КОРАН (Куран)
КОРАН (Куран, Каран, Ҡаран, Ҡөрьән)
Священная книга, историческая личность, писатель, понятие, сельсовет, населённые пункты, реки
- В переводе с арабского языка «КУРАН» — «Чтение вслух, наизусть»
- КАРАНАЙ МОРАТОВ (Каранай Муратов)
Содержание
- 1 Священная книга «КОРАН (Куран, Ҡөрьән)»
- 2 ҮСЕМЛЕКЛӘР КАРАНТИНЫ (Карантин растений)
- 3 САЛАХ КАРАНЫЙ (Абу Хаджиб)
- 4 ӘГЕРҖЕ РАЙОНЫ (Агрызский район)
- 5 ӘЛШӘЙ РАЙОНЫ (Альшеевский район)
- 6 БАЛАКАТАЙ РАЙОНЫ (Бело-Катайский район)
- 7 БАУЛЫ РАЙОНЫ (Бавлинский район)
- 8 БҮЗДӘК РАЙОНЫ (Буздякский район)
- 9 ГАФУРИ РАЙОНЫ (Гафурийский район)
- 10 ДӘҮЛӘКӘН РАЙОНЫ (Давлекановский район)
- 11 КҮГӘРЧЕН РАЙОНЫ (Кугарчинский район)
- 12 ЛЕНИНОГОРСК РАЙОНЫ (Лениногорский район)
- 13 МӘЛӘВЕЗ РАЙОНЫ (Мелеузовский район)
- 14 МӘЧЕТЛЕ РАЙОНЫ (Мечетлинский район)
- 15 МИӘКӘ РАЙОНЫ (Миякинский район)
- 16 МИНЗӘЛӘ РАЙОНЫ (Мензелинский район)
- 17 САРМАН РАЙОНЫ (Сармановский район)
- 18 ТУЙМАЗЫ РАЙОНЫ (Туймазинский район)
- 19 ЧАКМАГЫШ РАЙОНЫ (Чекмагушевский район)
- 20 ЧИШМӘ РАЙОНЫ (Чишминский район)
- 21 Источники
Священная книга «КОРАН (Куран, Ҡөрьән)»
Главная священная книга мусульман — откровения, ниспосланные Аллахом через архангела Джабраила пророку Мухаммаду
- Представляет собой запись проповедей, произнесённых МӨХӘММӘТом в форме «пророческих откровений» между 610 и 632 годами
- При жизни Мухаммада содержание Корана передавалось главным образом устно и записаны уже после его смерти
- Между 650 и 656 годами - был подготовлен текст «Корана», признанный впоследствии каноническим
- Коран написан на арабском языке состоит из 114 глав - СҮРӘ (Сура), которые содержат различное количество (от 3 до 287) аятов
- Длинные суры расположены в начале, короткие — в конце книги, за исключением вводной «Аль-Фатиха», представляющую собой семь аятов, произносимых во всех молитвах
- Содержание составляют религиозно-правовые предписания, которые определяют образ жизни и поведение мусульман, правила отправления культа
- Суры условно подразделяют на:
- мекканские, по времени их произнесения Мухаммадом в Мекке в 610—22 годы, их 86 и они обращены к языческому обществу, являются этическим кодексом, предписывающим милосердие, твёрдость в вере и нравственное очищение
- мединские, в Медине в 622—32 годы, их 28 и они содержат правовые предписания, регулирующие общественную жизнь мусульманского общества
- Первым печатным изданием считается книга, вышедшая на арабском языке в Венеции в 1530 году и переизданная в 1537 году
- На русском языке впервые издан в 1716 году под названием «Алкоран о Магомете, или Закон турецкий», перевод, предположительно, Д.К.Кантемира и П.В.Постникова с перевода на французский язык Андрэ дю Рие и был напечатан по приказу Петра Первого
- Известны переводы на русский язык:
- М.И.Верёвкина (1790; также с перевода Андрэ дю Рие)
- А.В.Колмакова (1792; с перевода на английский язык Дж.Сэйла)
- К.Николаева (1864; с перевода на французский язык А.Биберштейна-Казимирского)
- Первое издание арабского текста в России осуществлено в 1787 году по Указу Екатерины Второй Великой специально отлитым для этого шрифтом (текст и комментарии муллы У.Ибрахима)
- Переводы с оригинала Д.Н.Богуславского (1871), Г.С.Саблукова (1877), И.Ю.Крачковского (1963), В.М.Пороховой (1993) и др.
