Тукаев Габдулла Мухамметгарифович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
м
(не показаны 32 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Tukaj.jpg|thumb|200|left|<center>Тукай Г.М.<br>(1886-1913)</center>]]
+
[[Файл:Габдулла_Тукай_татарский_поэт.jpg|thumb|300px|left|<center>Габдулла Тукай<br>(1886-1913)</center>]]
Поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка.
+
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани.jpg|thumb|200px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
 
+
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани_2.jpg|thumb|200px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
Очень рано познал тяготы сиротства.  
+
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани_3.jpg|thumb|200px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
В 1895-07 учился в [[медресе]] "Мутыгия" в г. Уральске, работал в типографии, редакцияз газет и журналов.  
+
[[Файл:Театр Камала 1.JPG|200px|thumb|справа|<center>Шурале</center>]]
Участник революции 1905-07 (г. Уральск).  
+
[[Файл:Дом_Шамиля_2.jpg|200px|thumb|справа|<center>Литературный музей</center>]]
С осени 1907 в Казани сотрудничал в журнале "Яшен", "Ялт-Йолт", которые фактически редактировал.  
+
[[Файл:Тукай_родина.JPG|200px|thumb|справа|<center>Родина поэта</center>]]
 
+
[[Файл:Памятник_Тукаю_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае</center>]]
Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татар, народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала 20 века.
+
[[Файл:Музей_Габдуллы_Тукая_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Музей [[Габдуллы Тукая]] в Кырлае</center>]]
 
+
'''ГАБДУЛЛА ТУКАЙ<br>ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ'''<br>(1886-1913)<br>(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)<br><br>
В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина ("О, перо!" - "И, каләм!", 1906; "Писателю" - "Мөхәрриргә", 1907), воспевал родной язык ("Туган тел", 1907), родную землю ("Шурале" - "Шүрәле", 1907 "Пара коней" - "Пар ат", 1907), выступал в заәиту равноправия ңенәин ("Татарским девушкам" - "Татар кызларына", 1906; "Свободу женщине" - "Хатыннар хөррияте", 1909), мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе ("О свободе" - "Хөррият хакында", 1905; "Не уйдем" - "Китмибез", 1907)
+
Великий [[татар]]ский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой [[татарской]] литературы, основателей современного [[татарского языка]], [[Участник революции 1905-07 годов]]<br><br>
 
+
== Биография ==
В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали ("Паразитам" - "Соры кортларга", 1906; "Сенной базар, или новый Кисекбаш" - "Печә базары, яхуд Яңа Кисекбаш" 1908; "Что говорят шакирды, вышедшие из медресе" - "Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр" (1907).
+
* Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч [[Казанского уезда]] [[Казанской губернии]] в семье [[муллы]].
 
+
** ''По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в [[Казани]], в семье бездетного жителя [[Ново-Татарской слободы]] по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили''.
Показал социальные контрасты между роскошью и нищетой ("Дача" - "Сайфия", 1911; "Безнравственность" - "Әхлаксызлык"; 1912).
+
* 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.
 
+
* 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе [[Уральск]]е. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в [[медресе]] прогрессивно настроенной семьи меценатов [[Тухватуллиных]], одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
Тукаем залоңены основы татарской реалистической критики ("Критика - вещь нужная" - "Тәңкыйт - кирәкле шәйдер", 1907)
+
** 1904 год - первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном [[журнал]]е «[[әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)]]».
 
+
** В этот же период он переводит на [[татарский язык]] басни Крылова и предлагает их к изданию.
Писал назира на басни "И.А. Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
+
** Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
 
+
** Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто [[татарском языке]] был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов.
+
* 1895-1907 годы - учился в [[Медресе]] «[[МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)]]» [[Тухватуллиных]] в городе [[Уральск]]е, работал в [[типографии]], редакциях [[газет]] и [[журнал]]ов.  
 
+
* 1905-07 год - Участник революции в городе [[Уральск]]е.
"Сочинения" ("Әсәрләр", т.1-5, 1985-86).
+
** После начала революции 1905 года - в [[Уральск]]е появились первые [[татар]]ские [[газет]]ы и [[журнал]]ы «[[ФИКЕР (Мысль)]]», «[[әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)]]», «[[УКЛАР (Стрелы)]]». Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.
Учреждена (1958) Гос. пр. РТ им Г.Тукая
+
* В начале 1907 года - покидает [[медресе]] «[[МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)]]». Начинается его «вольная жизнь».
Музей в с Новый-Кырлай (1979).
+
* 3 июня 1907 года - «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
Литературный музей в Казани (1986).
+
* Осенью 1907 года - приезжает (по сути, возвращается) в [[Казань]], чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
Дом музей Тукаевых в д. Кошлауч Арского района (1996)
+
** Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг [[газет]]ы «[[Әл-ИСЛАХ (Реформа)]]», [[Фатыхом Амирханом]] и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим [[журнал]]ам «[[ЯШЕН (Молния)]]», «[[ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)]]» (Зарница), которые фактически редактировал.
 
+
** В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные [[медресе]] и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни [[татар]]ского народа, предопределили его первостепенное значение в [[татар]]ской поэзии начала XX века.
==Источники:==
+
* К 1908 году - в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
*Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
+
** «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
*Фото: [http://www.kitaphane.tatar.ru/tuk.htm]
+
** «Гнёт» (1911)
 
+
** «Дача» (1911)
[[Category:Персоналии]]
+
** «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
 +
** «Надежды народа…» (1913)
 +
** «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга [[Хусаина Ямашева]], свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
 +
** Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в [[Казань]]»).
 +
* 1911—12 годы - несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
 +
** В начале мая 1911 года - он пароходом приезжает в [[Астрахань]], по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остаётся в гостях у своего друга поэта [[Сагита Рамеева]]. В [[Астрахани]] он встречается с [[азербайджан]]ским общественным деятелем и писателем [[Нариманом Наримановым]], сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.
 +
** Весной 1912 года - он решается на более значительное путешествие по маршруту [[Казань]]—[[Уфа]]—[[Санкт-Петербург]].
 +
*** В [[Уфе]] он встречается с [[Маджитом Гафури]]. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу.
 +
*** В [[Петербург]]е Тукай встречается с [[Муллануром Вахитовым]], впоследствии видным революционером.
 +
** Прожив в [[Петербург]]е 13 дней, 6(19) мая, он покидает столицу и отправляется в [[Троицк]], а затем в [[казах]]скую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
 +
* Начало августа 1912 года - возвращается в [[Казань]]. В столице он работает в удушливой атмосфере [[типографии]] и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
 +
** ''Последние годы его жизни и деятельности свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал всё то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).''
 +
** По его произведениям [[татар]]скими [[композитор]]ами были созданы [[балет]]ы:
 +
*** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]» [[Фарид Яруллин]]
 +
*** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]» [[Энвер Бакиров]]
 +
* Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в [[Казани]], как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на [[Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани]].
 +
** «''Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали [[казан]]ские русскоязычные [[газет]]ы. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности''».
 +
== Творчество ==
 +
* В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы [[татарской]] реалистической критики:
 +
** «[[ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)]]» (1907)
 +
** «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
 +
** «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
 +
** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов [[Байназара Альменова]] (1907)
 +
** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов [[Байназара Альменова]]
 +
** «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)  
 +
** «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
 +
** «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
 +
** «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
 +
** «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
 +
** «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
 +
** «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
 +
** «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе(1907)
 +
** «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
 +
** «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
 +
** «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
 +
* Писал «[[НАЗИРӘ (Назира)]]», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах [[Тюркоязычных народов]]
 +
* «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)
 +
== Признание ==
 +
[[Файл:Могила_Габдуллы_Тукая.jpg|250px|thumb|справа|<center>Могила поэта</center>]]
 +
* В 1958 году учреждена [[Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая]]
 +
* Установлены памятники в:
 +
** [[Казани]] (Cквер Тукая)
 +
** ряде других городов и сёл [[Татарстан]]а
 +
** [[Уральск]]е
 +
** [[Москве]]
 +
** [[Ленинград]]е
 +
** Анкаре
 +
* Его имя носят:
 +
** два района [[Татарии]] (см. [[ТУКАЙ РАЙОНЫ (Тукаевский район)]])
 +
** [[Татарская филармония]] в [[Казани]]
 +
** [[Типография]] в [[Уральск]]е
 +
** Колхоз [[Черемшанского района]] [[Татарстан]]а
 +
** Круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам [[Волго]]-[[Камского]] бассейна
 +
* [[Музей Габдуллы Тукая в Кырлае]] (1979)
 +
* [[Литературный музей Габдуллы Тукая]] в [[Казани]] (1986)
 +
* Дом-[[музей]] в деревне Кошлауч [[Арского района]] [[Татарстан]]а (1996):
 +
** ''Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч [[Арского района]]. [[Музей]] располагается в восстановленной усадьбе [[муллы]] [[Мөхәммәт]]гарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского [[медресе]] ([[школы]]), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из [[мулл]]. По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского [[татарского]] дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Габдуллы Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.''
 +
* 2011 год  был объявлен «Годом Тукая» в странах-участницах Международной организации [[тюркской]] культуры (ТЮРКСОЙ)
 +
* В [[Казани]] проводятся ежегодные праздники:
 +
** в день рождения поэта — у памятника на [[Театр]]альной улице у [[Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля]]
 +
** в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
 +
* Написана [[Опера]] «Тукай» [[Энвером Бакировым]] и [[Ахметом Исхаком]] о жизни Великого земляка
 +
== Источники ==
 +
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 +
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 +
* Батулла. Острее меча, тоньше волоска (Последние дни поэта)
 +
* Нуруллин И.З. Тукай (Жизнь замечательных людей)
 +
* Мирсай Гариф. Вечная любовь
 +
* [http://kitaphane.tatar.ru/tuk_10.htm/ Национальная библиотека Республики Татарстан]
 +
* [http://gabdullatukay.ru/rus/ Интернет-портал, посвященный Габдулле Тукаю]
 +
* [http://www.tatar.museum.ru/Tukay/default.htm Музей Г. Тукая, Казань]
 +
* [http://www.klf.ksu.ru/tukay/ Язык поэзии Габдуллы Тукая: интернет-словарь]
 +
* [http://shigriyat.ru/autors/autor.aspx?name=tukai Стихотворения Габдуллы Тукая на татарском языке]
 +
* [http://kitap.net.ru/tukay.php Стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке]
 +
* [http://www.tukai.ru Уральский Центр Габдуллы Тукая]
 +
* [http://www.youtube.com/watch?v=ndhlgpe2Phc Видеозапись чтения стихов Тукая на татарском языке]
 +
* [http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2814822 Документальный фильм о Тукае — Пять мгновений любви]
 +
* [http://dnevniki-slova.ru/gabdulla_tukai.html Биография и стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке]
 +
[[Category:Поэты]][[Категория:Казанский уезд]][[Категория:Татарская филармония]][[Категория:Театр оперы и балета]][[Категория:Татарский академический театр]][[Категория:Татарское кладбище‎]][[Категория:Улицы Казани]][[Категория:Участники революции]][[Категория:Москва]][[Категория:Ленинград]]

