Фортепиано — различия между версиями
(→Источник) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:Занятия_проводит_Владимир_Апресов.jpg| | + | [[Файл:Занятия_проводит_Владимир_Апресов.jpg|400px|thumb|справа|<center>[[Консерватория]]</center>]] |
− | ''' | + | '''Фортепьяно''' <br><br> |
− | + | [[Музыкальный инструмент]]<br><br> | |
− | * ''' | + | * Название происходит от итальянского «''fortepiano''», от «''forte''» – «''громко''» и «''piano''» – «''тихо''» |
− | + | ** струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент | |
− | ** струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент | + | ** сконструировано в 1709–11 годах в Италии Б.Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики<br><br> |
− | ** | + | * В нём звук, в отличие от звука Клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы – от очень тихих до очень громких (отсюда название) |
− | * В нём звук, в отличие от звука Клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы – от очень тихих до очень громких (отсюда название) | + | * К Концу XVШ века оно вытеснило клавесин и Клавикорд |
− | * К | + | * Непрерывное его усовершенствование (особенно во 2-й четверти XIX века) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время Пианизма |
− | * Непрерывное его усовершенствование (особенно во 2-й четверти XIX века) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время Пианизма | + | ** Во 2-й половине XVШ века созданы 2 основных вида механики – с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т.н. венской и английской) |
− | ** Во 2-й половине XVШ века созданы 2 основных вида механики – с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т.н. венской и английской) | + | ** начала применяться Репетиция, позволившая развивать виртуозную технику игры |
− | ** начала применяться Репетиция, позволившая развивать виртуозную технику игры | + | ** Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая) |
− | ** Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая) | ||
** Менялась форма (вместо угловатых – округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента: | ** Менялась форма (вместо угловатых – округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента: | ||
− | *** деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками | + | *** деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками |
− | *** затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания | + | *** затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания |
− | *** Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического звукоряда | + | *** Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического звукоряда |
− | *** Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы (Ля субконтроктавы – До пятой октавы) | + | *** Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы (Ля субконтроктавы – До пятой октавы) |
− | * Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали его универсальным инструментом – сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для него, важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами XVШ-ХХ веков | + | * Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали его универсальным инструментом – сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для него, важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами XVШ-ХХ веков |
* Разновидности: | * Разновидности: | ||
** Пианино | ** Пианино | ||
− | ** Рояль | + | ** Рояль<br><br> |
+ | *'''ПЬЕСА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО'''<br><br> | ||
+ | Музыкальное произведение, специально написанное для исполнения на фортепиано<br><br> | ||
== Источник == | == Источник == | ||
* [http://enc-dic.com/enc_sovet/Fortepjano-94634.html БСЭ «Фортепиано»] | * [http://enc-dic.com/enc_sovet/Fortepjano-94634.html БСЭ «Фортепиано»] | ||
Строка 26: | Строка 27: | ||
* Е.Closson «Histoire du piano», Brux., 1944 | * Е.Closson «Histoire du piano», Brux., 1944 | ||
* F.J.Hirt «Meisterwerke des Klavierbaus...», 1440 bis 1880, Olten, 1955 | * F.J.Hirt «Meisterwerke des Klavierbaus...», 1440 bis 1880, Olten, 1955 | ||
− | * | + | * «[[Большая Советская Энциклопедия]]» [[Москва]]: Советская энциклопедия 1969—78 |
− | [[Категория:Словарь]][[Категория:Искусство]][[Категория: | + | [[Категория:Словарь]][[Категория:СӘНГАТЬ (Искусство)]][[Категория:МӘДӘНИЯТ (Культура)]][[Категория:Музыкальные инструменты]] |
Текущая версия на 10:15, 11 ноября 2020
Фортепьяно
Музыкальный инструмент
- Название происходит от итальянского «fortepiano», от «forte» – «громко» и «piano» – «тихо»
- струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент
- сконструировано в 1709–11 годах в Италии Б.Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики
- В нём звук, в отличие от звука Клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы – от очень тихих до очень громких (отсюда название)
- К Концу XVШ века оно вытеснило клавесин и Клавикорд
- Непрерывное его усовершенствование (особенно во 2-й четверти XIX века) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время Пианизма
- Во 2-й половине XVШ века созданы 2 основных вида механики – с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т.н. венской и английской)
- начала применяться Репетиция, позволившая развивать виртуозную технику игры
- Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая)
- Менялась форма (вместо угловатых – округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента:
- деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками
- затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания
- Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического звукоряда
- Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы (Ля субконтроктавы – До пятой октавы)
- Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали его универсальным инструментом – сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для него, важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами XVШ-ХХ веков
- Разновидности:
- Пианино
- Рояль
- ПЬЕСА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
Музыкальное произведение, специально написанное для исполнения на фортепиано
Источник
- БСЭ «Фортепиано»
- П.Зимин «Фортепиано в его прошлом и настоящем», Москва, 1934
- Е.Closson «Histoire du piano», Brux., 1944
- F.J.Hirt «Meisterwerke des Klavierbaus...», 1440 bis 1880, Olten, 1955
- «Большая Советская Энциклопедия» Москва: Советская энциклопедия 1969—78