- Известны переводы на русский язык:
- Самым древним переводом на тюрки (ХХ век) является рукопись, найденная А.А.Валидовым во время археографической экспедиции в Бухару в 1914 году и приобретённая им для Императорской Санкт-Петербургской академии наук
- Научный анализ нескольких вариантов перевода с арабского языка на турецкий язык дал Инан Абдулкадыр
- С 1869 года в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге хранилась привезённая из города Самарканд древнейшая рукопись Корана — так называемый «Коран Османа» - памятник арабской письменности VШ века
- 1918 год - по распоряжению народного комиссара просвещения Анатолия Васильевича Луначарского рукопись передана в ЦДУМ Внутренней России и Сибири
- 1923 год - возвращена в Узбекистан
- Факсимиле 1905 года «Корана Османа» хранится в ЦДУМ России
- 1993 год - по инициативе Башкирского народного центра «Урал» на основе текста перевода с арабского на башкирский язык Д.Кинельского творческим коллективом в составе: Ф.Н.Баишева, Д.Д.Магадеева, Н.А.Суяргулова была подготовлена и выпущена издательством «КИТАП (Книга)» полная редакция текста на башкирском и арабском языках с транскрипцией арабских слов башкирскими буквами — «Ҡөрьән-Кәрим» - переиздано в 2009 году
- 2002 год - 50 сур переведены на башкирский язык и опубликованы М.Ямалетдином «ҠӨРЬӘН. МӘҮЛИТ ЯМАЛЕТДИНДЫҢ ШИҒРИ ТӘРЖЕМӘЛӘРЕ (Коран. Поэтические переводы Маулита Ямалетдина)»
- Многократно переиздавался в Казани на арабском и русском языках
- Начало XX века - Муса Биги, Камиль Мутыги и др. предприняли попытки перевода Корана на татарский язык
- Орфография, правила чтения и структура текста окончательно канонизированы изданием 1923 года в Каире
ҮСЕМЛЕКЛӘР КАРАНТИНЫ (Карантин растений)
Комплекс государственных мероприятий по охране территории от проникновения и распространения опасных вредителей, сорняков и болезней сельско-хозяйственных культур, а также по локализации и ликвидации очагов заражения
- В Татарии карантинная служба создана в 1931 году
- Общее руководство осуществляет инспекция по карантину растений
САЛАХ КАРАНЫЙ (Абу Хаджиб)
Писатель XIX века
- Автор назидательно-дидактических произведений:
- «ТӘНБИҺЕЛ-кә-МАЛ (Пробуждение таланта)
- «ИКАЗӘТЕТ-ТӨҖЖАР (Назидание купцам)»
- Рукописи произведений хранятся в фондах Института языка, литературы и истории имени Галимджана Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан
ӘГЕРҖЕ РАЙОНЫ (Агрызский район)
КОРАН (Куран)
Забытый посёлок Агрызского района Татарии
- Основано
- вероятно исчез вместе с посёлком ЯҢА ӘРӘМӘ (Новая Арема) и оба входили в САРСАК ӘРӘМӘ АВЫЛ СОВЕТЫ (Сарсак-Ареминский сельсовет)
- Статус:
- Находился предположительно:
- недалеко от деревни САРСАК ӘРӘМӘ (Сарсак-Арема) и посёлка ЯҢА ӘРӘМӘ (Новая Арема)
- на реке КОРАН (Куран), правом притоке реки САРСАК (Окружить)
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Промышленность:
- Известные люди:
Река КОРАН (Куран)
Река Агрызского района Татарии, правый приток реки САРСАК (Окружить)
- Исток - в 2,5 км к Северу от окраины села ТӘБЕРЛЕ (Табарле)
- за короткий в 600 м промежуток у истока дважды пересекает границу Можгинского района Удмуртии
- Устье - впадает в реку САРСАК (Окружить) в 1,5 км к Юго-Востоку от окраины деревни ТАТАР ТАҢСАРЫ (Татарский Тансар)
- Длина - более 7 км
- Площадь бассейна - кв.км
- Притоков нет
- Предположительно протекала вблизи посёлков КОРАН (Куран) и ЯҢА ӘРӘМӘ (Новая Арема)
ӘЛШӘЙ РАЙОНЫ (Альшеевский район)
КАРАН (Ҡаран)
Деревня Шафрановского сельсовета Альшеевского района Башкирии
- Основана в Конце 1920-х годов на территории Белебеевского кантона как выселок жителями села ТОРЫНТАЕШ (Трун-Таишево)
- Статус:
- Находится:
- в 28 км к Западу от РАЕВКА (Раевский)
- в 12 км к Северу от железнодорожной станции «ШАФРАН (Шафраново)»
- Население:
- 1939 — 163 чел.; 1959 — 186; 1989 — 108; 2002 — 117;башкиры 2010 — 76
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- начальная школа - филиал средней школы села ШАФРАН (Шафраново)
- Сельское хозяйство:
- Известные люди:
БАЛАКАТАЙ РАЙОНЫ (Бело-Катайский район)
КАРАНТОРАУ
(Ҡарант, Карантрав, Гостевский 1-й, Крантрав),
ЯҢА ПЁТР-ПАВЕЛ (Ново-Петропавловское)
Село Ургалинского сельсовета Бело-Катайского района Башкирии
- Основано в 1879 году на вотчинных землях башкир Бело-Катайской волости Златоустовского уезда крестьянами из Красно-Уфимского уезда как посёлок «Гостевский 1-й (Крантрав)»
- 1906 год - зафиксировано как село «ЯҢА ПЁТР-ПАВЕЛ (Ново-Петропавловское)»
- С Конца 1930-х годов - носит название «КАРАНТОРАУ (Карантрав)»
- Статус:
- Находится:
- в 20 км к Юго-Востоку от ЯҢА БАЛАКАТАЙ (Ново-Бело-Катай)
- на реке ҮТӘШ (Утяшта), левом притоке реки ОЛЫ ЫК (Большой Ик)
- в 25 км к Северо-Западу от железнодорожной станции «УРГАЛЫ (Ургала)»
- Население:
- 1896 в 103 дворах проживало 659 1906 — 876 чел.; 1920 — 1259; 1939 — 844; 1959 — 503; 1989 — 280; 2002 — 298русские; 2010 — 264
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- школа - филиал средней школы села УРГАЛЫ (Ургала)
- детский сад
- Дом культуры
- библиотека
- фельдшерско-акушерский пункт
- 1906 год:
- занимались - земледелием, разведением скота
- земская школа
- пять бакалейных лавок
- Сельское хозяйство:
- Известные люди:
БАУЛЫ РАЙОНЫ (Бавлинский район)
ЗИРЕКЛЕ КАРАН (Зирекле-Каран)
Деревня Крым-Сарайского сельского поселения Бавлинского района Татарии
- Находится:
- 15 км к Северо-Западу от БАУЛЫ (Бавлы)
- в 1,5 км от реки ДИМ (Дымка), левого притока реки ЫК (Ик)
БҮЗДӘК РАЙОНЫ (Буздякский район)
КАРАН (Ҡаран)
Село, административный центр Каранского сельсовета Буздякского района Башкирии
- Основано по договору 1739 года о припуске на вотчинных землях башкир Канлинской волости Казанской даруги, предположительно ясачными татарами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей
- Статус:
- Находится:
- в 18 км к Северо-Западу от БҮЗДӘК (Буздяк)
- на реке Киязы, притоке реки Чермасан
- в 18 км к Северо-Западу от железнодорожной станции «БҮЗДӘК (Буздяк)»
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- профессиональный лицей
- средняя школа
- детский сад
- Дом культуры
- библиотека
- фельдшерско-акушерский пункт
- мечеть
- 1865 год:
- занимались - земледелием, разведением скота, пчеловодством
- мечеть
- училище
- 1906 год:
- Сельское хозяйство:
- Известные люди:
ГАФУРИ РАЙОНЫ (Гафурийский район)
КАРАНЕЛГА (Ҡаранйылға, Каран-Елга)
Деревня Саит-Бабинского сельсовета Гафурийского района Башкирии
Расположена в устье р.Каран Елга (приток р.Мендим), в 60 км к С. В. от райцентра и 74 км от ж.-д. ст.Белое Озеро. Нас.: в 1906 — 362 чел.; 1920 — 463; 1939 — 530; 1959 — 390; 1989 — 291; 2002 — 308; 2010 — 265 человек. Живут башкиры (2002). Есть нач. школа (филиал ср. школы с.Саитбаба), фельдшерско акушерский пункт, клуб, библиотека, Киекбаева Д. музей.
Основана в сер. 18 в. башкирами Кесе Табынской вол. Ногайской дороги на собств. землях. В 1795 в 18 дворах проживал 81 чел., в 1865 в 40 дворах — 282 человека. Занимались скот вом, земледелием, пчеловодством, изготовлением дер. посуды. Были мечеть, 2 водяные мельницы. В 1906 зафиксированы мечеть, бакалейная лавка; среди занятий отмечены лесные промыслы. Среди уроженцев Киекбаев Джелиль Гиниатович (25.10.1911, д.Каран Илга Стерлитамакского у. Уфим. губ., ныне д.Каран Елга Гафурийского р на РБ, – 19.3.1968, Уфа), языковед, тюрколог, писатель. Д р филол. наук (1961), проф. (1961). Засл. деят. науки БАССР (1967), отличник нар. просвещения РСФСР (1967). Член Союза писателей (1944). Окончил Моск. пед. ин т иностр. яз. (1937). С 1938 работал в Уфим. учит. ин те иностр. яз.: зам. дир. по уч. части, с янв. 1941 – по уч. и науч. работе; с сент. 1941 – в Баш. пед. ин те им. К.А.Тимирязева (до нояб. того же года декан ф та иностр. яз.), с 1942 – в Саитбабинской ср. школе Гафурийского р на (дир.), с 1943 – в Башгосиздате (гл. ред.), в 1944–53 – в УАИ (до 1946 и с 1948 зав. каф. иностр. языков), одновр. в 1949–68 – в БГУ: с 1950 декан ф та иностр. яз., в 1951–68 зав. каф. баш. языка, в 1957–61 проректор по уч. работе.
Науч. деят сть связана с проблемами языкознания башкирского, языкознания сравнительно исторического, тюркологии. В кн. “Башҡорт әҙәби теленең дөрөҫ әйтелеше" (1964; “Орфоэпия башкирского литературного языка") изложены осн. нормы произношения звуков речи башкирского языка; изучены чередования и комбинаторные изменения звуков, особенности ритмич. организации речи, ударение, интонация; рассмотрены особенности формирования и ист. развития баш. литературного языка и др.; в тр.“Фонетика башкирского языка" дана характеристика фонетической системы баш. языка. В кн. “Хәҙерге башҡорт теленең лексикаһы һәм фразеологияһы" (1966; “Лексика и фразеология современного башкирского языка") представлены анализ лексики баш. яз. с т. зр. её происхождения, ист. развития, семантики, функционирования в языке и речи и др.; описание и классификация заимствований, фразеол. ед., пословиц и поговорок. К. впервые разработаны основы сравнит.-ист. изучения урало алтайских языков с использованием методов структурной лингвистики и доказано их типол. сходство на основе определённости неопределённости категории (см. “Основы исторической грамматики урало алтайских языков"). Ряд тр. посвящён отд. проблемам морфологии, орфографии, стилистики, синтаксиса, диалектологии, ономастики, этимологии; грамматическим категориям; методол. вопросам, связ. с изучением ист. грамматики баш. яз., сравнит. грамматики тюркских языков. Под рук. К. проведены экспедиции в р ны БАССР и Челяб. области.
Автор св. 100 науч. тр., в т.ч. учебников и уч. пособий для ср., ср. спец. уч. заведений и вузов. Первые стих. опубликовал под псевд. “Жалиль Табын" в ж.“Аллахыз". В романе “Туғандар һәм таныштар" (1975; в рус. пер. “Родные и знакомые", 1981) создан портрет баш. деревни нач. 20 в.; произв. отличает широта поднятых проблем, знание нар. жизни, самобытность образов, богатство языка. Автор кн. для детей “Урман әкиәттәре" (1954; в рус. пер. “Лесные сказки", 1956); кубаиров “Бөйөк Ватан һуғышы тураһында" (“О Великой Отечественной войне"), “Дуҫ тигәнең шул булыр" (“О друге"), “Дуҫлыҡ хаҡында ҡобайыр" (“Кубаир о дружбе") и др. Перевёл на баш. яз. “Грамматику башкирского языка", с нем. яз. – произв. В.Бределя, Г.Гейне и др., сказки Я.Гримма (1940; “Немец халыҡ әкиәттәре"), с венг. яз. – нар. сказки (1963; “Венгр халыҡ әкиәттәре"; в соавт.). Пьеса Ф.Вольфа “Профессор Мамлок" в пер. К. поставлена в БАТД (1941). Деп. ВС БАССР 7 го созыва. Награждён орд. Ленина (1967), “Знак Почёта" (1961). Именем К. названы улицы в Уфе и с.Красноусольский Гафурийского р на; открыты Киекбаева Д. музей, мемор. кабинет в БГУ; учреждены премия его имени, стипендия в БГУ (1997). В Уфе на доме, где жил К., установлена мемор. доска.
Соч.: Введение в урало алтайское языкознание. Уфа, 1972; Избранные статьи. Уфа, 2002.
Лит.: Зәкиев М.З. Дәртле йыр. Өфө, 1974; Сөләймәнов Ә.М. Халыҡ ижадынан һут алып: Жәлил Кейекбаевтың “Туғандар һәм таныштар" романында фольклор башланғыстары. Өфө, 2000; Профессор Джалиль Гиниятович Киекбаев и его вклад в развитие Урало алтайской и тюркской филологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2011.
- Основано
- Статус:
- Находится:
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- :
- занимались - земледелием, разведением скота
- Начало ХХ века:
- :
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Промышленность:
- Известные люди:
ДӘҮЛӘКӘН РАЙОНЫ (Давлекановский район)
КАРАНБАШ (Ҡаранбаш, Каран-Баш)
Деревня Сергио-Польского сельсовета Давлекановского района Башкирии
- Основана в Конце XIX — Начале ХХ веков немцами на территории Белебеевского уезда
- Название происходит от гидронима «КАРАНБАШ (Ҡаранбаш)» буквально — «Исток Карана»
- 1906 год - зафиксирована как хутор
- 1920 год - зафиксирована как товарищество
- с 1930-х годов - деревня
- Конец 1950-х годов - присоединилось основанное в Начале ХХ века село «ЧИСТАЙ (Чистополь)»
- Статус:
- Находится:
- в 10 км к Юго-Западу от ДӘҮЛӘКӘН (Давлеканово)
- на реке КАРАНБАШ (Каран-Баш), бассейна реки ДИМ (Дёма)
- в 10 км к Юго-Западу от железнодорожной станции «ДӘҮЛӘКӘН (Давлеканово)»
- Население:
- 1906 — 46 чел.; 1920 — 100; 1939 — 204; 1959 — 231; 1989 — 185; 2002 — 205;русские 2010 — 185
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- :
- занимались - земледелием, разведением скота
- Начало ХХ века:
- :
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Известные люди:
КҮГӘРЧЕН РАЙОНЫ (Кугарчинский район)
КАРАН (Ҡаран, Каранский)
Село Иж-Бердинского сельсовета Кугарчинского района Башкирии
- Основано во Второй половине XIX века на территории Оренбургского уезда как хутор «КАРАН (Каранский)»
- 1920‑х годов - носит название «КАРАН (Ҡаран)»
- 1930‑х годов - село
- Статус:
- Находится:
- в 28 км к Югу от МОРАК (Мраково)
- на реке Иняк,
- в 98 км к Юго-Востоку от железнодорожной станции «МӘЛӘВЕЗ (Мелеуз)»
- Население:
- 1891 в 52 дворах проживало 275 чел 1900 — 322 чел.; 1920 — 858; 1939 — 753; 1959 — 406; 1989 — 136; 2002 — 155;русские 2010 — 119
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- клуб
- фельдшерско-акушерский пункт
- 1900 год:
- занимались - земледелием, разведением скота
- водяная мельница
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Известные люди:
ЛЕНИНОГОРСК РАЙОНЫ (Лениногорский район)
ЮГАРЫ КАРАН (Верхний Каран)
Посёлок Лениногорского района Татарии
- Основано
- Статус:
- Находится:
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- :
- занимались - земледелием, разведением скота
- Начало ХХ века:
- :
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Промышленность:
- Известные люди:
в 10 км к С.-В. от гЛениногорска. На 1989 и 1997 число пост, жителей менее 10 чел. (русские). Осн. в 1927.
