Погребальные и поминальные обряды
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ, похоронно-поминальный ритуал. У татар-мусульман в осн. соответствуют канонам ислама. Умершего стараются похоронить как можно быстрее, иногда даже в день смерти. До захоронения покойника родные и близкие сидят у его изголовья, читая заупокойные молитвы и вспоминая его добродетели. По мусульм. этикету, по умершему не рекомендуется плакать. Перед погребением покойника обмывают, облачают в ритуальную рубаху (ахирәт күлмәге), заворачивают в саван (кәфен). Перед выносом тела усопшего мулла читает молитву, всем провожающим раздаётся «хәер» — деньги, носовые платки, туалетное мыло и т.п. После выноса тела женщины производят тщательную уборку в доме, стирают постельные принадлежности и др. вещи покойного. На спец. носилках мужчины относят покойника на кладбище. Хоронят, как правило, без гроба, закладывая умершего лицом к Каабе (Мекке) в спец. нишу (ләхет) в могиле. После погребения мулла совершает молитву. Участникам похорон вручаются полотенца, носовые платки и др., мулле преподносится особое подаяние — «гүр садакасы» (жертвенное животное или значительная сумма денег). Поминки проводятся на 3-й, 7-й, 40-й день и через год, с приглашением либо мужчин, либо женщин. Поминальное угощение предваряется чтением Корана, раздачей подаяний (садака), а на 40-й день — и вещей покойного. В похоронно-поминальном ритуале сохранились и нек-рые обряды доисламской поры: сразу после смерти на грудь покойника кладут нож или ножницы; [саван шьют, не завязывая узелки, держа иголку «от себя»; вынося покойника, стараются не задеть косяк двери и др. Гораздо больше языческих обрядов, в их числе «приглашение» и «проводы» покойника, угощение ритуальными блюдами, сохранилось в быту крещёных татар. Ими соблюдаются требования и своей конфессии. По христианскому обычаю обмывают покойника сразу после смерти, облачают в «смертную одежду», хоронят в гробу, с отпеванием в церкви, на 3-й день и т.д. В дни религ. праздников (у мусульман в Уразу, Курбан гаит, у кряшен в Семик, на Пасху и Покров) принято посещать могилы усопших родственников.
Источники:
- Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл