Юдина Мария Вениаминовна

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Марии Юдиной»)
Перейти к: навигация, поиск
Мария Юдина
(1899–1970)

МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА ЮДИНА
(1899–1970)

Пианистка, педагог, профессор

Биография

  • Родилась 28 августа (9 сентября) 1899 года в Невеле Белоруссии в семье врача.
  • В 1921 окончила по классу фортепиано Петроградскую консерваторию:
    • училась у А.Н.Есиповой и Л.В.Николаева.
    • слушала также лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета.
  • 1921–30 годы - вела класс фортепиано в консерватории
    • Была уволена за «религиозные взгляды» после ряда газетных публикаций.
  • 1932–34 годы - профессор Тбилисской консерватории
  • 1936–51 годы – профессор Московской консерватории.
  • 1944-60 годы – профессор Института имени Гнесиных, где:
  • Умерла в Москве 19 ноября 1970.

Творчество

Мария Юдина
(1899–1970)
  • С юности много концертировала, почти исключительно в пределах СССР.
  • Была выдающимся мастером ансамблевой игры:
    • выступала с квартетами имени Бетховена и имени Глазунова.
  • В поздние годы нередко сопровождала свои выступления интереснейшими рассказами:
  • Всегда проявляла самый живой интерес к новому композиторскому творчеству.
    • с рядом композиторов, как русских, так и зарубежных, состояла в личном общении или в переписке такими как:
    • И.Ф.Стравинский
    • К.Штокхаузен
  • Первой в стране она исполнила ряд произведений:
    • А.Берга
    • П.Хиндемита
    • Б.Бартока
    • А.Веберна
    • О.Мессиана и многих других авторов
  • Была убежденным пропагандистом музыки С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, а впоследствии – некоторых авторов, являвшихся ее младшими современниками.
  • Обладая выдающимся литературным дарованием, она:
    • очень ярко писала о музыке
    • делала переводы зарубежных трудов, но многое из этого оказалось возможным опубликовать лишь в наше время.
  • Её личность в условиях советской действительности была явлением совершенно исключительным:
    • с редкой прямотой и бесстрашием она всегда и везде высказывала свои взгляды, оказывая огромное влияние на учеников и на многих людей, входивших в круг ее общения.
    • она вела весьма обширную и интересную переписку, которая только в наше время постепенно становится достоянием гласности.
    • Она считала «пустой … любую культуру, любую сферу человеческой деятельности без религиозных корней».
    • Ей всегда было «тесно» в рамках исполнительства, с молодости она тяготела к философскому осмыслению жизни и искусства, что, конечно, проявлялось и в её игре, отмеченной редкой мощью и конструктивной энергией, а главное, пониманием музыка как интонируемого смысла. Не случайно в центре ее репертуара всегда находились произведения:
      • И.С.Баха
      • Моцарт
      • Бетховен
      • Брамс
      • Мусоргский (Картинки с выставки).
  • В силу исторических обстоятельств её искусство оставалось неизвестным зарубежному миру, однако сама она сделала всё возможное для того, чтобы сначала в 1920-е, а затем в 1950–60-е годы отечественные слушатели могли знакомиться с тем, что происходило в искусстве других стран.

Признание

Владимир Григорьевич Апресов: «Вспоминая Марию Юдину»