МӘЛӘВЕЗ РАЙОНЫ (Мелеузовский район)
КАРАН (Ҡаран, Каранский),
КАЕН (Берёзовка, Берёзовский)
Деревня Мелеузовскому сельсовета Мелеузовского района Башкирии
- Основана в 1871 году переселенцами из Пензенской губернии и Симбирской губернии на вотчинных землях башкир Тамьянской волости Стерли-Тамакского уезда как хутор «КАРАН (Каранский)»
- известна также под названием хутор «КАЕН (Берёзовка, Берёзовский)»
- с 1930-х годов - деревня «КАРАН (Ҡаран)»
- Статус:
- Находится:
- в 3 км к Югу от МӘЛӘВЕЗ (Мелеуз)
- на автомобильной дороге Уфа—Оренбург
- в 3 км к Югу от железнодорожной станции «МӘЛӘВЕЗ (Мелеуз)»
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Дом культуры
- библиотека
- фельдшерско-акушерский пункт
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Известные люди:
МӘЧЕТЛЕ РАЙОНЫ (Мечетлинский район)
КАРАНАЙ (Ҡаранай, Каранаево)
Деревня Дуван-Мечетлинского сельсовета Мечетлинского района Башкирии
- Основана предположительно в 1640-е годы башкирами Дуванской волости Сибирской даруги на собственных землях
- Названа по имени Караная Тимербулатова
- В ходе подавления Башкирского восстания 1735-40 годов была сожжена, позднее восстановлена
- Статус:
- Находится:
- в 36 км к Югу от ОЛЫ ЫК ТАМАГЫ (Больше-Усть-Икинское)
- на реке КӘШКЕЙӘК (Кушкаяк), притоке реки ӘЙ (Ай)
- в 90 км к Северо-Западу от железнодорожной станции «ҺИЛЕЙӘ (Сулея)» Челябинской области
- Население:
- 1795 в 7 дворах проживало 32 чел., в 1865 в 29 дворах — 170 чел 1906 — 220 чел.; 1920 — 357; 1939 — 215; 1959 — 229; 1989 — 134; 2002 — 185;башкиры 2010 — 170
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- клуб
- Каранаевские курганы - археологический памятник 10—11 вв. Находятся в 1 км к Ю. от д.Каранаево Мечетлинского р-на. Открыты в 1964 и исследованы в 1966 Н.А.Мажитовым, в 2001, 2003 Ф.А.Сунгатовым. Относятся к кург. могильникам с земляными насыпями (диам. 7—23 м, выс. 0,1—0,6 м). Состоят из 18 курганов, изучено ок. 100 погребений. В б.ч. изученных курганов находилось от 1 до 5 захоронений, в одном — 32. В насыпи и в могильных ямах обнаружены черепа и кости лошадей. Найдены остатки дер. гробов, подстилок из бересты. Умершие погребены в прямоугольных или овальных могильных ямах вытянуто на спине, головой на С.-З. или З. Погребальный инвентарь составляют предметы вооружения (жел. мечи, наконечники копий, колчан, сабли, шлем, жел. и костяные наконечники стрел, костяные накладки лука), принадлежности конской сбруи (жел. псалии, стремена, удила) и поясной гарнитуры (бронз. и серебр. наконечники ремня, накладки, пряжки), украшения (серебр. браслеты, гиревидные и грушевидные подвески, проволочные серьги, перстни с кам. вставками, стеклянные бусы). Также найдены серебр. пластина-обкладка дер. блюда с фрагментами арабского письма, саманидские монеты 10 в. Пам. отражает процесс заселения Юж. Урала тюркскими племенами. Материалы К.к. хранятся в Музее археологии и этнографии
- 1865 год:
- занимались - земледелием, разведением скота
- мечеть
- три водяные мельницы
- 1906 год:
- мечеть
- пять водяных мельниц
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Известные люди:
- Нурмухаметов Нигамедьян Мухутдинович - (10.5.1936, с.Каранаево Мечетлинского р-на БАССР — 26.6.2011, Уфа, похоронен на родине), агроном. Д-р с.-х. наук (2002). Засл. работник с. х-ва РБ (1996). После окончания БСХИ (1962) гл. агроном к-за им. 20-го партсъезда Иглинского р-на; в 1963—64 в Уфим. колх.-совх. производств. управлении. В 1967—2011 в БГАУ (в 1978—94 зав. каф. селекции и физиологии р-ний). Науч. иссл. посвящены изучению биол. активности и воспроиз-ва плодородия почвы. Н. разработаны приёмы повышения эффективности азотобактера и клубеньковых бактерий при совм. применении с микроэлементами, рекомендации по использованию бактериального удобрения ризоторфин при возделывании бобовых культур, биологического препарата метаболит для повышения посевных качеств семян. Автор 130 науч. трудов и 4 изобретений.
