ӘЙЛӘЛӘР (Айле)

Материал из Милләттәшләр
Версия от 18:47, 31 августа 2020; Камиль Бакиров (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

ӘЙЛӘЛӘР (Айле, әйле, әй, әйҙе)

Племя, племенное объединение, населённый пункт

Племя ӘЙЛӘЛӘР (Айле, әйле, әй, әйҙе)

Башкирское племя

Входило в состав родоплем. объединения А. Родовой состав: А., каратавлы, сарт-А., тырнаклы, туркмен. Тамги: По мнению Р.Г.Кузеева, А. этнически восходят к печенежско-огузским племенам Приаралья и Ср. Азии, по мнению др. учёных, — к финно-угорским племенам (В.Ф.Генинг) или сиб. татарам (Г.Х.Ахатов). В 7—9 вв. предки А. жили в присырдарьинских и приаральских степях. В 9—12 вв. пришли на Юж. Урал и расселились в верховьях рр. Ай, Белая, Миасс, Уй, в верх. течении р.Урал. В 13—14 вв. под давлением племени табын переселились в долины рр. Ай, Миасс и Юрюзань. В 16—18 вв. значит. часть А. мигрировала в Зауралье и на З. Башкортостана. В Зауралье айлинцы заняли верховья Миасса, междуречье Миасса и Течи (приток р.Исеть), образовав юж. и сев. группы: южная расселилась на прежних айлинских землях, закрепив на них вотчинные права, северная — на землях табынцев на основе припуска. На З. Башкортостана айлинцы заняли земли в басс. рр. Дёма и Усень, в устье Ика и на левобережье ср. течения Белой. В сер. 18 в. часть племени мигрировала на В., в приуйские и притобольские степи.

К 18 в. айлинцы жили в соседстве с племенами дуван, калмак, катай, кувакан, мурзалар и табын. После присоединения Башкортостана к России вотчинные земли племени составили Айлинскую вол. Сибирской дороги. Здесь, по данным П.И.Рычкова, в сер. 18 в. насчитывалось 113 дворов. В кон. 18—19 вв. терр. расселения А. входила в Екатеринбургский, Красноуфимский, Троицкий и Челябинский уезд, в период кантонной системы управления — во 2-й, 4-й Загорный, 4-й Западный и 5-й баш. кантоны (к нач. 40-х гг. 19 в.). Ныне терр. расселения племени входит в Белокатайский, Дуванский, Кигинский и Салаватский р-ны РБ, Альменевский и Сафакулевский р-ны Курганской обл., Аргаяшский, Красноармейский, Кунашакский, Кусинский, Сосновский и Чебаркульский р-ны Челяб. области.

Объединение ӘЙЛӘЛӘР (Айле, әйле, әй, әйҙе)

родоплеменное объединение башкир. Включало племена А., дуван, кошсы, кудей, мурзалар, сызгы, упей. Сложилось в 14—15 вв. Осн. терр. расселения в 17—19 вв. — долины рр. Ай, Лемеза, Сим, Уфа, Юрюзань. К 18 в. племена объединялись лишь по традиции; владели отдельными вотчинами, самостоятельно выступали перед властями. Числ. в 1-й пол. 18 в. достигала 15 тыс. человек

ЧИЛӘБЕ ӨЛКӘСЕ (Челябинская область)

ӘЙЛЫ (Айлы, Айлино)

Село, административный центр Второй Айлинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии Российской империи и РСФСР

  • Основано
  • Статус:
  • Находится:
  • Население:
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Село Айлино расположено на Южном Урале и является ныне центром Администрации Айлинского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, в подчинение которой входят населенные пункты: село Айлино, деревни Верхнеайская (ныне Верхний Айск) со Старой Пристанью, Петромихайловка, Алексеевка, Сикияз-Тамак и земли сельхозназначения вокруг них. Территорию Айлинского сельской администрации разделяет надвое территория поселковой администрации п. Межевой, в который вошли в 1990 годах п. Новая Пристань и д. Ваняшкино
      Территория Айлинской сельской администрации расположена севернее г.Сатки, там где горные хребты Южного Урала Сулеинский, Кукшик и Чулковка, покрытые смешанными, в основном хвойными лесами, переходят в относительно ровную и в основном безлесную Айскую долину, по которой течет река Ай (Луна по тюркски), перемежающуюся невысокими возвышенностями – увалами, как правило покрытыми березовыми или смешанными лесами и перелесками.
      Айская долина сохранилась как степная безлесная еще со времен ледникового периода. Полоса таких безлесных степей, зажатая с востока и запада полосами леса, тянется по западным предгорьям Урала от окрестностей с.Айлино до окрестностей г.Кунгура Пермского края.
      Село Айлино находится в долине, по которой протекает река Ай, но не на самой реке Ай, а в 3 километрах от него на берегах небольшого айского притока - речки Бия, в которую в этом месте впадает еще более мелкая речка Бибия (от башкирского Бикбия-кобыла). По берегам этих речек много ключей с чистой родниковой водой.
