкаре [[Турции]], а похоронен на кладбище Эдернекапы в [[Стамбул]]е.
'''Издавал и редактировал газеты и журналы''':
+
=== Жизнь и деятельность ===
* «Таң йолдызы (Звезда рассвета)»
 
* «Тавыш (Голос)»
 
* «Ил (Страна)»
 
* «Сүз (Слово)»
 
* «Безнең ил (Наша страна)»
 
* «Милли юл (Дорога нации)»
 
* «Яңга милли юл (Новая дорога нации)»
 
* «Милли байрак (Национальное знамя)»
 
 
 
Один из основоположников татарской драматургии.
 
 
 
Умер 22 июля 1954 года в городе Анкаре Турции, а похоронен на кладбище Эдернекапы (Стамбул, Турция).
 
 
 
== Жизнь и деятельность ==
 
 
Биография Гаяза Исхаки полна самых невероятных событий. Если кто-то со временем решится написать роман о его жизни и деятельности, то к его названию непременно надо будет добавить приставку "остросюжетный".  
 
Биография Гаяза Исхаки полна самых невероятных событий. Если кто-то со временем решится написать роман о его жизни и деятельности, то к его названию непременно надо будет добавить приставку "остросюжетный".  
 
А начиналось всё достаточно буднично. Обычная семья сельского муллы, обычная татарская деревня, обычные сельские будни. Именно в такой деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана) 22 февраля 1878 года появился на свет Гаяз Исхаки. Под руководством отца — авторитетного и образованного муллы Гилязетдин хазрата уже в пять лет он выучился читать и писать и быстро усвоил программу начальной школы. Когда в 12-летнем возрасте родители отдали мальчика в Чистопольское медресе, Гаяз уже прекрасно понимал богословские книги на арабском и персидском языках. Видимо, уровень Чистопольского медресе не совсем удовлетворял интеллектуальные потребности талантливого и пытливого подростка и через три года Гаяз решает поступить в одно из казанских медресе. В Казани он наблюдает совершенно иную жизнь, чем в сонном Чистополе. Здесь Гаяз Исхаки увлекается русской и западной литературой, делает свои первые шаги на литературном поприще, пытается переводить произведения классиков русской литературы.  
 
А начиналось всё достаточно буднично. Обычная семья сельского муллы, обычная татарская деревня, обычные сельские будни. Именно в такой деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана) 22 февраля 1878 года появился на свет Гаяз Исхаки. Под руководством отца — авторитетного и образованного муллы Гилязетдин хазрата уже в пять лет он выучился читать и писать и быстро усвоил программу начальной школы. Когда в 12-летнем возрасте родители отдали мальчика в Чистопольское медресе, Гаяз уже прекрасно понимал богословские книги на арабском и персидском языках. Видимо, уровень Чистопольского медресе не совсем удовлетворял интеллектуальные потребности талантливого и пытливого подростка и через три года Гаяз решает поступить в одно из казанских медресе. В Казани он наблюдает совершенно иную жизнь, чем в сонном Чистополе. Здесь Гаяз Исхаки увлекается русской и западной литературой, делает свои первые шаги на литературном поприще, пытается переводить произведения классиков русской литературы.  
Строка 43: Строка 29:
 
В последние годы вокруг имени Гаяза Исхаки идут бесконечные споры, и даже не споры, а настоящие словесные битвы. Наследие великого татарского писателя, стало предметом раздора в среде татарской интеллигенции.
 
В последние годы вокруг имени Гаяза Исхаки идут бесконечные споры, и даже не споры, а настоящие словесные битвы. Наследие великого татарского писателя, стало предметом раздора в среде татарской интеллигенции.
 
   
 
