Погребальные и поминальные обряды

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ, похоронно-поминальный риту­ал. У татар-мусульман в осн. соответствуют канонам ислама. Умершего стараются похо­ронить как можно быстрее, иногда даже в день смерти. До захоронения покойника родные и близкие сидят у его изголовья, чи­тая заупокойные молитвы и вспоминая его добродетели. По мусульм. этикету, по умер­шему не рекомендуется плакать. Перед по­гребением покойника обмывают, облачают в ритуальную рубаху (ахирәт күлмәге), заво­рачивают в саван (кәфен). Перед выносом тела усопшего мулла читает молитву, всем провожающим раздаётся «хәер» — деньги, носовые платки, туалетное мыло и т.п. Пос­ле выноса тела женщины производят тща­тельную уборку в доме, стирают постельные принадлежности и др. вещи покойного. На спец. носилках мужчины относят покойни­ка на кладбище. Хоронят, как правило, без гроба, закладывая умершего лицом к Каабе (Мекке) в спец. нишу (ләхет) в могиле. Пос­ле погребения мулла совершает молитву. Участникам похорон вручаются полотенца, носовые платки и др., мулле преподносится особое подаяние — «гүр садакасы» (жерт­венное животное или значительная сумма денег). Поминки проводятся на 3-й, 7-й, 40-й день и через год, с приглашением либо мужчин, либо женщин. Поминальное уго­щение предваряется чтением Корана, разда­чей подаяний (садака), а на 40-й день — и ве­щей покойного. В похоронно-поминальном ритуале сохранились и нек-рые обряды до­исламской поры: сразу после смерти на грудь покойника кладут нож или ножницы; [саван шьют, не завязывая узелки, держа иголку «от себя»; вынося покойника, стара­ются не задеть косяк двери и др. Гораздо больше языческих обрядов, в их числе «при­глашение» и «проводы» покойника, угоще­ние ритуальными блюдами, сохранилось в быту крещёных татар. Ими соблюдаются требования и своей конфессии. По христи­анскому обычаю обмывают покойника сразу после смерти, облачают в «смертную одеж­ду», хоронят в гробу, с отпеванием в церкви, на 3-й день и т.д. В дни религ. праздников (у мусульман в Уразу, Курбан гаит, у кряшен в Семик, на Пасху и Покров) принято посе­щать могилы усопших родственников.

Источники:

  • Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл