ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
«Шурале»
Тавил Хаҗиәхмәтов
(1936-2007)
Памятник у
Театра Галиаскара Камала
Памятник у
Театра Галиаскара Камала

«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
«ШАЙТАН»
«УРМАН ИЯСЕ (Хозяин Леса)»
«ЯРЫМТЫҠ»


Злой дух, пьеса, балет

Шурале́ - на татарском языке шүрәле, также у татар известен как «урман иясе», у башкир как «ярымтыҡ» — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса

  • Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.
  • Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
  • По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером: «…Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жёны должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышлёные и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: "Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». "А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами»».

ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)

Мифическое животное

  • В татарской мифологии — это лесной дух в облике волосатого мужчины с рогом на лбу и длинными пальцами
  • По поверьям, он сбивает людей с пути, заманивает в чащу, может защекотать до смерти
  • У западно-сибирских татар он примерно соответствует «Пицину (Пицену)» духу хозяину леса
  • у уральских татар и башкир он примерно соответствует «Ярымтыку» (ярым — половина) в башкирской мифологии демоническое существо, и по некоторым представлениям, он является людям в образе человека, но с одним глазом и на одной ноге. Согласно легендам и преданиям, он любит кататься на лошади. Дважды в него стрелять нельзя, так как поймав первую стрелу, он превращает её в лук, а второй убивает своего преследователя. Имеет семью, его дочери отличаются красотой. Иногда человек вступает с ним в брак, от которого происходят родовые подразделения (легенда «ЯРЫМТЫК АРАҺЫ (Род потомков ярымтык)») и встречается в мифологии многих народов

Балет

Фәрит Яруллин
(1914-1943)
Әхмәт Фәйзи
(1903-1958)
Леонид Якобсон
(1904-1975)

«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»

Балет в 3 действиях

Действующие лица

  • «СӨЕМБИКӘ (Сююмбикя)» - девушка-птица
  • «АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр)», Былтыр, - охотник
  • Мать Батыра
  • Отец Батыра
  • Главная сваха
  • Главный сват
  • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)» - злой леший
  • Огненная ведьма
  • Шайтан
  • Девушки-птицы, свахи, сваты.

Краткое содержание

Театр оперы и балета
Балет
«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»

Действие первое

Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них — логово Шурале, злобного владыки леса.
Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя.
Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.
Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю.
Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает. Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней.
Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Батыру, похитившему у него девушку-птицу.

Действие второе

Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике.
Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь.
Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, посланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье заставляет ее лететь к логову своего владыки.
Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.

Действие третье

Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-птица. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает все его притязания. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти.
В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шуралята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии.
Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья — единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимого. Она бросает крылья в огонь — пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.

История

История создания балета «Шурале» восходит к 1930-м годам ХХ века.

Постановки

1940 год - «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»
«АЛИ-БАТЫР (Али-Батыр


Балет в 3 актах
По мотивам татарского народного эпоса и поэм Габдуллы Тукая

Признание

Пьеса

ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)

Пьеса

Источники