Туполев Андрей Николаевич — различия между версиями
(→Источники) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Туполев_Андрей_Николаевич.jpg|300px|thumb|слева|<center>Андрей Николаевич Туполев</center>]] | [[Файл:Туполев_Андрей_Николаевич.jpg|300px|thumb|слева|<center>Андрей Николаевич Туполев</center>]] | ||
'''АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ''' | '''АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ''' | ||
− | Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер, академик Академии наук [[СССР]], [[Герой Труда]], Трижды [[Герой Социалистического Труда]], [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]] | + | Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер, академик Академии наук [[СССР]], [[Герой Труда]], Трижды [[Герой Социалистического Труда]], [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]], Член ЦИК [[СССР]], Депутат Верховного Совета [[СССР]] |
== Биография == | == Биография == | ||
* Родился 10 ноября (29 октября) 1888 года в сельце Пустомазово, [[Тверской губернии]] [[Российской империи]] в семье провинциального нотариуса. | * Родился 10 ноября (29 октября) 1888 года в сельце Пустомазово, [[Тверской губернии]] [[Российской империи]] в семье провинциального нотариуса. | ||
+ | |||
* 8 августа 1947 года - присвоено звание [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]]. | * 8 августа 1947 года - присвоено звание [[Заслуженный деятель науки и техники РСФСР]]. | ||
+ | * С 1950 года - Депутат Верховного Совета [[СССР]] 3-8 созывов. | ||
* 1968 год - присвоено звание генерала-полковника. | * 1968 год - присвоено звание генерала-полковника. | ||
* Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. | * Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году. |
Версия 10:08, 11 июня 2013
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер, академик Академии наук СССР, Герой Труда, Трижды Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Член ЦИК СССР, Депутат Верховного Совета СССР
Содержание
Биография
- Родился 10 ноября (29 октября) 1888 года в сельце Пустомазово, Тверской губернии Российской империи в семье провинциального нотариуса.
- 8 августа 1947 года - присвоено звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
- С 1950 года - Депутат Верховного Совета СССР 3-8 созывов.
- 1968 год - присвоено звание генерала-полковника.
- Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного кружка. Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910). В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции. Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
В 1916—1918 годах Туполев участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Николай Егорович Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера. В 1918—1936 годах являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путем доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу - с другой
21 октября 1937 года А.Н.Туполев был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов. 28 мая 1940 года приговорён ВКВС СССР к 15 годам ИТЛ. А.Н.Туполев (был арестован 21 октября 1937) Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. Приговор был абсолютно абсурдным. По свидетельству Главного маршала авиации А. Е. Голованова в разговоре с ним Сталин сказал, что не верит виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели. (дело вел сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов). Именно, 5 января 1936г. приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома НКТП Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ). Поездка в США для Туполева была второй по счету. Первый раз он посетил Германию и США в 1930г, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли Туполеву найти общее соприкосновение в сфере закупки авиамоторов. Находясь в США, Туполев нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 20-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев, встретившись с американским конструктором А. Н. Северским (Прокофьев-Северский эмигрировал в США в 1917г.), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником ОсТехБюро комбригом П. И. Гроховским (входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937г был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946г., находясь в ОТБ-172) возник скандал, который с трудом удалось погасить. Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.Находясь в заключении, работал в закрытом Конструкторское бюро Народный комиссариат внутренних дел СССР|НКВД — ЦКБ-29 («Туполевская шарага»). В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости. Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года Туполев Андрей Николаевич
Сын Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.
Дочь Юлия Андреевна Туполева — заслуженный врач РФ, заведующая терапевтическим отделением Городская клиническая больница имени С.П.Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева
Зять Владимир Михайлович Вуль] — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора
- Умер 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Вклад
- Под его руководством спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно.
- На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
- Он воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе:
- Петляков Владимир Михайлович
- Сухой Павел Осипович
- Мясищев Владимир Михайлович
- Путилов Александр Иванович
- Чижевский Владимир Антонович
- Архангельский Александр Александрович
- Миль Михаил Леонтьевич
- Голубков Александр Петрович
- Незваль Иосиф Фомич
- Туполев Алексей Андреевич
- Лавочкин Семён Алексеевич
- Разработки:
- В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт «ТБ-1», который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков.