      Село Айлино и окрестные поселения в настоящее время населяют люди разных национальностей, но большинство нынешних местных жителей это русские, татары и башкиры, поэтому в самых кратких словах надо отметить историю русских, татар и башкир, а так же рассмотреть, когда же они поселились в этих местах, в окрестностях села Айлино. Дело в том, что и башкиры, и татары, и русские не являются автохтонными, то-есть коренными жителями этих мест. Все эти народы пришли сюда из других мест, правда в разное время.
      Если рассматривать раннюю историю Южного Урала, то несколько тысяч лет назад здесь жили арийские индоевропейские племена или народы, создатели знаменитого Аркаима и других подобных городов, от которых произошли многие народы от Индии до Западной Европы, включая славян, из которых вышли русские. Еще в 3 тысячелетии до нашей эры, на территории нынешних Челябинской и Оренбургской областей добывалось много меди для бронзового оружия. Уже тогда Южный Урал был кузницей оружия.
      Во втором тысячелетии до нашей эры часть наших предков арийцев из Восточной Европы и Приуралья на изобретенных здесь колесницах и вооруженные великолепным бронзовым оружием, несколькими волнами, продвигались далеко на Юг и Запад. В 18 веке до новой эры арийцы завоевали Индию (древнеиндийский язык санскрит очень схож даже с современным русским языком, священные книги древних индусов «Веды» от слова «ведать или знать). В 16 веке до новой эры арийские племена заняли Иран, Переднюю Азию, Малую Азию, сокрушив здесь великое Вавилонское царство и создав в Малой Азии великую Хеттскую державу, ее гербом был тоже двуглавый орел, и которая воевала с Древним Египтом.
      Некоторые авторы считают, что Беловодье и райское место Ирий славянских мифов, это река Белая и гора Иремель, а на озере Зюраткуль жил знаменитый пророк Заратуштра, создатель священной книги иранских «огнепоклонников» «Авеста» (весть)
      В 1-м тысячелетии до нашей эры живущие вокруг южноуральских гор арийские племена, смешивающиеся с другими азиатскими народами, стали предками киммерийцев и скифов, заселивших сначала Поволжье и Причерноморье, а затем в 700-600-х годах до нашей эры частично переселившихся в Закавказье и Малую Азию. Там киммерийцы и скифы, хотя и враждовали друг с другом, но в итоге сокрушили тогдашнюю великую державу Ассирию. После них здесь, в степных окрестностях Южного Урала, появились арийские ираноязычные племена сарматов, предков осетин.
      Все народы из окрестностей Южного Урала периодически переправлялись через Волгу и переселялись в Европу, а с севера их места занимали угро-финнские народы, предки венгров, манси, хантов, удмуртов, финнов и других. В первых веках нашей эры от склонов Алтая, включавшего монгольский Алтай, начали продвигаться на запад возникшие там тюркоязычные племена хунну, вытесняя сарматов. Войдя в союз с угро-финнами, а затем и с сарматами, тюрки образовали союз племен, известный под названием гунны, которые в 5 веке потрясли всю Европу и фактически разгромили Западную Римскую империю. В гуннский союз входили тюркоязычные предки современных татар – булгары и предки башкир, а так же и славянские племена.
      В 800-х годах нашей эры жившие на территории современной Башкирии и Оренбургской области угро-финны мадьяры-венгры, под давлением предков башкир и других тюркских племен, ушли в степи Причерноморья, а затем на Дунай, основав современную Венгрию.
      Места мадьяр на Урале заняли несколько башкирских ханств или кочевых племен, состоящих из сравнительно небольших родов. Башкиры, ассимилировавшие часть оставшихся мадьяр, кочевали и по долине реки Ай.
      Айские башкиры справедливо гордятся тем, что из их среды вышел поэт 13 века Кол Гали, написавший поэму «Кисса- и Йусуф», являющуюся сокровищницей тюркоязычной литературы.
      Башкирские ханства были практически независимыми до 1230-х годов, хотя часть из них были вассалами Булгарского государства. В начале 13 века они, после почти 30-летней войны с пришедшими из просторов Азии татаро-монголами или чингизидами Золотой Орды, вынуждены были подчиниться им, войдя в состав этого большого государства. Находясь в составе Булгарии, а потом Золотой Орды, башкиры стали мусульманами.
      Часть других хуннских тюркоязычных племен, в т.ч. предки казанских татар – булгары и предки татар-мишар буртасы-маджары, в 300-х годах нашей эры пришли из Азиатских степей и несколько столетий жили между Волгой и Доном, начав оседать на землю и заниматься земледелием.
      В 670-х годах под давлением хазар булгары ушли на слияние Волги и Камы, основав Волжскую Булгарию и окончательно став земледельческим и торговым народом. В состав Булгарии вошли и буртасы-маджары, жившие южнее Мордовии до Саратова, потом ставшие называться мишары.
      Волжская Булгария стояла на важных торговых путях: от Балтийского моря до Каспийского (то-есть от Европы до Ирана), из Европы через Днепр и Дон по волокам, а затем по Волге и Каме на Урал и, по волокам, в Сибирь. Булгары приняли как государственную религию ислам в 922 году, на 66 лет раньше, чем Киевская Русь приняла в качестве государственной религии христианство. Хан Альмуш стал ханом Джафаром.
      Кстати, и христианство и ислам отдельные русские и булгарские (татарские) люди начали принимать на десятки и даже на сотни лет раньше официального государственного принятия.