   
== Произведения ==
+
== Творчество ==
Автор около 60 проиведений.
+
* Начал свою литературную деятельность в конце XIX века.
* «Ике йөз елдан соң инкыраз (Исчезновение через 200 лет)» (1902-1904).Одно из программных произведений, просветительская антиутопия - об угрозе исчезновения татар с исторической арены как результат отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни.  
+
** Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей.
'''Романы, повести, рассказы'''
+
* В последующие годы он написал такие произведения, как:
* «Теләнче кыз (Нищая девушка» (1901-08, издано в 1914)
+
** «Девушка из шапочной мастерской»
* «Тормышмы бу? (Жизнь ли это?)» (1911)
+
** «Дочь нищего»
* «Мулла бабай (Дед мулла)» (1913)
+
** «Сын богача»
* «Зиндан (Тюрьма)» (1906-07)
+
** «Две любви» и другие романы и [[драмы]]
* «Сөннәтче бабай (Суннатчи бабай)» (1913)
+
* 1905-17 годы - после революции, то есть после получения свободы печати и слова его литературная деятельность особенно усилилась. Он написал большинство своих произведений именно в этот период. За эти годы он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются:
* «Остазбикә (Остазбике)» (1915)
+
** «Ад»
* «Ул әле өләнмәгән иде (Он только женился)» (1918)
+
** «Жизнь ли это?»
* «Локман хәким (Мудрец Лукман)» (1923)
+
** «Мулла бабай»
* «Өйгә таба (Домой)» (1922, издано в 1938)
+
** «Солдат»
* «Көз (Осень)» (1923, издано в 1938)
+
** «Бредни»
'''Драматические комедий и трагедии'''
+
** «Зулейха»
* «Өч хатын белән тормыш (Жизнь с тремя женами)» (1900)
+
** «Учительница» и др.
* «Мөгаллим (Учитель)» (1906-07)
+
*** Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах [[татар]]ских [[театр]]ов вплоть до 1923 года, когда советское руководство узнало о его эмиграции и антибольшевистской деятельности. Впоследствии издание его произведений было запрещено. В своих произведениях досоветского и советского периодов он описывал быт, нравы и обычаи [[татарского народа]] и борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости.
* «Алдым - бирдем (Взял - отдал, Брачный договор)» (1907-1908)
+
* Издавал и редактировал [[газет]]ы и [[журнал]]ы:
* «Тартышу (Борьба)» (1908, издано в 1917)
+
** «[[ТАҢ ЙОЛДЫЗЫ (Утренняя Звезда)]]»
* «Кыямәт (Светопреставление)» (1909-10)
+
** «[[ТАВЫШ (Голос)]]»
* «Зөләйха (Зулейха)» (1907-12, постановка 1917)
+
** «[[ИЛ (Страна)]]»
* «Дулкын эчендә (Среди волн)» (1920, издано в 1939)
+
** «[[СҮЗ (Слово)]]»
* «Жан Баевич» (1923, издано в 1939)
+
** «[[БЕЗНЕҢ ИЛ (Наша Страна)]]»
* «Олуг Мөхәммәд (Улуг Мухаммад)» (1944-47)
+
** «[[МИЛЛИ ЮЛ (Дорога нации)]]»
* «Идел-Урал Волга-Урал» (1933) исторический труд, посвященный проблемам государственности, создания конфедерации поволжских народов, национальному вопросу  
+
** «[[ЯҢГА МИЛЛИ ЮЛ (Новая дорога нации)]]»
* Труды по истории татарской литературы, общественной мысли
+
** «[[МИЛЛИ БАЙРАК (Национальное Знамя)]]»
* Переводы на татарский язык произведений Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя  
+
* Один из основоположников [[татар]]ской [[драма]]тургии
 +
=== Произведения ===
 +
Автор около 60 проиведений:
 +
* «ИКЕ ЙӨЗ ЕЛДАН СОҢ ИНКЫРАЗ (Исчезновение через 200 лет)» (1902-1904).Одно из программных произведений, просветительская антиутопия - об угрозе исчезновения татар с исторической арены как результат отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни.  
 +
* Романы, повести, рассказы:
 +
** «ТЕЛӘНЧЕ КЫЗ (Нищая девушка)» (1901-08, издано в 1914)
 +
** «ТОРМЫШМЫ БУ? (Жизнь ли это?)» (1911)
 +
** «МУЛЛА БАБАЙ (Дед мулла)» (1913)
 +
** «ЗИНДАН (Тюрьма)» (1906-07)
 +
** «СӨННӘТЧЕ БАБАЙ (Суннатчи бабай)» (1913)
 +
** «ОСТАЗБИКӘ (Остазбике)» (1915)
 +
** «УЛ ӘЛЕ ӨЛӘНМӘГӘН ИДЕ (Он только женился)» (1918)
 +
** «ЛОКМАН ХӘКИМ (Мудрец Лукман)» (1923)
 +
** «ӨЙГӘ ТАБА (Домой)» (1922, издано в 1938)
 +
** «КӨЗ (Осень)» (1923, издано в 1938)
 +
** «КӘЛӘПҮШЧЕ КЫЗ (Девушка в тюбетейке)»
 +
* [[Драма]]тические комедий и трагедии:
 +
** «ӨЧ ХАТЫН БЕЛӘН ТОРМЫШ (Жизнь с тремя женами)» (1900)
 +
** «МӨГАЛЛИМ (Учитель)» (1906-07)
 +
** «АЛДЫМ - БИРДЕМ (Взял - отдал, Брачный договор)» (1907-1908)
 +
** «ТАРТЫШУ (Борьба)» (1908, издано в 1917)
 +
** «КЫЯМӘТ (Светопреставление)» (1909-10)
 +
** «ЗӨЛӘЙХА (Зулейха)» (1907-12, постановка 1917)
 +
** «ДУЛКЫН ЭЧЕНДӘ (Среди волн)» (1920, издано в 1939)
 +
** «ЖАН БАЕВИЧ» (1923, издано в 1939)
 +
** «ОЛУГ МӨХӘММӘД (Улуг Мухаммад)» (1944-47)
 +
* «[[ИДЕЛ-УРАЛ (Волга-Урал)]]» (1933) исторический труд, посвященный проблемам [[государственности]], создания конфедерации поволжских народов, национальному вопросу  
 +
* Труды по истории [[татар]]ской литературы, общественной мысли
 +
* Переводы на [[татарский язык]] произведений Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя  
 