Соч.: Микрофлора и биологическая активность почв Башкортостана. Уфа, 1999 (соавт.); Биологические пути повышения эффективного плодородия почв. Уфа, 2001; Микробные биотехнологии в агропромышленном производстве. Уфа, 2007
- Нурмухаметов Нигамедьян Мухутдинович - (10.5.1936, с.Каранаево Мечетлинского р-на БАССР — 26.6.2011, Уфа, похоронен на родине), агроном. Д-р с.-х. наук (2002). Засл. работник с. х-ва РБ (1996). После окончания БСХИ (1962) гл. агроном к-за им. 20-го партсъезда Иглинского р-на; в 1963—64 в Уфим. колх.-совх. производств. управлении. В 1967—2011 в БГАУ (в 1978—94 зав. каф. селекции и физиологии р-ний). Науч. иссл. посвящены изучению биол. активности и воспроиз-ва плодородия почвы. Н. разработаны приёмы повышения эффективности азотобактера и клубеньковых бактерий при совм. применении с микроэлементами, рекомендации по использованию бактериального удобрения ризоторфин при возделывании бобовых культур, биологического препарата метаболит для повышения посевных качеств семян. Автор 130 науч. трудов и 4 изобретений.
МИӘКӘ РАЙОНЫ (Миякинский район)
КАРАНКУНКАС (Ҡаран-Ҡуңҡаҫ, КАРАН-КУНКАС)
Село Карановского сельсовета Миякинского района Башкирии
- Основано
- Статус:
- Находится:
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- :
- занимались - земледелием, разведением скота
- Начало ХХ века:
- :
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Промышленность:
- Известные люди:
Расположено в 41 км к С. В. от райцентра и 39 км к Ю. В. от ж. д. ст.Аксёново. Нас.: в 1906 — 576 чел.; 1920 — 682; 1939 — 453; 1959 — 440; 1989 — 328; 2002 — 512; 2010 — 407 человек. Живут башкиры (2002). Есть ср. школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт, ДК, библиотека, мечеть. Основано в кон. 18 в. башкирами д.Кункас Илькей-Минской вол. Белебеевского уезда (ныне Альшеевского р на) на собств. землях под назв. Верхнекункасово. С нач. 19 в. учитывалось как 1 е Н.-Кункасово. В 1795 в 22 дворах проживало 94 чел., в 1865 в 40 дворах — 376 человек. Занимались скот вом, земледелием, пчеловодством. В 1906 зафиксирована мечеть. С 30 х гг. совр. название. Среди уроженцев
- Зарипов Хакимьян Сарьярович [р.18.10.1929, д.Ново-Кункас 1 й Белебеевского кантона БАССР (Миякинский р н РБ)], писатель. Засл. работник культуры БАССР (1990). Член Союза писателей РБ (1971). Окончил Казанский ун т (1956), Высш. лит. курсы при СП СССР (Москва, 1973). С 1956 нар. судья Орджоникидзевского р на Уфы, в 1959–68 собств. корр. газ. “Совет Башкортостаны", с 1974 лит. консультант СП БАССР, в 1977–87 адвокат Ленинской районной юрид. консультации Уфы. Первая кн. “Фәнисәнең мөхәббәте" (“Любовь Фанисы") вышла в 1961. Тв во З. отличает актуальность тематики произв., динамичность сюжетов, глубокий психологизм. В повестях и рассказах, вошедших в кн. “Яҙмыштар эҙенән" (1974; 2009; “По следам судеб"), “Ғашиҡтарҙы хөкөм итмәйҙәр" (1983; “Влюблённых не осуждают"), “Ғүмерлек үкенес" (1989; “Вечное раскаяние"), созданы образы людей с драм. судьбами. Док. повесть “Путешествие в страну мечты" (1999) посвящена землякам писателя. Автор пьес “Яуап көнө" (1989; “Допрос"), “Их, кәләше лә кәләше!.." (1992; “Эх, невеста, невестушка!.."), “Һүнмәһен-һүрелмәһен" (2001; “Аферисты") и др., поставленных в т рах РБ и РФ. Лауреат пр. им. Акмуллы (1999).
Соч.: Яҙмыштар эҙенән: повестар, пьеса. Өфө, 2009; Приговор: повести. М., 1977; А разве не моя вина? Уфа, 2004
- Мурзакаев Факил Салихович (р.14.11.1950, д.Каран-Кункас Миякинского р на БАССР), писатель, переводчик. Засл. работник культуры РБ (1993). Член Союза журналистов (1979), Союза писателей (1997). Окончил БГУ (1983). С 1971 сотр. газ. “Октябрь”, с 1975 — “Совет Башкортостаны” (с 1985 зав. отделом), с 1986 ответств. секр. ж.“Башкортостан кызы”, с 1996 зам. гл. ред. газ.“Башкортостан”, с 2011 – ж.“Хэнэк”. Автор повестей и рассказов, вошедших в кн. “Ҡамғаҡ” (1996; “Перекати-поле”), “Аҙашҡан болан балаһы” (2000; “Затерявшийся оленёнок”), “Яҙмыш фалы — йәшлектә” (2007; “Юность — предтеча судьбы”), “Яратам, тигәйнең” (2010; “Клятва любви”), “Ҡайын һуты” (2015; “Берёзовый сок”) и др. Автор-составитель “Русско-башкирского словаря сельскохозяйственных терминов” (1987; 2001 – 2 е изд., доп.), “Мостай Кәрим афоризмдары=Афоризмы Мустая Карима” (2014). Произв. М. переведены на тат., рус. языки. Перевёл на баш. язык произв. Ч.Т.Айтматова, М.М.Ахмадова, В.В.Быкова, В.Н.Ганичева, А.Генатулина, Ю.С.Рытхэу, В.М.Шукшина и др. Лауреат пр. им. Акмуллы (2005), им. Х.Давлетшиной (2009).