- 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт «ТБ-3», с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
- Также в 1932 году под его руководством бригадой КБ Павла Осиповича Сухого был сконструирован самолет «АНТ-25».
- В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «АНТ-20 (Максим Горький)». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
- КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик «Ту-16». Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч.
- Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — «Ту-104».
- В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт «Ту-114».
- В 1960-е годы разработан «Ту-144» (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, является первым в мире сверхзвуковым авиалайнером, который использовался авиакомпаниями для коммерческих перевозок.
Признание
- Герой Труда (1926)
- Трижды Герой Социалистического Труда (Медаль«Серп и Молот») (1945, 1957, 1972)
- Орден «Ленина» (21.2.1933, 16.9.1945, 8.7.1947, январь 1949, декабрь 1949, 1953, 1957, 1958, 1968, 1972)
- Орден «Октябрьской Революции» (1971}
- Орден «Суворова П степени» (1944)
- Орден «Отечественной войны I степени» (1943)
- Орден «Трудового Красного Знамени» (1927, 22.12.1933)
- Орден «Красной Звезды» (17.8.1933}
- Орден «Знак Почёта» (1936)
- Орден «Георгия Димитрова» (1964)
- Ленинская премия за создание скоростного реактивного пассажирского самолёта «Ту-104» (1957)
- Премия имени Н.Е.Жуковского]] (1958)
- Сталинская премия (1943 за создание нового образца боевого самолёта, 1948 за создание новых боевых самолётов, 1949, 1952 за работу в области самолётостроения)
- Государственная премия СССР за создание скоростного пассажирского самолёта «Ту-134» и его модификаций (1972}
- Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (8.8.1947)
- Золотая авиационная медаль ФАИ (1958)
- премия имени Леонардо да Винчи (1971)
- Золотая медаль Общества основоположников авиации Франции (1971).
- Почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970)
- Почётный член Американского института аэронавтики и астронавтики (1971)
- Почётный гражданин:
- Парижа (1964)
- Нью-Йорка
- Жуковского Московской области (1968)
- 1973 году Казанскому авиационному институту присвоено его имя
- Имя А. Н. Туполева носят улицы в:
- Москве
- Санкт-Петербурге
- Воронеже
- Ростове-на-Дону
- Донецке
- Киеве
- Праге
- Братиславе
- Омске
- Улан-Удэ
- Ульяновске,
- Твери
- Кривом Роге
- Жуковском
- Кимрах
- Тюмени
- В Кимрах на Майской площади 7 сентября 1979 года установлен бюст А.Н.Туполева (скульптор Х.Б.Геворкян)
- В 1988 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Туполеву
- В 1979 году снят фильм-биография, посвящённый двум великим авиаконструкторам А.Н.Туполеву и Игорю Ивановичу Сикорскому — «Поэма о крыльях»
- установлен мемориал на месте, где находилось родное село Туполева Пустомазово. Ныне территория Устиновского сельского поселения Кимрского района Тверской областиМемориал А.Н.Туполева
Источники
- Кербер Леонид Львович «Ту — человек и самолёт», Москва, «Советская Россия», 1973
- Сотрудник РАН. 52426. Андрей Николаевич Туполев
- А.Н.Туполев. Информация на официальном сайте ОАО «Туполев»
- Выдающийся авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и его могила
- Документальный фильм «Андрей Туполев» студии «Крылья России»
- Документальный фильм «Андрей Туполев» к 120-летию со дня рождения конструктора, ГТРК «Культура»
- Документальный фильм «Человек на взлётной полосе», посвящённый А. Н. Туполеву
- Документальный фильм «За высью высь» о творческом пути А.Н.Туполева и ЦАГИ
- Голованов, Александр Евгеньевич «Дальняя бомбардировочная…»
- Н.Гордюков, «Самолет из легенды», Моделист-Конструктор, 8-1978