Туполев Андрей Николаевич — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл:Туполев_Андрей_Николаевич.jpg|300px|thumb|слева|<center>Андрей Николаевич Туполев</center>]]
 
[[Файл:Туполев_Андрей_Николаевич.jpg|300px|thumb|слева|<center>Андрей Николаевич Туполев</center>]]
 
'''АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ'''
 
'''АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ'''
Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер,  академик Академии наук [[СССР]], [[Герой Труда]], Трижды [[Герой Социалистического Труда]], [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]].
+
Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер,  академик Академии наук [[СССР]], [[Герой Труда]], Трижды [[Герой Социалистического Труда]], [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]], Член ЦИК [[СССР]], Депутат Верховного Совета [[СССР]]
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
 
* Родился 10 ноября (29 октября) 1888 года в сельце Пустомазово, [[Тверской губернии]] [[Российской империи]] в семье провинциального нотариуса.
 
* Родился 10 ноября (29 октября) 1888 года в сельце Пустомазово, [[Тверской губернии]] [[Российской империи]] в семье провинциального нотариуса.
 +
 
* 8 августа 1947 года - присвоено звание [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]].
 
* 8 августа 1947 года - присвоено звание [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]].
 +
* С 1950 года - Депутат Верховного Совета [[СССР]] 3-8 созывов.
 
* 1968 год - присвоено звание генерала-полковника.
 
* 1968 год - присвоено звание генерала-полковника.
 
* Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
 
* Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.

Версия 10:08, 11 июня 2013

Андрей Николаевич Туполев

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер, академик Академии наук СССР, Герой Труда, Трижды Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Член ЦИК СССР, Депутат Верховного Совета СССР

Биография

  • 8 августа 1947 года - присвоено звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
  • С 1950 года - Депутат Верховного Совета СССР 3-8 созывов.
  • 1968 год - присвоено звание генерала-полковника.
  • Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.


В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Николай Егорович Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путем доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу - с другой

21 октября 1937 года А.Н.Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937) Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. Приговор был абсолютно абсурдным. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова в разговоре с ним Сталин сказал, что не верит виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели. (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936г. приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ). Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917г.), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г., находясь в ОТБ-172) возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом Конструкторское бюро Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года Туполев Андрей Николаевич

Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.
Дочь Юлия Андреевна Туполева — заслуженный врач РФ, заведующая терапевтическим отделением Городская клиническая больница имени С.П.Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева
Зять Владимир Михайлович Вуль] — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора

  • Умер 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Вклад

  • Под его руководством спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно.
  • На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
  • Он воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе:
    • Петляков Владимир Михайлович
    • Сухой Павел Осипович
    • Мясищев Владимир Михайлович
    • Путилов Александр Иванович
    • Чижевский Владимир Антонович
    • Архангельский Александр Александрович
    • Миль Михаил Леонтьевич
    • Голубков Александр Петрович
    • Незваль Иосиф Фомич
    • Туполев Алексей Андреевич
    • Лавочкин Семён Алексеевич
  • Разработки:
    • В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт «ТБ-1», который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков.
    • 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт «ТБ-3», с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
    • Также в 1932 году под его руководством бригадой КБ Павла Осиповича Сухого был сконструирован самолет «АНТ-25».
    • В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «АНТ-20 (Максим Горький)». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
    • КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик «Ту-16». Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч.
    • Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — «Ту-104».
    • В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт «Ту-114».
    • В 1960-е годы разработан «Ту-144» (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, является первым в мире сверхзвуковым авиалайнером, который использовался авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Признание

Казанский авиационный институт имени А.Н.Туполева
  • Герой Труда (1926)
  • Трижды Герой Социалистического Труда (Медаль«Серп и Молот») (1945, 1957, 1972)
  • Орден «Ленина» (21.2.1933, 16.9.1945, 8.7.1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1957, 1958, 1968, 1972)
  • Орден «Октябрьской Революции» (1971}
  • Орден «Суворова П степени» (1944)
  • Орден «Отечественной войны I степени» (1943)
  • Орден «Трудового Красного Знамени» (1927, 22.12.1933)
  • Орден «Красной Звезды» (17.8.1933}
  • Орден «Знак Почёта» (1936)
  • Орден «Георгия Димитрова» (1964)
  • Ленинская премия за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта «Ту-104» (1957)
  • Премия имени Н.Е.Жуковского]] (1958)
  • Сталинская премия (1943 за создание нового образца боевого самолёта, 1948 за создание новых боевых самолётов, 1949, 1952 за работу в области самолётостроения)
  • Государственная премия СССР за создание скоростного пассажирского самолёта «Ту-134» и его модификаций (1972}
  • Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
  • премия имени Леонардо да Винчи (1971)
  • Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
  • Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970)
  • Почётный член Американского института аэронавтики и астронавтики (1971)
  • Почётный гражданин:
    • Парижа (1964)
    • Нью-Йорка
    • Жуковского Московской области (1968)
  • 1973 году Казанскому авиационному институту присвоено его имя
  • Имя А. Н. Туполева носят улицы в:
    • Москве
    • Санкт-Петербурге
    • Воронеже
    • Ростове-на-Дону
    • Донецке
    • Киеве
    • Праге
    • Братиславе
    • Омске
    • Улан-Удэ
    • Ульяновске,
    • Твери
    • Кривом Роге
    • Жуковском
    • Кимрах
    • Тюмени
  • В Кимрах на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А.Н.Туполева (скульптор Х.Б.Геворкян)
  • В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву
  • В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А.Н.Туполеву и Игорю Ивановичу Сикорскому — «Поэма о крыльях»
  • установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской областиМемориал А.Н.Туполева

Источники