Соч.: Йәш хәбәрсе. Өфө, 1993. Фәһемле фекерҙәр донъяһында: башҡорт яҙыусыларының афоризмдары: 2 китапта. Өфө, 2003–2010; Тынғыһыҙ малай: повестар, хикәйәләр. Өфө, 2004
- Султанов Мустафа Каримович (8.2.1912, д.Н.-Кункасово 1 е Белебеевского у. Уфим. губ., ныне с.Каран-Кункас Миякинского р на РБ, — 18.2.2009, г.Кумертау, похоронен в д.Канчура Куюргазинского р на РБ), журналист. Засл. работник культуры БАССР (1977). Член Союза журналистов (1960). Участник Вел. Отеч. войны. Окончил Обл. 2 годичную парт. школу при Баш. обл. к те ВКП(б) (Уфа, 1951). В 1937—41 и 1945—49 работал в газ.“Сталинче” (см. “Альшеевские вести”): с 1939 зам. ответств. ред., с 1940 зам. ред., с 1945 ред.; в 1951—63 сотр. газ.“Совет Башкортостаны”; с 1965 зам. ред. газ.“Путь Ильича” (см.“Кумертауское время”). В 1984—90 дир. музея Кумертауского р-на. Автор ряда очерков, статей о Героях Советского Союза, участниках Великой Отечественной войны, Башкирского национального движения, истории родного края. Лауреат пр. им. Ш.Худайбердина (1992). Награждён орд. Отеч. войны 2 й ст. (1985), Кр. Звезды (1942), Славы 2 й и 3 й (1945) степеней.
Соч.: Хәтер китабы. Күмертау, 1997; Утлы юлдар, шанлы йылдар. Күмертау, 2000; Сафта ҡалам. Күмертау, 2004
МИНЗӘЛӘ РАЙОНЫ (Мензелинский район)
КАРАН-АЗИК (Каран-Азиково),
ЧУАШ КАРАНЫ (Чувашский Каран),
ИСКЕ МУНЧА БУШ ҖИРЕ (Пустошь Искимунча)
Деревня Мензелинского района Татарии
- Известна с 1762 года
- В дореволюционных источниках упоминается под названиями «ЧУАШ КАРАНЫ (Чувашский Каран)» и «ИСКЕ МУНЧА БУШ ҖИРЕ (Пустошь Искимунча)»
- Статус:
- До 1920 года - деревня Богодаровской волости Мензелинского уезда Уфимской губернии Российской империи и РСФСР
- 25 июня 1920-30 годы - деревня Ново-Мазинской волости Мензелинского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
- 10 августа 1930-35 годы - деревня Мензелинского района Автономной Татарской ССР
- 10 февраля 1935-57 годы - деревня Ворошиловского района Татарии
- 29 ноября 1957-2005 годы - деревня Мензелинского района Татарии
- с 31 января 2005 года - деревня Юшадинского сельского поселения Мензелинского района Республики Татарстан
- Находится:
- в 23 км к Югу от МИНЗӘЛӘ (Мензелинск)
- на правом притоке реки МИНЗӘЛӘ (Мензеля), притока реки ЧУЛМАН (Кама)
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Начальная школа
- Клуб
- XVШ - Первая половина XIX века:
- жители относились к категории государственных крестьян
- занимались - земледелием, разведением скота, плетением лаптей
- Начало ХХ века:
- земская школа
- Сельское хозяйство:
- Начало ХХ века: земельный надел сельской общины - 1 152 десятины
- Коллективизация:
- 1930 год - организован колхоз «Каран-Азик»
- 1935-57 годы - колхоз «имени Сергея Мироновича Кирова»
- 1957 год - вошёл в совхоз «УҢЫШ (Урожай)»
- 1988 год - вошёл в совхоз «ЮШАДЫ (Юшадинский)»
- ныне сельско-хозяйственный производственный кооператив
- Мясо-молочное скотоводство
- Промышленность:
- Известные люди:
УРЫС КАРАН (Русский Каран)
Село Мензелинского района Татарии
на прав, притоке р.Ик,
в 23 км к Ю. от г.Мензелинска. В 1989 — 119
жит. (русские). На 1997—102 жит. Свин-во.
Изв. с 1795.
Колхоз «Каран-Азик»
Колхоз Юшадинского сельсовета Мензелинского района Автономной Татарской Советской Социалистической Республики
- Существовал с 1930 года по 1935 год
- Центральная усадьба - КАРАН-АЗИК (Каран-Азиково)
- Статус:
- 1930-35 годы - самостоятельное хозяйство
- 1935 год - переименован в колхоз «имени Сергея Мироновича Кирова»
- Руководители:
- Виды деятельности:
- Мясо-молочное скотоводство
- Известные люди:
САРМАН РАЙОНЫ (Сармановский район)
КАТАШ КАРАН (Катыш-Каран)
Село Сармановского района Татарии
на прав, притоке р.Мен-
зеля, в 8 км к С.-В. от с.Сарманово. В 1989 —
377 жит. (татары). На 1997-406 жит. Ср.