      Волжская Булгария стала богатым земледельческим и торговым государством с большими городами.
      Многие башкирские ханства были вассалами Булгарии. Она просуществовала до 1236 года, когда была жестоко разгромлена и подчинена татаро-монголами хана Батыя (огромный по тем временам столичный город Великий Булгар или Биляр, расположенный на левом притоке Волги реке Черемшан, был разрушен войсками Батыя и уже не восстановился, был построен новый Биляр не далеко от устья Камы на притоке Волги реке Булгарке), войдя в состав Золотой Орды. От татаро-монгол или чингизидов, которые состояли из разных тюркоязычных, как и булгары, племен и народов (кипчаки, уйгуры, предки казахов, киргизов, узбеков), и которых китайцы, а потом русские и другие европейцы, называли татарами, булгары со временем тоже стали называться татарами. В Булгарии начали править не местные ханы, а назначаемые Ордой правители-эмиры, в отличие от русских княжеств, которые тоже были подчинены Золотой Ордой, но князья остались свои, русские. После распада Золотой Орды в 1400-х годах на месте Волжской Булгарии на слиянии Волги и Камы образовалось татарское Казанское ханство, во главе которого стояли ханы – чингизиды ордынского происхождения.
      Предки русских, относящихся к славянским народам, жили мелкими племенными княжествами (аналогичными мелким башкирским и булгарским ханствам) на Дунае, Днепре и его притокам еще с первых веков нашей эры.
      Постепенно они расселились по рекам Западной Двине, Волхову и Великой, а так же по верхней Волге и ее притокам (западнее слияния Оки и Волги). Они создали в 9 веке большое государство Киевскую Русь, принявшую в 988 году как государственную религию христианство, и распавшуюся на несколько княжеств в 12 веке.
      В 1237-1240-х годах башкир, маджар, булгар и большую часть княжеств распавшейся Киевской Руси подчинили тюркские чингизиды и включили ее в состав огромной державы Золотая Орда со столицей в г. Сарай. Неподчиненной Орде осталась только Смоленское княжество и территория современной Белоруссии, называвшаяся в те годы Великим княжеством Литовским, так как там правила литовская династия Гедиминовичей по отцовской линии, а по женской линии все его князья были Рюриковичи, и государственным языком ее был русский
      Золотая Орда была многонациональным и многоконфессиональным государством, в котором мирно сосуществовали разные религии. Так в столице Золотой Орды г. Сарае до конца ее существования была крупная и богатая православная христианская епархия, а русские митрополиты утверждались не только Константинопольским Патриархом, но и ханом или, как говорили русские, царем Золотой Орды.
      Золотая Орда распалась в 1400 годах на несколько тюркских ханств и несколько русских княжеств. Башкирские племенные ханства оказались разделенными на подчиняющихся Казанскому (северозападные племена), Ногайскому (южные) и Сибирскому (Тобольскому) ханствам (северовосточные).
      В результате сложных процессов и борьбы, русское Московское княжество объединило сначала большинство русских княжеств, а затем и тюркские ханства в новое громадное государство - Русское царство. Еще в 1380-х годах Золотоордынский хан Тохтамыш передал ярлык на правление Темниковским ханством, населенным мордвой и татарами-мишарами Московскому князю, сыну Дмитрия Донского Василию Дмитриевичу. В 1400-х годах на территории (по реке Оке) и в составе Московского государства образовалось Касимовское ханство, населенное татарами
      После присоединения к России Казанского (в 1552 г.), а затем Сибирского и Ногайского ханств (в 1586 г.), башкирские ханы в конце 16 века добровольно вошли в подданство Российского государства. Башкиры были обложены податью - ясаком мехами, 350 куниц в год от всех башкир, что вовсе не было так уж обременительно. Большая часть территории и населения Золотой Орды вошла в Русское царство. Кстати гербом Золотой Орды, как и Византийской империи, был двуглавый орел
      Для большинства народов, населявших территорию бывшей Золотой Орды, в том числе башкир, ничего особенно не изменилось, они снова стали жить в большом многонациональном и многоконфессиональном государстве, только столица переместилась из Сарая в Москву.
      Возникновение Айлинской волости и башкирского аула Айле
      После вхождения башкирских ханств в состав России земли всех башкирских племен вошли в Уфимский уезд во главе с воеводой, центром которого стал основанный в 1574 году город Уфа. Айскую долину еще долго заселяли в основном немногочисленные кочевые башкиры. Айские башкиры включали в себя родоплеменные объединения ай, мурзалар, дуван, кошсо, кудей, сыгзы, упей, входившие в племенное объединение тырнаклинцев. Род «ай» или «айле) получил свое название, вероятнее всего, от реки Ай. Ай по тюркски означает Луна и «айле» некоторые специалисты переводят как «лунные люди». Численность башкирских родов была сравнительно небольшой и жили они в небольших становищах или аулах во главе со старшинами-тарханами, подчиняясь родовым вождям и племенным ханам, они пользовались большой автономией во внутренних делах.
