Юдина Мария Вениаминовна
(перенаправлено с «Марии Юдиной»)
МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА ЮДИНА
(1899–1970)
Пианистка, педагог, профессор
Содержание
Биография
- Родилась 28 августа (9 сентября) 1899 года в Невеле Белоруссии в семье врача.
- В 1921 окончила по классу фортепиано Петроградскую консерваторию:
- училась у А.Н.Есиповой и Л.В.Николаева.
- слушала также лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета.
- 1921–30 годы - вела класс фортепиано в консерватории
- Была уволена за «религиозные взгляды» после ряда газетных публикаций.
- 1932–34 годы - профессор Тбилисской консерватории
- 1936–51 годы – профессор Московской консерватории.
- 1944-60 годы – профессор Института имени Гнесиных, где:
- кроме фортепианного класса вела класс камерного ансамбля.
- Умерла в Москве 19 ноября 1970.
Творчество
- С юности много концертировала, почти исключительно в пределах СССР.
- Была выдающимся мастером ансамблевой игры:
- выступала с квартетами имени Бетховена и имени Глазунова.
- В поздние годы нередко сопровождала свои выступления интереснейшими рассказами:
- о композиторах и их произведениях.
- чтением стихов.
- Всегда проявляла самый живой интерес к новому композиторскому творчеству.
- с рядом композиторов, как русских, так и зарубежных, состояла в личном общении или в переписке такими как:
- И.Ф.Стравинский
- К.Штокхаузен
- Первой в стране она исполнила ряд произведений:
- А.Берга
- П.Хиндемита
- Б.Бартока
- А.Веберна
- О.Мессиана и многих других авторов
- Была убежденным пропагандистом музыки С.С.Прокофьева и Д.Д.Шостаковича, а впоследствии – некоторых авторов, являвшихся ее младшими современниками.
- Обладая выдающимся литературным дарованием, она:
- очень ярко писала о музыке
- делала переводы зарубежных трудов, но многое из этого оказалось возможным опубликовать лишь в наше время.
- Её личность в условиях советской действительности была явлением совершенно исключительным:
- с редкой прямотой и бесстрашием она всегда и везде высказывала свои взгляды, оказывая огромное влияние на учеников и на многих людей, входивших в круг ее общения.
- она вела весьма обширную и интересную переписку, которая только в наше время постепенно становится достоянием гласности.
- Она считала «пустой … любую культуру, любую сферу человеческой деятельности без религиозных корней».
- Ей всегда было «тесно» в рамках исполнительства, с молодости она тяготела к философскому осмыслению жизни и искусства, что, конечно, проявлялось и в её игре, отмеченной редкой мощью и конструктивной энергией, а главное, пониманием музыка как интонируемого смысла. Не случайно в центре ее репертуара всегда находились произведения:
- И.С.Баха
- Моцарт
- Бетховен
- Брамс
- Мусоргский (Картинки с выставки).
- В силу исторических обстоятельств её искусство оставалось неизвестным зарубежному миру, однако сама она сделала всё возможное для того, чтобы сначала в 1920-е, а затем в 1950–60-е годы отечественные слушатели могли знакомиться с тем, что происходило в искусстве других стран.
Признание
Владимир Григорьевич Апресов: «Вспоминая Марию Юдину»
Записала С.Л.Федосеева
- 4 августа 1980 года
- Казань
- Опубликовано «Диалог. Карнавал. Хронотоп», 2001, № 2
- Мария Вениаминовна приезжала в Казань дважды, жила у нас. В первый раз играла сонаты Бетховена, не столь удачно, «расслабилась» в гостях. Вторую программу – 24 прелюдии Шопена и 32-ю сонату Бетховена играла гениально. В Бетховене она подчёркивала сочетание воли и стихийности. Стихийный темперамент и организующая воля – «волевой темперамент» – это то, что обнаруживал в сонате Б.Л.Яворский.