школа. Полеводство, мол. скот-во, овц-во.
Осн. в 17 в.
ЯХШЫ КАРАН (Яхшы-Каран)
Деревня Сармановского района Татарии
на р.Мелля, в 25 км к Ю.-В. от с.Сарманово.
В 1989-117 жит. (татары). На
1997 —148 жит. Полеводство, мол. скот-во,
свин-во. Осн. в 18 в. Мечеть — архит. памятник
нач. 20 в
ТУЙМАЗЫ РАЙОНЫ (Туймазинский район)
КАРАН-БИШЕНДЕ (Ҡаран-Бишенде, Каран-Бишинды)
Деревня Верхне-Бишиндинского сельсовета Туймазинского района Башкирии
- Основано
- Статус:
- Находится:
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- :
- занимались - земледелием, разведением скота
- Начало ХХ века:
- :
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Промышленность:
- Известные люди:
Расположена на р.Каран (басс. р.Усень), в 18 км к Ю. от райцентра и ж.-д. ст.Туймазы. Нас.: в 1906 – 487 чел.; 1920 – 568; 1939 – 358; 1959 – 307; 1989 – 116; 2002 – 138; 2010 – 168 человек. Живут башкиры (2002). Основана по дог. 1760 о припуске на вотчинных землях башкир д.Бишинды Кыр-Еланской вол. Казанской дороги (ныне с.Верх. Бишинды) ясачными татарами, перешедшими впоследствии в сословие тептярей. В 1795 учтено 37 чел., в 1865 в 35 дворах проживало 250 человек. Занимались земледелием, скот вом. В 1906 зафиксирована мечеть. Среди уроженцев Вильданов Тимирбулат Миниханович [5.4.1928, д.Каран-Бишинды Белебеевского кантона БАССР (Туймазинский р-н РБ) — 28.1.2005, Уфа], Герой Социалистич. труда (1976). Засл. работник нефт. и газовой пром сти РСФСР (1988), засл. нефтяник БАССР (1978), поч. нефтяник СССР (1972). В 1946—50, 1955—94 работал в Уфим. УБР ПО “Башнефть”: пом. бурильщика, бурильщик, с 1967 буровой мастер, в 1983—87 инж. технолог. При участии В. внедрены новые буровая техника и технологии бурения, в т.ч. впервые в респ. применён метод электробурения. Внёс вклад в освоение Кушкульского, Сергеевского нефтяных месторождений. Деп. ВС БАССР 7 го созыва. Награждён орд. Ленина (1966, 1976), Труд. Кр. Знамени (1981
ЧАКМАГЫШ РАЙОНЫ (Чекмагушевский район)
КАРАН (Ҡаран, Каран-Мустай)
Село Тайняшевского сельсовета Чекмагушевского района Башкирии
- Основано в Начале XVШ века башкирами Кыр-Еланской волости Казанской даруги на собственных землях
- По договору о припуске между 1748 годом и 1762 годомздесь поселились тептяри, позднее — мишари и ясачные татары
- Фиксировалось также под названием «Каран-Мустай» - по имени одного из первопоселенцев Мустая Атыева
- Статус:
- Находится:
- в 21 км к Западу от ЧАКМАГЫШ (Чекмагуш)
- в 80 км к Северо-Западу от железнодорожной станции «БҮЗДӘК (Буздяк)»
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Известные люди:
ЧИШМӘ РАЙОНЫ (Чишминский район)
КАРАНЕЛГА (Ҡаранйылға, Каран-Елга)
Село Ново-Троицкого сельсовета Чишминского района Башкирии
- Основано
- Статус:
- Находится:
- Население:
- Культура, образование, медицина, религия и история:
- :
- занимались - земледелием, разведением скота
- Начало ХХ века:
- :
- Сельское хозяйство:
- Коллективизация:
- Коллективизация:
- Промышленность:
- Известные люди:
Расположено на р.Берсианка (приток р.Белая), в 29 км к Ю.-В. от райцентра и ж.-д. ст.Чишмы. Нас.: в 1906 – 600 чел.; 1920 – 741; 1939 – 560; 1959 – 435; 1989 – 239; 2002 – 186; 2010 – 130 человек. Живут татары (2002). Есть нач. школа. Основано мишарями на вотчинных землях башкир Суби-Минскойвол. Ногайской дороги, изъятых по указам от 11 февраля 1736 в казну, под назв. Митряево. В 1865 в 62 дворах проживало 337 человек. Занимались земледелием, скот-вом, пчеловодством, плетением лаптей. Были мечеть, уч ще, водяная мельница. В 1906 зафиксированы мечеть, 2 бакалейные лавки. С 30 х гг. совр. название
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
- «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
- «БАШҠОРТ ЭНЦИКЛОПЕДИЯҺЫ (Башкирская энциклопедия)», Уфа, 2005-11
- Ф.Д.Кудеевский «Главные мысли и дух Корана» Казань, 1875
- М.Б.Пиотровский «Коранические сказания» Москва, 1991
- Е.А.Резван «Коран и его толкования: (тексты, переводы, комментарии)» Санкт-Петербург, 2000
- С.У.Таймасов «Восстание 1773—1774 годов в Башкортостане» Уфа, 2000
- Н.М.Кулбахтин «Башкирские вожди Крестьянской войны 1773—1775 годов» Уфа, 2005