      По долине реки Ай, затем через район Бердяуша, окрестности оз. Зюраткуль и далее, через относительно невысокие и пологие перевалы в хребтах Нургуш и Уреньга, к долинам рек Миасс, Уй и Урал, проходила самая древняя на Южном Урале Старая Казанская дорога или Сибирская дорога, идущая от слияния Волги и Камы (из Волжской Булгарии) через Южный Урал в просторы Южной Сибири и Казахстана, известная еще древним кочевым скифам, сарматам и гуннам. Конечно, это не была дорога в современном смысле, а просто проходимая и проезжая на лошадях местность без крутых склонов и глубоких ущелий.
      После вхождения Башкирии в состав России, в 1574 году был образован Уфимский уезд, который делился на 4 административные единицы – дороги: Казанская, Ногайская, Сибирская и Осинская. Дороги в свою очередь делились на волости, образованные по родоплеменному признаку. В Сибирскую дорогу вошли в т.ч. Куваканская, Айлинская и Тырнаклинская волости. Места, где проживали куваканцы, от нынешней Сатки до Сима, вошли в Куваканскую волость, а места в долине реки Ай, населенные родом «айле», вошли в состав Айлинской волости. Севернее Айлинской волости располагалась Тырнаклинская волость. То-есть Айлинская волость существовала задолго до появления русского села Айлино. (В нынешний Саткинский район вошли только некоторые небольшие части Куваканской и Айлинской волостей). В последующие столетия границы и названия некоторых волостей неоднократно менялись.
      Задолго до появления русского и татарского населения, часть башкирского рода «айле» поселилась недалеко от берега речки Бия на мысу над Чижовым родником и ручьем, вытекающим из него. На этом мысу, между нынешним мотодромом и небольшим прудом, остались следы башкирского аула Айле, тут видны остатки фундаментов, возможно мечети или каких-то других сооружений. Когда основан аул Айле точно неизвестно, вероятно он существовал не одну сотню лет. В этом ауле башкиры жили в основном зимой, а летом большая часть их кочевала со скотом и юртами по окрестным долинам.
      Возникшее в конце 1700-х годов русское село Айлино получило свое название от баширского аула Айле и Айлинской волости.
      Появление в этих местах татарского и русского населения
      C 1600-х годов на земли башкир в Предуралье начали переселяться из Поволжья татары, татары-мишары (мещеряки), а за ними марийцы, удмурты, мордва и русские. Башкиры контролировали большие пространства, а самих их было сравнительно мало и занимались они не земледелием, а в основном кочевым скотоводством, поэтому могли принять на своих землях земледельцев, которым для прокорма надо было сравнительно мало земли. Таких поселенцев, которым башкиры разрешали поселяться на своих землях, называли «припущенниками». Переселявшиеся на башкирские земли, платившие башкирам плату за пользование землей и включенные в официальные списки поселенцев, которым разрешено проживание на башкирских землях, стали называться «тептярями» (от персидского «дефтер» - список)
      Вид на Айлино со стороны Верхнеайска. Видна центральная усадьба совхоза с ДК, правлением, школой и 2-х этажными жилыми домами. За велосипедистом (левее его головы) располагается мыс с сосенками, на котором был старый башкирский аул Айле, исчезнувший в конце 1700-х годов. За мысом родники и Чижов ручей. За ручьем виден тополь, оставшийся от хутора Чижовка
      Большинство тептярей было из татар, хотя были и чуваши, марийцы, мордва, большинство их исповедовало религию ислам. Правда, часть татар назывались татары-мишары или мещеряки. Мещеряки - это бывшие тюркоязычные буртасы, жившие на территории нынешних Мордовии, Пензенской и Ульяновской областей еще с 4 века нашей эры и частично смешавшиеся с угро-финнскими народами Поволжья, несколько столетий они жили в составе Волжской Булгарии, а затем в составе Темниковского княжества Московского государства. В их обычаях и одежде (да и в языке) были, кроме тюркских, примеси русских и угро-финских особенностей. Как и татары-булгары мишары были мусульманами. Но до начала 1700-х годов переселенцы, тептяри и русские, расселялись пока западнее и севернее Айлинской и Тырнаклинской волостей
      Русские заселяли сначала Северный Урал по рекам Вычегде, затем через волоки по реке Печоре и на реку Обь, и далее по побережью Ледовитого Океана и рекам вглубь Сибири. Потом русские начали осваивать Средний Урал по рекам Каме и Чусовой и ее притокам. С реки Чусовой через волок переходили в реку Исеть и по ней тоже далее в Сибирь. Строительство русских поселений и солеваренных заводов на Каме начали еще в 1500-х годах предприниматели Строгановы. При Петре 1 на Среднем Урале с 1701 года начали строить металлургические медные и железоделательные заводы, как государственные, так и частные, основателями частных заводов стали те же Строгановы и еще Демидовы
      В 1702 году заработали медеплавильные Гумешевский и Полевской и железоделательный Невьянский заводы. С 1703 года заработал Чусовской сплавной путь как основная транспортная артерия, связавшая Урал с центром России. В 1716 году уральское железо начало поставляться на экспорт в Европу. В 1723 году был основан город Екатеринбург с Верх-Исетским медеплавильным заводом, и там даже открылся монетный двор по производству медных денег для всей России. Далее строительство железоделательных заводов интенсивно продолжалось, и к концу 1700-х годов Россия вышла на первое место в мире по производству железа
      Хотя русские в 1600-х годах уже жили на Северном и Среднем Урале, а русские землепроходцы и промышленники-торговцы мехом, моржовой и мамонтовой «костью» дошли до Тихого Океана и Амура, в наших местах русских и татар пока было мало, в основном в этих краях были только единичные русские и татарские торговцы, представители администрации и сборщики налога-ясака.
