Хайрутдинов Афзал Насретдинович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
(Источники)
Строка 29: Строка 29:
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* [http://www.disput.az/index.php?showtopic=231251&page=2 Хайрутдинов Афзал Насретдинович]
 
* [http://www.disput.az/index.php?showtopic=231251&page=2 Хайрутдинов Афзал Насретдинович]
[[Категория:Виолончелисты]][[Категория:Педагоги]][[Категория:Профессора]][[Категория:Заслуженные деятели искусств Татарии]][[Категория:Заслуженные деятели искусств России‏‎]][[Категория:Казанская консерватория]][[Категория:Участники Великой Отечественной войны‏‎]]
+
[[Категория:Виолончелисты]][[Категория:Педагоги]][[Категория:Профессора]][[Категория:Заслуженные деятели искусств Татарии]][[Категория:Заслуженные деятели искусств России‏‎]][[Категория:Казанская консерватория]][[Категория:Участники Великой Отечественной войны‏‎]][[Категория:Музыкальное училище]]

Версия 20:49, 30 марта 2015

Афзал Хәйретдинов

АФЗАЛ ХӘЙРЕТДИНОВ
АФЗАЛ НАСРЕТДИНОВИЧ ХАЙРУТДИНОВ

(Афзал Насретдин улы Хәйретдинов)

Виолончелист, педагог, профессор, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Участник Великой Отечественной войны 1941–45 годов

Биография

  • Родился 1924 году.
  • Ему было 13 лет, когда приехал в Казань поступать в речной техникум. Но он не допустили даже к экзаменам: слишком молод. Возвращаться домой в деревню не позволяла гордость. И тогда по совету квартирной хозяйки он отправился в музыкальное училище, не до конца понимая, на кого его там выучат.
    • - Что тебе, мальчик? Прием-то уже закончился. Ну, может, ты играешь на чем-нибудь? Или поешь? - спросили Авзала в приемной комиссии.
    • Он играл на гармошке. Видимо, неплохо - юношу зачислили... в класс флейты. Авзал чуть не плакал: в капитаны не взяли, а теперь предлагают играть на "малюсенькой дудочке". Уж если играть, то на баяне!
    • - Потерпи чуток, - утешали его в училище. - Скоро купим для тебя баян, а пока... Хочешь играть на "большой скрипке"? - спросили его и продемонстрировали виолончель.
    • Авзал согласился. И стал учеником Валентина Варшавского. Педагог не говорил по-татарски, Хайрутдинов - ни слова по-русски: средством общения были поначалу лишь жесты и музыка.
  • В 1937 году в училище были рады любому студенту. Периодически на первый курс дополнительно зачисляли не достигших совершеннолетия беспризорников-карманников. Наказывать их за кражи не позволял закон - выгоднее было пристраивать в училище. Авзал Насретдинович сознательно не называет фамилии тех, что стали впоследствии известными музыкантами.
  • Окончил Казанское музыкальное училище и Казанскую консерваторию (класс Александра Броуна), затем аспирантуру Московской консерватории (у Семёна Козолупова).
  • Участник Великой Отечественной войны 1941–45 годов, вплоть до взятия Берлина.
  • С 1954 года - преподаёт в Казанской консерватории.
    • с 1977 года - профессор.
    • 1955-93 годы - заведующий кафедрой струнных инструментов.
    • 1993-98 годы - заведующий кафедрой виолончели и квартета.

Творчество

  • Он считает себя очень везучим. Это доказывает даже такой эпизод: в столичной аспирантуре его не ждали, но так получилось, что не прошел по конкурсу музыкант из Баку и место освободилось. Так он попал в класс прославленного Семена Козолупова, ассистировал которому еще молодой Мстислав Ростропович.
  • - Слава моложе меня. Но в Москве мы крепко сдружились, он тогда еще холостым был. Веселились мы от души - есть что вспомнить... Однажды клакерами поработали, когда правительственная комиссия по присуждению госпремий прослушивала "Героическую балладу" Арно Бабаджаняна. "Надо поддержать друзей-армян!", - сказал мне Слава. И мы, подговорив пару-тройку товарищей, пришли на это прослушивание и овацию устроили! Комиссия в шоке была: вроде полупустой зал, а такой громкий успех... Премию Бабаджанян получил... Сейчас я то и дело получаю от своих учеников, которые гастролируют по миру, приветы от Славы. Дети мои с ним видятся, тоже приветы передают. Но я отлично понимаю, что таких, как я, у Ростроповича - миллион! Он гениальный музыкант и очень симпатичный человек - его нельзя не любить. До отъезда из страны он довольно часто приезжал в Казань. Останавливался в гостинице, но свою виолончель всегда оставлял в моей квартире и питался неизменно у меня. Однажды, помню, я крупно влип. Ростропович ведь антиквариат собирал и, будучи в Казани, пригласил на личную встречу в мой дом какого-то эксперта из поволжского городка. Тот, не будь дураком, приехал со своей женой, которая мечтала стать певицей, и взамен на консультацию по антиквариату просил Славу устроить встречу своей супруги с Галиной Вишневской. Представляете, какая компания собиралась? Я не должен был ударить в грязь лицом - все рестораны обошел, помня слова Ростроповича о том, что Вишневская любит только икру и шампанское... Но тогда это было легко устроить - сегодня наверняка сложнее все, да и дороже. А в те времена и я Славу, как короля, принимал, и они меня - с Вишневской, когда я в столицу приезжал...

Признание

Источники