- Одна из характернейших черт исполнительского стиля Юдиной – импровизационность, но в ней она всегда отталкивалась от каких-то устойчивых принципов. С этим связана и множественность вариантов её трактовок. Поэтому так пестры отзывы о её игре. Так же, кстати, играл и Софроницкий.
- …Конец 50-х годов. Юдина играет до минорную «Токкату» Баха и отрывки из симфоний Брамса в переложении Локшина. Фугу из «Токкаты» играет вдвое медленнее, томительно, мучительно медленно, не сопоставимо с записью на пластинке. А бисы были гениальные. Дело в том, что она вынесла на эстраду свою очередную задумку и проверяла её.
- У неё всегда была построенная концепция, которую она проверяла. Вспоминаю, как отрицательно отнесся профессор Лукомский по приезде в Казань, где он в 50-е годы работал, к концерту Марии Вениаминовны в МЗК (слушал сонаты Бетховена). Он сказал: «Руки, ноги ей надо переломать за такую игру». А в другой раз, приехав в Казань из Москвы, прямо с подножки поезда крикнул: «Юдина – гений! Я благодарю Бога за то, что я это услышал». А играла она те же сонаты Бетховена.
- Вернусь в предвоенные годы. Вспоминаю семинары Б.Л.Яворского для аспирантов-пианистов по проблемам исполнительских стилей, которые он блестяще вёл и на которые приглашались выдающиеся музыканты. На открытии присутство вала и М.В.Юдина. Болеслав Леопольдович, характеризуя её стиль, сказал, что ей чужда лирика. У Юдиной на глазах появились слёзы. Он спросил: «Вы не согласны?» Она ответила: «Нет». И потом доказала это на рояле, сыграв весь свой лирический репертуар.
- Кирилл Виноградов, аспирант Г.Г.Нейгауза, сказал мне тогда взволнованно: «И после этого мы говорим, что занимаемся искусством!»
- Истоки исполнительства Юдиной лежат в русской культуре, в русской фортепианной школе. Это рубинштейновская линия в пианизме. Концепция пианизма, владения инструментом – всё это рубинштейновское.
- Юдина, кстати, играла много русской музыки: «Концерт №1» Чайковского, «Концерт №2» Рахманинова. Я слышал их в её исполнении ещё в 36-м и 37-м годах. Играла прелюдии, этюды-картины Рахманинова. В молодые годы играла «Исламея» Балакирева. Затем были Прокофьев, Шостакович.
- Просветительство, характерное для творчества Юдиной, – тоже традиция Антона Рубинштейна. Можно отметить и черты общности в исполнении Юдиной и Рахманинова: полнозвучное пение на рояле, речевая выразительность, хоровое начало, колокольные звучности (возможно, в этом она видела выражение стихии русской жизни). Реализм, как основа русского искусства, есть и корень искусства Юдиной. А смена стилей – явление временное, другой угол зрения.
- Я учился у Марии Вениаминовны в аспирантуре. Прошёл 32-ю сонату, 5-й концерт Бетховена. В педагогике Мария Вениаминовна применяла метод подбадривания, поощрения и «уничтожения». У неё были свои устойчивые принципы в работе над фортепианной техникой: экономия движений, соответствие движений художественному образу, точность, надёжность звукоизвлечения (она любила говорить: «Это место надо вычеканить, выковать»), приём подготовленного аккорда. Юдина различала атаку звука в зависимости от автора, текста. Пианизм Юдиной был точный и современный. она в какой-то степени была отсталой во взглядах на процесс упражнения: многое преодолевала количественно. Но это можно отнести к школе Есиповой. А с точки зрения приёмов, их целесообразности Юдина играла рационально.
- Вспоминаю диалог с ней по поводу исполнения Гульда (прослушивали одну из первых появившихся у нас записей пианиста).
- В.А. – Гульд играет за порогом резкости.
- М.Ю. – Ну и молодец!
- В.А. – Но ведь Вы так не играете!?
- М.Ю. – Но я стремлюсь к этому.
Источники
- «Сайт пианистки Марии Вениаминовны Юдиной»
- «Диалог. Карнавал. Хронотоп», 2001, № 2