Нижнекамская ГЭС

Перейти к: навигация, поиск
Нижнекамская ГЭС

НИЖНЕКАМСКАЯ ГЭС

Нижнекамская гидроэлектростанция — ГЭС на реке Кама в Татарии, рядом с городами Набережные Челны и Елабуга

  • Строительство электростанции началось в 1963 году
  • Первый агрегат был пущен в 1979 при отметке НПУ 62 м (проектная отметка НПУ 68 м)
  • ГЭС является русловой электростанцией с совмещённым зданием ГЭС
  • Состав сооружений ГЭС:
    • бетонная водосливная плотина
    • намывные русловая и пойменные плотины максимальной высотой 30 м и общей длиной 2976 м
    • здание ГЭС совмещённого типа
    • судоходные шлюзы
  • По плотине ГЭС проложены железнодорожный переход и автодорожный переход федеральной магистрали М7 «Волга»
  • Проектная мощность ГЭС — 1248 МВт
  • Среднегодовая выработка — 2,67 млрд кВт·ч
  • В здании ГЭС размещено 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов проектной мощностью по 78 МВт, работающих при расчётном напоре 12,4 м. Нижнекамская ГЭС во многом унифицирована с Чебоксарской ГЭС. Подпорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 3,9 км) образуют Нижнекамское водохранилище
  • В настоящее время уровень водохранилища находится на отметке НПУ 63,3 м. При данном напоре мощность ГЭС составляет около 450 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — около 1,7…2 млрд кВт·ч.
    • Ориентировочная стоимость завершения строительства гидроузла составляет 42 млрд руб.
    • Подъём уровня Нижнекамского водохранилища активно лоббируется властями Татарии, однако встречает сопротивление властей Удмуртии, Башкирии и Пермского края.
  • Нижнекамская ГЭС входит в состав ОАО «Генерирующая компания» холдинга ОАО «Татэнерго»

Авария

  • Около 15.00 12 мая 2010 года — началось задымление и затем взрыв в машинном зале
  • В результате взрыва погибло два человека и десять пострадало.
    • Взрыв произошёл в компрессорной режима синхронного компенсатора, который качает воздух на собственные нужды станции. Был повреждён один из четырёх компрессоров. Здание и конструкции не были повреждены. На работе станции данное происшествие не сказалось.
    • Причиной взрыва стал разрыв патрубка, ведущего к компрессору. Разрыв повлек утечку масла. Смешиваясь с воздухом, масло преобразовалось в масляно-воздушную смесь, которая воспламенилась в результате нагрева либо случайной искры от работающего электрооборудования. В результате чего в помещении турбинного цеха произошло возгорание масляно-воздушной смеси и последующий взрыв.

Источники