* Публицистика
 
* Публицистика
  
Строка 75: Строка 89:
 
* Учреждена [[Премия имени Гаяза Исхаки|Премия его имени]] (1991)
 
* Учреждена [[Премия имени Гаяза Исхаки|Премия его имени]] (1991)
 
* музей в селе Кутлушкино Чистопольского района (1991)
 
* музей в селе Кутлушкино Чистопольского района (1991)
* Трагедия «Зөләйха (Зулейха)» после длительного перерыва была вновь поставлена [[Татарский академический театр|Татарским академическим театром]] имени [[Камал (Камалетдинов), Галиаскар Галиакберович|Галиаскара Камала]] в 1992 году с музыкой [[Габаши, Султан Хасанович|Султана Габяши]] по частично сохранившемуся клавиру (партитура утеряна).
+
* Трагедия «Зөләйха (Зулейха)» после длительного перерыва была вновь поставлена [[Татарским академическим театром имени Галиаскара Камала]] в 1992 году с музыкой [[Султана Габаши]] по частично сохранившемуся клавиру (партитура утеряна).
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь.Казань:Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 +
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* [http://www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=422 Всемирный исламский сайт мусульман]
 
* [http://www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=422 Всемирный исламский сайт мусульман]
[[Category:Писатели]] [[Category:Журналисты]] [[Category:Драматурги]]  
+
[[Категория:Писатели]][[Категория:Журналисты]][[Категория:Драматурги]][[Категория:Редакторы]][[Категория:Издатели]] [[Категория:Общественные и политические деятели]][[Категория:Красноярская волость]][[Категория:Архангельская область]][[Категория:Санкт-Петербург]][[Категория:Турция]]
[[Category:Общественные и политические деятели]]
 
[[Category:Казань]] [[Category:Татария]] [[Category:Архангельская область]]
 

Текущая версия на 12:07, 2 декабря 2019

Гаяз Исхакый
(1878-1954)

ГАЯЗ ИСХАКЫЙ
(Гаяз Исхаки)
ГАЯЗ ГИЛЯЗЕТДИНОВИЧ ИСХАКОВ
(1878-1954)
(Мөхәммәтгаяз Гилязетдин улы Исхаков)

Татарский писатель, драматург, редактор, издатель, журналист, деятель татарского национально-освободительного движения