      А жили здесь в основном кочевые башкиры, не пускавшие переселенцев, не включенных в официальные списки поселенцев – тептярей. Только в начале 1700-х годов начало появляться немногочисленное военное, служилое, торговое и земледельческое татарское и русское население по рекам Ай и Юрюзань, в Куваканской, Айлинской и Тырнаклинской (или Тарнаклинской) волостях. По указам царя Петра 1 о поиске руд и постройке железоделательным и медеплавильных заводов на Урале, геологи-рудознатцы в начале 1700-х годов появились в верховьях рек Юрюзань, Ай и Миасс, где нашли многие рудные месторождения, в т.ч. Бакальские железные, другие руды и самоцветы
      Кроме того, после мятежа некоторых башкирских ханов в 1704-1711 годах, на территорию Айлинской и Тырнаклинской волостей правительство начало первыми поселять в качестве служилых военных людей татар и татар-мишар, получающих за службу денежную плату.
      Служилым татарам, имевшим с башкирами близкий язык, родственную культуру и одну религию – ислам, было легче находить с ними общий язык. А за пользование землями рядовые служилые поселенцы татары платили местным башкирам - вотчинникам по 25 копеек с семьи, а занимающие командные, офицерские должности, получали землю бесплатно
      Чисто земледельческое, вольное татарское население появилось здесь тоже в начале 1700-х годов. Так в «Книге переписной ясачных крестьян Уфимского уезда за 1723 год» отмечены 2 поселения Киги, населенные «ясачными татарами», то-есть не находящимися на государственной службе, в каждом из этих поселений проживало всего по 25 душ мужского пола
      Много татар переселилось на территории нынешних Башкирии, Оренбургской, Челябинской и Пермской областей после указа Петра 1 1713 года об обязательном крещении татар-дворян. Петр 1 провел массу реформ, как удачных, так и неудачных, он подчинил себе церковь, отменил патриаршество и преследовал православных-старообрядцев, которые называли Петра 1 Антихристом, решил окрестить татар-мусульман. У нежелающих креститься и переходить в православие отнимали поместья и их лишали дворянства и переводили в сословие государственных крестьян. Часть богатых татар-дворян, таких как Юсуповы, Тевкелевы, Карамзины, Аксаковы и другие перешли в православие. Но многие помещики-татары, не желающие менять веру, вместе со своими крестьянами начали переселяться на Урал и даже в Сибирь.
      Серьезно увеличиваться русское и татарское население на территории нынешней Челябинской области и Башкирии стало в 1730-1740-х годах, в связи с постройкой пограничных крепостей и укреплений по рекам Уралу (тогда Яику) и Ую для защиты от набегов казахских или как тогда говорили киргиз-кайсацких ханов. Правительство начало материально поощрять переселение татар и русских и на близкие к границе территории Троицкого уезда, в т.ч. на территории Айлинской и Тырнаклинской волостей. В верховья реки Урал и на реку Уй, продвинулись поселения и посты Оренбургского казачьего войска, состоящего в основном из русских, но в районе реки Гумбейки, притока реки Урал, поселились и казаки нагайбаки из крещеных татар.
      Набеги мелких казахских (киргиз-кайсацких) ханов были связаны с тем, что в это время, с 1690-х годов, на Казахстан постоянно шли кровавые нашествия джунгар (с территории нынешнего западного Китая). Под угрозой физического уничтожения со стороны джунгар, часть западных казахских ханств Младшего Жуза (союза племен) в 1730-м году перешла под покровительство России, а восточные ханства Старшего Жуза и часть ханств Среднего Жуза, признали власть Джунгарии
      В Казахстане исчезли единая власть и порядок, многие мелкие казахские ханства выживали как могли, в т.ч. за счет набегов и грабежа соседей, делая набеги на российские территории. Часто эти набеги инспирировались джунгарами. В этих условиях правительство России и начало постройку пограничных крепостей.
      В 1736 году полковником Тевкелевым, была основана Челябинская крепость. Тевкелев был татарином по национальности, его полное имя было Тевкелев Кутлу-Мухамет Мамешев. Он был образованным человеком, полиглотом, знавшим несколько восточных и несколько европейских языков, был сотрудником Коллегии по иностранным делам, а во время Турецкого (1711г) и Персидского походов (1724г.) Петра 1, был его личным переводчиком. По совету Петра 1 он принял крещение и стал Алексеем Ивановичем, в последствии он стал генерал-майором и владельцем десятков имений с тысячами крепостных крестьян.