Версия 07:44, 11 февраля 2016

Габдулла Тукай
(1886-1913)
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Шурале
Литературный музей
Родина поэта
Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае
Музей Габдуллы Тукая в Кырлае

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ

(1886-1913)
(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)

Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка, Участник революции 1905-07 годов

Биография

  • Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы.
    • По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили.
  • 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.
  • 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
    • 1904 год - первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)».
    • В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию.
    • Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
    • Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
  • 1895-1907 годы - учился в Медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.
  • 1905-07 год - Участник революции в городе Уральске.
  • В начале 1907 года - покидает медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)». Начинается его «вольная жизнь».
  • 3 июня 1907 года - «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
  • Осенью 1907 года - приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
    • Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал.
    • В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
  • К 1908 году - в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
    • «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
    • «Гнёт» (1911)
    • «Дача» (1911)
    • «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
    • «Надежды народа…» (1913)
    • «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга Хусаина Ямашева, свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
    • Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
  • 1911—12 годы - несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
  • Начало августа 1912 года - возвращается в Казань. В столице он работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
  • Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в Казани, как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
    • «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности».

Творчество

  • В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики:
    • «ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)» (1907)
    • «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
    • «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
    • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов Байназара Альменова (1907)
    • «СУ АНАСЫ (Водяная)», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов Байназара Альменова
    • «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)
    • «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
    • «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
    • «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
    • «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
    • «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
    • «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
    • «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
    • «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
    • «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
    • «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
  • Писал «НАЗИРӘ (Назира)», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах Тюркоязычных народов
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)

Признание

Могила поэта

Источники