Казань
1950-е годы

Записала С.Л.Федосеева

  • 4 августа 1980 года
  • Казань
  • Опубликовано «Диалог. Карнавал. Хронотоп», 2001, № 2
  • Мария Вениаминовна приезжала в Казань дважды, жила у нас. В первый раз играла сонаты Бетховена, не столь удачно, «расслабилась» в гостях. Вторую программу – 24 прелюдии Шопена и 32-ю сонату Бетховена играла гениально. В Бетховене она подчёркивала сочетание воли и стихийности. Стихийный темперамент и организующая воля – «волевой темперамент» – это то, что обнаруживал в сонате Б.Л.Яворский.
  • Одна из характернейших черт исполнительского стиля Юдиной – импровизационность, но в ней она всегда отталкивалась от каких-то устойчивых принципов. С этим связана и множественность вариантов её трактовок. Поэтому так пестры отзывы о её игре. Так же, кстати, играл и Софроницкий.
  • …Конец 50-х годов. Юдина играет до минорную «Токкату» Баха и отрывки из симфоний Брамса в переложении Локшина. Фугу из «Токкаты» играет вдвое медленнее, томительно, мучительно медленно, не сопоставимо с записью на пластинке. А бисы были гениальные. Дело в том, что она вынесла на эстраду свою очередную задумку и проверяла её.
  • У неё всегда была построенная концепция, которую она проверяла. Вспоминаю, как отрицательно отнесся профессор Лукомский по приезде в Казань, где он в 50-е годы работал, к концерту Марии Вениаминовны в МЗК (слушал сонаты Бетховена). Он сказал: «Руки, ноги ей надо переломать за такую игру». А в другой раз, приехав в Казань из Москвы, прямо с подножки поезда крикнул: «Юдина – гений! Я благодарю Бога за то, что я это услышал». А играла она те же сонаты Бетховена.
  • Вернусь в предвоенные годы. Вспоминаю семинары Б.Л.Яворского для аспирантов-пианистов по проблемам исполнительских стилей, которые он блестяще вёл и на которые приглашались выдающиеся музыканты. На открытии присутство вала и М.В.Юдина. Болеслав Леопольдович, характеризуя её стиль, сказал, что ей чужда лирика. У Юдиной на глазах появились слёзы. Он спросил: «Вы не согласны?» Она ответила: «Нет». И потом доказала это на рояле, сыграв весь свой лирический репертуар.
  • Кирилл Виноградов, аспирант Г.Г.Нейгауза, сказал мне тогда взволнованно: «И после этого мы говорим, что занимаемся искусством!»
  • Истоки исполнительства Юдиной лежат в русской культуре, в русской фортепианной школе. Это рубинштейновская линия в пианизме. Концепция пианизма, владения инструментом – всё это рубинштейновское.
  • Юдина, кстати, играла много русской музыки: «Концерт №1» Чайковского, «Концерт №2» Рахманинова. Я слышал их в её исполнении ещё в 36-м и 37-м годах. Играла прелюдии, этюды-картины Рахманинова. В молодые годы играла «Исламея» Балакирева. Затем были Прокофьев, Шостакович.
  • Просветительство, характерное для творчества Юдиной, – тоже традиция Антона Рубинштейна. Можно отметить и черты общности в исполнении Юдиной и Рахманинова: полнозвучное пение на рояле, речевая выразительность, хоровое начало, колокольные звучности (возможно, в этом она видела выражение стихии русской жизни). Реализм, как основа русского искусства, есть и корень искусства Юдиной. А смена стилей – явление временное, другой угол зрения.
  • Я учился у Марии Вениаминовны в аспирантуре. Прошёл 32-ю сонату, 5-й концерт Бетховена. В педагогике Мария Вениаминовна применяла метод подбадривания, поощрения и «уничтожения». У неё были свои устойчивые принципы в работе над фортепианной техникой: экономия движений, соответствие движений художественному образу, точность, надёжность звукоизвлечения (она любила говорить: «Это место надо вычеканить, выковать»), приём подготовленного аккорда. Юдина различала атаку звука в зависимости от автора, текста. Пианизм Юдиной был точный и современный. она в какой-то степени была отсталой во взглядах на процесс упражнения: многое преодолевала количественно. Но это можно отнести к школе Есиповой. А с точки зрения приёмов, их целесообразности Юдина играла рационально.
  • Вспоминаю диалог с ней по поводу исполнения Гульда (прослушивали одну из первых появившихся у нас записей пианиста).
    • В.А. – Гульд играет за порогом резкости.
    • М.Ю. – Ну и молодец!
    • В.А. – Но ведь Вы так не играете!?
    • М.Ю. – Но я стремлюсь к этому.

Источники