      Одновременно в 1736 году императрица Анна Иоанновна издала указ о закреплении земель за строящимися заводами и крепостями. А в 1739 году вышло Положение о «горной свободе», согласно которому можно было искать полезные ископаемые и строить металлургические заводы на землях любых хозяев с определенной компенсацией, в т.ч. с выплатой владельцам земли 2 % от выручки за произведенную на этих заводах продукцию. Фактически территории под заводами и на 10-30 верст вокруг завода изымались из свободного пользования для пастьбы скота скотоводов-башкир
      Эти указы Петра 1 и Анны Иоанновны вызывали восстания и мятежи части башкирских ханов в 1700-х годах, недовольных этим покушением на их свободное и ничем не ограниченное традиционное пользование землями и опасающиеся (в принципе напрасно), что их вообще лишат всех их земель. Хотя конечно, интересы оседлых земледельцев и скотоводов – кочевников объективно пришли в противоречие. Некоторые башкирские ханы устраивали восстания и мятежи и ранее в 1680-х годах и позднее в 1704- 1711 годах, в 1740-м году, в 1750-х и 1770-х годах
      Всегда эти восстания начинались во время войн России с Турецкой империей или с ее союзниками. С одной стороны, эти восстания вызывались усилением поборов на ведение войны, так например, в 1704-1711 годах мятежники выступали против мобилизации лошадей на войну с Турцией и людей на строительство С-Петербурга, в 1740 году против подушной переписи для подушного налогообложения и против строительства заводов и крепостей, в т.ч. Оренбурга и Челябинска, (тоже шла война с Турцией), в 1755-56 годах (во время Семилетней войны) мятежники выступали против замены налога-ясака покупкой у казны дорогой соли. В 1773-75 годах при мятеже Салавата Юлаева тоже шла война с Турцией и тоже усилились поборы, совпавшие с неурожайными годами, когда восстали не только башкиры, но и Яицкие (Уральские) казаки во главе с Пугачевым
      Но с другой стороны, недовольство башкирских ханов и их опасения за свои права и прерогативы всегда разжигала пропагандой и обещаниями помощи «своим единоверцам-мусульманам» Турецкая империя, столетиями конфликтующая с Россией и еще с 1400-х годов борющаяся с Русским царством за влияние в Казанском и других ханствах, возникших на обломках Золотой Орды. Всякие радикальные националистические и фундаменталистские религиозные движения имеют столетние корни, они всегда оживают в годы материальных затруднений и сходят на нет при благополучной жизни и всегда они подпитываются из-за рубежа
      Кроме того, одной из причин башкирских восстаний было столкновение патриархального кочевого скотоводческого образа жизни или цивилизации, ведущей экстенсивное хозяйство и требующее огромных просторов земли, с земледельческой и промышленной цивилизацией, ведущей интенсивное хозяйство с обработкой земли и ее недр. Понятно, что с ростом численности населения экстенсивное хозяйство было обречено
      Так в 1740 году было восстание башкир, живущих по реке Аю и в низовьях Большой Сатки, под предводительством старшины Тюлькучуры и Карасакала, к этому мятежу примкнула и часть башкир из окрестностей Челябинска. О том, кто такой Карасакал (чернобородый), имевший 3 других разных имени, сообщал пленный мятежник башкир: «прошлой де зимы в Айлинской волости у башкирца Аланзиянгула от турков был шпион турченин всю зиму и лето, и до поимки Тюлькучуры за неделю, пошел по - прежнему к туркам». Восстания башкирских ханов были довольно кровопролитны. Мятежные башкирские отряды уничтожали русские поселения и крепости, зачастую вместе с населением, а взятых в плен молодых мужчин и девушек увозили на среднеазиатские рынки рабов
      Всегда в восстаниях участвовала меньшая часть честолюбивых башкирских ханов, а большинство башкир, их ханов и старшин оставались «верными» московскому правительству. Эти восстания отдельных ханов довольно сурово, военной силой и с казнями участников, подавлялись, при этом всегда больше страдали не честолюбивые ханы-зачинщики, а простые башкиры, часто участвующие в мятежах просто по приказам ханов. В советское время все эти восстания подавались как «святая борьба» угнетенных башкир против русского царского гнета, что не совсем правда, если смотреть на факты, хотя экономические несправедливости для простых башкир конечно были, но они и сейчас есть для простых людей всех национальностей, и зависят они не от «национального гнета», а от общих социально-экономических условий в стране
      Восстание Тулькучуры и Карасакала в 1740 году твердой рукой подавил основатель Челябинской крепости татарин полковник Тевкелев А.И., за что в советское время основатель Челябинска подвергся поношению, как царский злодей - угнетатель и истребитель башкир, или, в лучшем случае, к умолчанию его роли в основании города Челябинска
      Конечно, при подавлении восстаний башкир со стороны правительственных отрядов тоже проявлялась жестокость и лилась кровь, но жестоко с пролитием крови подавлялись и восстания русских людей, как это всегда бывает при гражданских войнах, и подавление восстания башкир ничем не отличалось от подавления восстаний русских людей. Все шло по обычаям того времени, и не стоит сегодня ворошить прошлые националистические обиды и считать кто, кого, какой национальности, и сколько убил
      В 1750-1760-х годах в Айлинскую и Тырнаклинскую волости в деревни Кулбаково, Асолгужино, Нижний и Верхний Лопас, Алешкино (Еланлино), Душамбеково, Вакиярово были переселены из Казанской губернии татары и мещеряки.
