Школа имени Назиба Жиганова

(перенаправлено с «Музыкальная школа»)
Перейти к: навигация, поиск
Школа имени Назиба Жиганова
Композитор Нәҗип Жиhанов
(1911-1988)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Назиба Гаязовича ЖИГАНОВА

Средняя специальная музыкальная школа при Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова

  • Основана в 1961 году
  • Одна из 7 специальных музыкальных школ в России
  • В школе совмещаются музыкальные и общеобразовательные предметы
  • По данным на 2011—12 учебный год в школе учится около 300 человек
  • Директор Михайлов Александр Аркадьевич

История

  • ССМШ была основана в 1961 году по инициативе ректора Казанской консерватории Назиба Жиганова. Созданная как основная база для подготовки кадров для консерватории, она и сегодня выполняет эту главную для себя задачу. Все выпускники становятся студентами консерватории, составляя её наиболее сильный контингент.
  • Выпускниками школы в разные годы были Юрий Егоров, Михаил Плетнёв, Рэм Урасин, ректор консерватории Рубин Абдуллин, директор школы А.А.Михайлов, экс-директор Казанского музыкального училища Резеда Сабитовская, художественный руководитель оркестра La Primavera Рустем Абязов, профессора консерватории, музыканты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, солисты республиканской филармонии, лауреаты многочисленных международных конкурсов… Для учеников это – Олимп. Но у них есть и своя «олимпийская дорожка».
  • Ученики специальной музыкальной школы были лауреатами и дипломантами различных конкурсов – Женя Андреев, Арсений Майков, Яна Леонова, Лейсан Айнатулова, Тимур Мустакимов, Рустем Монасыпов, Айдар Хатмиев, Лиана Геворгян, Миша Морозов, Андрей Пугачёв, Аня Антонова и многие другие.
  • География конкурсов широка: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Уфа, Алма-Ата, Вильнюс, Рига, Германия, Румыния, Словакия, Чехия, Италия, Австрия, Япония. Казанцы побеждали на таких конкурсах, как «Новые имена» и «Виртуозы XXI века» в Москве, международных конкурсах имени Е.Мравинского (струнные) и Марии Юдиной (фортепиано) в Санкт-Петербурге, «Демидовского» юношеского конкурса скрипачей в Екатеринбурге, международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского в Пекине...
  • С самого детства юные музыканты общаются с консерваторскими педагогами, находясь в среде профессионалов самого высокого уровня. По сути, почти вся консерваторская профессура имеет в школе учеников. В этом смысле школа имеет большие преимущества: трудно найти другое подобное учебное заведение, где преподавало бы столько профессоров и доцентов. Часть занятий проводится в учебных аудиториях консерватории.
  • Выпускники консерватории всегда желанны в стенах школы, некоторые становятся в ней педагогами.
  • Так осуществляется живая связь в передаче лучших традиций отечественного музыкального исполнительства. В школе есть традиции, которые складывались годами. Её формировали те, кто стояли у истоков и установили очень высокую планку – первый директор школы скрипач Георгий Ходжаев и сменивший его Вадим Алексеевич Афанасьев, также скрипач, пианистки Марина Борисовна Арбузова, Нора Семёновна Казачкова, Кира Александровна Шашкина, Эра Абдулхаковна Сайфуллина, скрипачка Фаина Львовна Бурдо, виолончелист Итаки Габдулхаевич Халитов, ставший впоследствии директором школы, преподаватели музыкально-теоретических дисциплин Лидия Алексеевна Федотова, Лариса Владимировна Бражник, Флёра Шафигулловна Бикчурина. И, конечно же, ведущие педагоги консерватории – Ирина Сергеевна Дубинина, Наталья Александровна Фомина, Эммануил Александрович Монасзон, Афзал Насретдинович Хайрутдинов, Натан Владимирович Браудо… Они привнесли в школу лучшие традиции российской интеллигенции, передавая их своим ученикам. Для Марины Борисовны школа была главным делом жизни. Представительница династии известных казанских ученых-химиков, дочь Бориса Александровича Арбузова, она несла с собой дух служения и преданности своей профессии, воспитанный традициями этой семьи. Музыкантская самоотверженность Норы Семёновны Казачковой тоже идёт из семьи, прежде всего её отца – профессора консерватории, дирижёра-хоровика Семёна Абрамовича Казачкова. Человек большой культуры, доброты, она всегда ценила всё самое интересное и талантливое в ребёнке, умея найти подход к каждому. Их дело продолжают сегодня другие поколения педагогов. «Мы все разные, – говорит заведующая фортепианным отделом Наиля Фатхулисламовна Хакимова. – Есть своё интересное у каждого, и это ценится. От этого общая работа становится богаче и содержательнее, всё ложится в копилку общего опыта. Я думаю, что отсюда и результат». И ещё одна важная особенность преподавания в школе – индивидуальный подход. Ребёнок с самых первых шагов занимается один на один со своим педагогом. Здесь равно важны и профессиональный настрой, и психологический контакт. Более того, если есть необходимость, ребёнку найдут специального педагога. Поэтому никого не удивляет, если в школе оказывается один фаготист или один ударник, кто-то начинает параллельно осваивать два инструмента и даже заниматься композицией.
  • В 2010—11 учебном году школа отпраздновала свой 50-летний юбилей.

Здание школы

  • Школа располагается в бывшем особняке Александрова XIX века. После перестройки здания в нём находился институт благородных девиц. После революции в здании стал располагаться городской Дворец пионеров. Школа занимает трёхэтажную часть здания, выходящую на улицу Жуковского. В этом же здании располагается один из корпусов Казанской государственной консерватории.
  • Адрес: Казань, Жуковского, дом 14/45.

Интернат

При школе с момента её открытия работает интернат для иногородних и иностранных учащихся. Во времена СССР интернат находился в самом здании школы, позднее ему выделили отдельное здание. Главный воспитатель интерната — Галлимулина А.Г.

Источники