Биография

Жизнь и деятельность

Биография Гаяза Исхаки полна самых невероятных событий. Если кто-то со временем решится написать роман о его жизни и деятельности, то к его названию непременно надо будет добавить приставку "остросюжетный". А начиналось всё достаточно буднично. Обычная семья сельского муллы, обычная татарская деревня, обычные сельские будни. Именно в такой деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана) 22 февраля 1878 года появился на свет Гаяз Исхаки. Под руководством отца — авторитетного и образованного муллы Гилязетдин хазрата уже в пять лет он выучился читать и писать и быстро усвоил программу начальной школы. Когда в 12-летнем возрасте родители отдали мальчика в Чистопольское медресе, Гаяз уже прекрасно понимал богословские книги на арабском и персидском языках. Видимо, уровень Чистопольского медресе не совсем удовлетворял интеллектуальные потребности талантливого и пытливого подростка и через три года Гаяз решает поступить в одно из казанских медресе. В Казани он наблюдает совершенно иную жизнь, чем в сонном Чистополе. Здесь Гаяз Исхаки увлекается русской и западной литературой, делает свои первые шаги на литературном поприще, пытается переводить произведения классиков русской литературы. Вот как сам Г.Исхаки описывает эти годы: "В то время все татарские умы были заняты вопросами реорганизации школ и медресе по европейскому образцу, и шакирды медресе принимали во всём этом горячее участие, распавшись на два враждебных лагеря, причём я был на стороне реформаторов. По прохождении нужного по понятиям татар количества богословских наук ученик должен сделаться муллой. Я же, неудовлетворённый этой миссией, для которой меня предназначали, задумал получить светское образование и ревностно принялся за русскую грамоту, о которой до того времени, как и все другие шакирды, не имел представления. Читать по-русски научился по вывескам. Во всё время пребывания в медресе много читал, главным образом турецкие романы (оригинальные и переведённые с французского), которым снабжал меня мой учитель Хади Максудов из своей библиотеки, привезённой из Константинополя". Для лучшего усвоения русского языка несостоявшийся мулла бросает медресе и в 1898 году поступает в Татарскую учительскую школу, где принимает активное участие в различных студенческих мероприятиях. Услышав от знакомых, что литературное творчество относительно неплохо оплачивается, 17-летний юноша пишет свой первый в жизни рассказ и отправляет его в одно из татарских издательств. Но уже отослав материал, он мучается тысячами сомнений, думает что совершил ужасную ошибку и написал полную глупость. Вот как описывает этот эпизод в своей биографии сам писатель: "После выхода рассказа я удрал из Казани домой от стыда. Мне казалось, что взрослые поднимут меня на смех, скажут: вот, мол, мальчишка какой-то, шакирд несчастный, тоже писатель! Но против всякого ожидания меня по возвращении встретил совсем иной приём — я вдруг сделался известным. Первый успех воздействовал на меня весьма благотворно, и я продолжил литературный труд. Материальное положение было тогда ужасным, занятий в школе много, сам давал грошовые уроки, голодал без конца. Всё это сильно тормозило моё развитие и страсть к писанию. О гонораре тогда не имели понятия, и мне с большим трудом удалось получить за своё первое сочинение целых 3 рубля".

Вот что значит доброе слово поддержки! У молодого писателя как будто открылось второе дыхание — с тех пор, несмотря на различные превратности судьбы, он не выпускает перо из рук и становится одним из самых плодовитых татарских писателей. В эти годы один за другим выходят его первые произведения: повесть "Кэлэпушче кыз" ("Тюбетеичница"), (1900), драма "Оч хатын белэн тормыш" ("Жизнь с тремя жёнами"), (1900) и другие. Его сочинения вызывают большой интерес читателей и критики. Начинается взрослая, самостоятельная жизнь. В 1902 году Гаяз Исхаки закончил Татарскую учительскую школу и оказался перед нелёгким выбором дальнейшего жизненного пути. Хочешь — пиши (и живи впроголодь), хочешь — занимайся политикой (живи под колпаком полиции), хочешь — иди преподавать. Исхаки очутился на распутье, да и беспокойная и тяжёлая студенческая жизнь выбила его из колеи. "Окончив школу, я настолько был изнурён нуждой и непосильным трудом, что нервно захворал: все опасались за меня, думали, что я сойду с ума. Пробыв на кумысе некоторое время, я настолько успел отдохнуть, что мог опять приняться за работу", — писал Г.Исхаки в своей автобиографии.

К тому времени подоспело и первое деловое предложение. Вчерашнего выпускника приглашают в престижное оренбургское медресе "Хусаиния" преподавателем светских дисциплин: арифметики, геометрии, ботаники, русского языка. Но и, казалось бы, на таком хорошем месте неугомонный Исхаки не продержался больше года. В медресе он развернул бурную деятельность: навёл порядок в библиотеке, добился улучшения санитарного состояния помещений и питания шакирдов, устраивал бесконечные диспуты на злободневные темы и быстро стал кумиром местной молодёжи. Старожилам медресе, конечно же, не понравилась излишняя прыть новичка, который своими нововведениями взбудоражил доселе спокойную и размеренную жизнь "Хусаинии". Не мытьём, так катанием они добились увольнения Исхаки из этого учебного заведения.