      В 1780-х годах усилилось заселение татарами Верхних Кигов, Нижних Кигов и началось заселение Кульметово. В лесостепные участки по реке Ай и ее притокам (в район Дувана, Месягутово, Усть-Икинска, Белокатая) начали переселяться русские, а в некоторые села (Вознесенка, Ярославка и др.) и мордовские переселенцы
      Кстати, со времен присоединения к Московскому царству в 1550-х годах, татары никогда не устраивали антиправительственных, антироссийских мятежей, являясь вторым после русских государственнообразующим народом. Тем более, что все казанские татарские мурзы и ханы стали российскими дворянами и активно участвовали в жизни страны, а простые татарские крестьяне и горожане облагались такими же податями или налогами, как и русские
      В России власть фактически всегда была не узко национальная русская, а имперская. Для российской власти интересы империи и ее руководящего сословия – дворянства, состоящего из разных национальностей (в состав российского дворянства вошли князья и дворяне всех народов, включаемых в состав Российского государства, от мордвы и татар до прибалтийских немцев и грузин), в целом всегда были выше интересов отдельной национальности. Так, татарин Шерефетдинов участвовал в убийстве малолетнего царя Федора Годунова и его матери Марии Годуновой в 1605 году (кстати, и сами бояре Годуновы потомки татарского мурзы Чета, принявшие православие), татарин Урусов (его потомки князья Урусовы до революции входили в состав российской аристократии) зарубил в 1610 году Лжедмитрия 2-го, татарин полковник Тевкелев А.И. был соратником Петра 1 и его личным переводчиком в походах в 1710-1725 годах и основал Челябинскую крепость в 1736 году, татарин князь Феликс Юсупов, участвовал в убийстве в 1916 году Григория Распутина, и т.д. Конечно, государственную карьеру было легче сделать тем, кто принял православную веру
      Татары участвовали во всех делах российского государства, от войн, до исследований просторов Азии и мирового океана. Так, у таких исследователей-путешественников, как Семенов-Тяньшанский, Пржевальский, Козлов, Потанины и другие, татары были участниками экспедиций и переводчиками, матросы из татар участвовали в плаваниях Беллинсгаузена и Лазарева, приведших к открытию Антарктиды. В 1775-1805 годах татарин Габайдулла Амиров совершил длительное путешествие по Средней Азии, Афганистану, Индии. Рассказы его о географии, природе, народах и их обычаях подробно изложил в целой книге историк Г.Ф.Генс. Потом Г.Амиров долго служил переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии. В 1807 – 1823 годах казанец Муртаза Файзулин совершил несколько путешествий в Хивинское, Кокандские ханства и Бухарский эмират. С помощью русского чиновника он составил и опубликовал подробный «дорожник» с описанием мест, в которых он побывал
      Для организации торговли на территории Башкирии и соседних казахских ханствах в 1770-х годах в Приуралье было переселено 170 семей купцов татар. В 19-м и в начале 20 века купцы из татар держали значительную долю торговли в г. Челябинске. Крупными торговцами и меценатами в Челябинске были З.З.Ахунов, М.Ф.Валеев, З.Г.Галеев
      Значительное русское население в районе г.Сатки и на реке Ай около Айлино появилось в 1756 году в связи с покупкой у башкир земель под строительство железоделательного и медеплавильного заводов. В 1756 году промышленник барон Строганов получил разрешение построить Верхне-Саткинский железоделательный завод в месте слияния рек Большая и Малая Сатка и Нижнее-Саткинский медеплавильный завод. Строганов начал скупать у башкир Куваканской и Айлинской волости окрестные земли для нужд заводов. В их числе были куплены леса вокруг нынешней Сатки (Саткинская дача) и земли по берегу р.Ай в районе нынешнего села Айлино (в т.ч. для постройки пристани для отправки по воде продукции заводов). Правда, при строительстве заводов Строганов отступил от проекта и медеплавильную печь поставил тоже на Верхнее-саткинском заводе, рядом с железоделательными печами. Но она поработала только до пожара 1774 года
      На строительство железоделательного завода к маю 1757 года было переселено, в основном из Пермских краев, 500 работников вместе с семьями. А еще ранее, в 1755 году, в Иструти появился малочисленный русский старообрядческий скит, так же на землях, выкупленных у башкир промышленниками Твердышевым и Мясниковым для своих единоверцев – старообрядцев
      Одновременно с началом строительства завода началась строиться и в 1761 году была окончательно построена пристань на реке Ай в Айском выселке (ныне Старая Пристань), где появилось поселение с русским населением. В эти же годы были построены заводы в Кусе и Златоусте, а так же заводы по реке Юрюзань. По рекам Ай и Юрюзань был создан новый водный транспортный путь, аналогичный Чусовскому пути
      Русскими промышленниками земли скупались у башкирских старшин довольно дешево, так Саткинская дача была куплена всего за 200 рублей, но с большими льготными условиями для башкир. По горному регламенту от 1739 года «о горной свободе», т. е. свободе создавать рудники и заводы на любых землях, у владельцев земли покупались фактически не сами земли, а только права на поиск и добычу руд и строительство заводов. В «проданных» лесах бывшим хозяевам-башкирам не возбранялось вести рубки леса, заготовки хмеля, охоту на «птицу, зверя и бобров», сбор меда, пастьбу скота, ловлю рыбы, а владельцы земель, получали 2 процента от стоимости годовой продукции заводов, построенных на землях владельцев. Такие выплаты продолжались до 1782 года. Так что для владельцев земли это было довольно выгодное дело