Обиженный на весь мир Исхаки возвращается в Казань и продолжает свою работу над повестью "Ике йоз елдан сон инкыйраз" ("Вымирание через 200 лет"), которую он начал писать ещё в Татарской учительской школе. Усиливается его нервная болезнь. Думая, что началась чахотка и что дни его сочтены, молодой писатель бросает все свои силы на дописание этого важного для него произведения.

Через некоторое время жизнь налаживается и Исхаки выходит из этого душевного кризиса уже совсем другим человеком. Теперь это уже не наивный юноша-романтик, а зрелый мужчина, который чётко знает, чего он хочет. Писатель с головой уходит в литературу и политику — начинается жизнь, полная авантюр и приключений.

В последние годы вокруг имени Гаяза Исхаки идут бесконечные споры, и даже не споры, а настоящие словесные битвы. Наследие великого татарского писателя, стало предметом раздора в среде татарской интеллигенции.

Творчество

  • Начал свою литературную деятельность в конце XIX века.
    • Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей.
  • В последующие годы он написал такие произведения, как:
    • «Девушка из шапочной мастерской»
    • «Дочь нищего»
    • «Сын богача»
    • «Две любви» и другие романы и драмы
  • 1905-17 годы - после революции, то есть после получения свободы печати и слова его литературная деятельность особенно усилилась. Он написал большинство своих произведений именно в этот период. За эти годы он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются:
    • «Ад»
    • «Жизнь ли это?»
    • «Мулла бабай»
    • «Солдат»
    • «Бредни»
    • «Зулейха»
    • «Учительница» и др.
      • Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, когда советское руководство узнало о его эмиграции и антибольшевистской деятельности. Впоследствии издание его произведений было запрещено. В своих произведениях досоветского и советского периодов он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа и борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости.
  • Издавал и редактировал газеты и журналы:
  • Один из основоположников татарской драматургии

Произведения

Автор около 60 проиведений:

  • «ИКЕ ЙӨЗ ЕЛДАН СОҢ ИНКЫРАЗ (Исчезновение через 200 лет)» (1902-1904).Одно из программных произведений, просветительская антиутопия - об угрозе исчезновения татар с исторической арены как результат отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни.
  • Романы, повести, рассказы:
    • «ТЕЛӘНЧЕ КЫЗ (Нищая девушка)» (1901-08, издано в 1914)
    • «ТОРМЫШМЫ БУ? (Жизнь ли это?)» (1911)
    • «МУЛЛА БАБАЙ (Дед мулла)» (1913)
    • «ЗИНДАН (Тюрьма)» (1906-07)
    • «СӨННӘТЧЕ БАБАЙ (Суннатчи бабай)» (1913)
    • «ОСТАЗБИКӘ (Остазбике)» (1915)
    • «УЛ ӘЛЕ ӨЛӘНМӘГӘН ИДЕ (Он только женился)» (1918)
    • «ЛОКМАН ХӘКИМ (Мудрец Лукман)» (1923)
    • «ӨЙГӘ ТАБА (Домой)» (1922, издано в 1938)
    • «КӨЗ (Осень)» (1923, издано в 1938)
    • «КӘЛӘПҮШЧЕ КЫЗ (Девушка в тюбетейке)»
  • Драматические комедий и трагедии:
    • «ӨЧ ХАТЫН БЕЛӘН ТОРМЫШ (Жизнь с тремя женами)» (1900)
    • «МӨГАЛЛИМ (Учитель)» (1906-07)
    • «АЛДЫМ - БИРДЕМ (Взял - отдал, Брачный договор)» (1907-1908)
    • «ТАРТЫШУ (Борьба)» (1908, издано в 1917)
    • «КЫЯМӘТ (Светопреставление)» (1909-10)
    • «ЗӨЛӘЙХА (Зулейха)» (1907-12, постановка 1917)
    • «ДУЛКЫН ЭЧЕНДӘ (Среди волн)» (1920, издано в 1939)
    • «ЖАН БАЕВИЧ» (1923, издано в 1939)
    • «ОЛУГ МӨХӘММӘД (Улуг Мухаммад)» (1944-47)
  • «ИДЕЛ-УРАЛ (Волга-Урал)» (1933) исторический труд, посвященный проблемам государственности, создания конфедерации поволжских народов, национальному вопросу
  • Труды по истории татарской литературы, общественной мысли
  • Переводы на татарский язык произведений Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя
  • Публицистика

Признание

Источники