      Но постепенно башкир начали вытеснять с «купленных» земель. Часть башкир Айлинской волости иногда делали набеги на заводские поселения, угоняя лошадей и скот, но и «лихие» русские жители заводских поселений тоже занимались угонами скота у башкир. На склоне горы Чулковой над рекой Ай имеется большой грот-пещера, практически невидимый с реки, где конокрады с той и другой стороны прятали угнанных лошадей. Часть молодых башкир, живших на территории Айлинской волости, считавших себя обиженными при «продаже» земель или при угонах скота, приняли участие под руководством Салавата Юлаева, в восстании Пугачева в 1773-1775 годах
      Но далеко не все башкиры участвовали в восстании Е.Пугачева. Более того, башкирские отряды участвовали в подавлении восстания. Саткинский завод во главе с атаманом Белобородовым поставлял с конца 1773 года пушки и другое оружие в армию Е.Пугачева. В мае-июне 1774 года в Сатке находился даже сам Е.Пугачев, встретившись на Пьяной горе с Салаватом Юлаевым. По требованию правительства башкирские отряды участвовали в осаде Саткинского завода. После ухода Е.Пугачева из Сатки верные правительству башкирские отряды сожгли или разрушили большинство объектов Саткинского завода, в т.ч. дома многих жителей, участников восстания, и Старую пристань (Айский выселок), чтобы завод не мог больше снабжать пугачевских повстанцев оружием
      В качестве благодарности башкирам за участие в подавлении Пугачевского восстания и с целью предотвращения дальнейших мятежей башкир, Екатерина 2-я приняла указ о неотчуждаемом праве башкир на землю, по которому впредь купить или как - то иначе изъять земли у башкир можно было только по разрешению императорского правительства. После этого указа массовые скупки земель у башкир практически прекратились или сильно уменьшились. Прекратились и их мятежи
      Кроме того, башкиры и «тептяри» (в основном татары и татары-мишари) были в 1798 году переведены на положение военного сословия, равносильного казачеству, и несущего военную службу по охране границ России, в обмен на льготы по налогам и на денежную плату во время службы. Территории Оренбургской губернии, где проживали казаки, башкиры и тептяри, разделялись на 21 кантон, 11 кантонов были башкирскими, 5 казацкими и 5 тептярскими. Каждый кантон должен был представлять на воинскую службу несколько сот экипированных воинов. Такое положение сохранялось до середины 19 века и окончательно исчезло с военной реформой 1874 года и введением всеобщей воинской обязанности. Кстати, башкирская и «тептярская» конница активно участвовала в войне с Наполеоном и ее отряды, вместе с русскими казаками и калмыками, первыми подошли к Парижу в 1813 году и не взяли Париж только потому, что парижане вынесли на подносе «ключи от города» и первым в Париж торжественно въехал император Александр 1
      Таким образом, несмотря на то, что памятник Салавату Юлаеву стоит в Уфе на берегу реки Белой, башкирам принес больше пользы не Салават, а его башкирские политические противники, верные правительству. Кстати, Салават Юлаев был не казнен, а приговорен к каторжным работам на сланцевых рудниках (в современной Эстонии), где и умер в 1806 году
      Башкир, владеющих наследственными землями, называли «вотчинниками». Это вотчинное владение землями сохранялась за башкирами до коллективизации в 1929 году. И все пришлое русское и татарское население все эти годы в основном арендовало землю у башкир-вотчинников, и только местами покупало ее. Так что никто башкир не унижал и не уничтожал. По переписи 1795 года население громадного по территории Троицкого уезда, в который входила территория части нынешней Челябинской области от Сатки до Троицка и территория нынешних Кигинского, Дуванского и Белокатайского районов Башкирии, составляло всего 51830 душ обоего пола, из них башкир было всего 12171 человек. То-есть, татары и русские переселялись на малонаселенные и необжитые места, на целинные, необрабатываемые земли. После введения земледелия, которым занимались русские и татары, эти земли стали кормить в сотни раз большее население
      Кроме аула Айле, в Айской долине располагались и другие небольшие башкирские селения. На самых старых картах отмечено село Юкаликулево. По «Списку населенных мест» за 1870 год упоминаются Ибраево, Лагирово, Ягуново, Старомухаметово, Сагирово, Юкаликулево, которые и в 1870 году, то-есть и через сотни лет, продолжали оставаться небольшими поселениями. Так в Ибраево было 40 дворов и 335 человек жителей, в Ягуново 32 двора и 182 человека, в Старомухаметово 34 двора и 177 человек, в Сагирово 50 дворов и 277 человек, в Юкаликулево 42 двора и 195 человек. Самое крупное башкирское селение в 1870 году было Лагирово, имеющее 136 дворов и 814 жителей. Основным их занятием, кроме скотоводства, было пчеловодство, а женщины занимались так же вязаньем различных изделий (платков, носков и т.д.) из шерсти овец и коз.
    •  :
      • занимались - земледелием, разведением скота
    • Начало ХХ века:
  • Сельское хозяйство:
    • Коллективизация:
  • Промышленность:
  • Известные люди:

Источники