Тукаев Габдулла Мухамметгарифович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 8: Строка 8:
 
[[Файл:Памятник_Тукаю_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае</center>]]
 
[[Файл:Памятник_Тукаю_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае</center>]]
 
[[Файл:Музей_Габдуллы_Тукая_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Музей [[Габдуллы Тукая]] в Кырлае</center>]]
 
[[Файл:Музей_Габдуллы_Тукая_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Музей [[Габдуллы Тукая]] в Кырлае</center>]]
'''ГАБДУЛЛА ТУКАЙ<br>ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ'''<br>(1886-1913)<br>(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)<br>
+
'''ГАБДУЛЛА ТУКАЙ<br>ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ'''<br>(1886-1913)<br>(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)<br><br>
Великий [[татар]]ский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой [[татар]]ской литературы, основателей современного [[татарского языка]], [[Участник революции 1905-07 годов]]
+
Великий [[татар]]ский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой [[татарской]] литературы, основателей современного [[татарского языка]], [[Участник революции 1905-07 годов]]<br><br>
 
== Биография ==
 
== Биография ==
* Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч [[Казанского уезда]] [[Казанской губернии]] в семье [[муллы]]. По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в [[Казани]], в семье бездетного жителя [[Ново-Татарской слободы]] по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили.  
+
* Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч [[Казанского уезда]] [[Казанской губернии]] в семье [[муллы]].
 +
** ''По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в [[Казани]], в семье бездетного жителя [[Ново-Татарской слободы]] по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили''.  
 
* 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.  
 
* 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.  
 
* 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе [[Уральск]]е. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в [[медресе]] прогрессивно настроенной семьи меценатов [[Тухватуллиных]], одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
 
* 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе [[Уральск]]е. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в [[медресе]] прогрессивно настроенной семьи меценатов [[Тухватуллиных]], одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
Строка 37: Строка 38:
 
** В начале мая 1911 года - он пароходом приезжает в [[Астрахань]], по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остаётся в гостях у своего друга поэта [[Сагита Рамеева]]. В [[Астрахани]] он встречается с [[азербайджан]]ским общественным деятелем и писателем [[Нариманом Наримановым]], сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.
 
** В начале мая 1911 года - он пароходом приезжает в [[Астрахань]], по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остаётся в гостях у своего друга поэта [[Сагита Рамеева]]. В [[Астрахани]] он встречается с [[азербайджан]]ским общественным деятелем и писателем [[Нариманом Наримановым]], сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.
 
** Весной 1912 года - он решается на более значительное путешествие по маршруту [[Казань]]—[[Уфа]]—[[Санкт-Петербург]].
 
** Весной 1912 года - он решается на более значительное путешествие по маршруту [[Казань]]—[[Уфа]]—[[Санкт-Петербург]].
*** В Уфе он встречается с [[Маджитом Гафури]]. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу.
+
*** В [[Уфе]] он встречается с [[Маджитом Гафури]]. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу.
 
*** В [[Петербург]]е Тукай встречается с [[Муллануром Вахитовым]], впоследствии видным революционером.
 
*** В [[Петербург]]е Тукай встречается с [[Муллануром Вахитовым]], впоследствии видным революционером.
** Прожив в Петербурге 13 дней, 6(19) мая, он покидает столицу и отправляется в [[Троицк]], а затем в [[казах]]скую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
+
** Прожив в [[Петербург]]е 13 дней, 6(19) мая, он покидает столицу и отправляется в [[Троицк]], а затем в [[казах]]скую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
* В начале августа 1912 года - возвращается в [[Казань]]. В столице он работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
+
* Начало августа 1912 года - возвращается в [[Казань]]. В столице он работает в удушливой атмосфере [[типографии]] и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
* Последние годы его жизни и деятельности свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал всё то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).
+
** ''Последние годы его жизни и деятельности свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал всё то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).''
* По его произведениям [[татар]]скими [[композитор]]ами были созданы [[балет]]ы:
+
** По его произведениям [[татар]]скими [[композитор]]ами были созданы [[балет]]ы:
** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]» [[Фарид Яруллин]]
+
*** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]» [[Фарид Яруллин]]
** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]» [[Энвер Бакиров]]
+
*** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]» [[Энвер Бакиров]]
 
* Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в [[Казани]], как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на [[Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани]].
 
* Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в [[Казани]], как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на [[Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани]].
** «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали [[казан]]ские русскоязычные [[газет]]ы. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
+
** «''Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали [[казан]]ские русскоязычные [[газет]]ы. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности''».
 
== Творчество ==
 
== Творчество ==
В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики.<br>
+
* В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы [[татарской]] реалистической критики:
* «[[ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)]]» (1907)  
+
** «[[ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)]]» (1907)  
* «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
+
** «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
* «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
+
** «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
* «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов [[Байназара Альменова]] (1907)
+
** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов [[Байназара Альменова]] (1907)
* «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов [[Байназара Альменова]]
+
** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов [[Байназара Альменова]]
* «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)  
+
** «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)  
* «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
+
** «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
* «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
+
** «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
* «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
+
** «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
* «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
+
** «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
* «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
+
** «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
* «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
+
** «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
* «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
+
** «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
* «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
+
** «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
* «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
+
** «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
* «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
+
** «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
* Писал «НАЗИРӘ ([[назира]])», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов.
+
* Писал «[[НАЗИРӘ (Назира)]]», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах [[Тюркоязычных народов]]
* «Әсәрләр (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)
+
* «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)
 
== Признание ==
 
== Признание ==
 
[[Файл:Могила_Габдуллы_Тукая.jpg|250px|thumb|справа|<center>Могила поэта</center>]]
 
[[Файл:Могила_Габдуллы_Тукая.jpg|250px|thumb|справа|<center>Могила поэта</center>]]
 
* В 1958 году учреждена [[Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая]]
 
* В 1958 году учреждена [[Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая]]
* Установлены памятники в [[Казани]] (Cквер Тукая), в ряде других городов и сёл [[Татарстан]]а, в [[Уральск]]е, [[Москве]], [[Ленинград]]е, Анкаре
+
* Установлены памятники в:
* Назван один из районов [[Татарии]]
+
** [[Казани]] (Cквер Тукая)
* Имя поэта присвоено:
+
** ряде других городов и сёл [[Татарстан]]а
** [[Татарской филармонии]] в [[Казани]]
+
** [[Уральск]]е
** [[типографии]] в [[Уральск]]е
+
** [[Москве]]
** колхозу в Черемшанском районе [[Татарстан]]а
+
** [[Ленинград]]е
* 1979 год - открыт [[Музей Габдуллы Тукая в Кырлае]]
+
** Анкаре
* 1986 год - открыт [[Литературный музей Габдуллы Тукая]] в [[Казани]]
+
* Его имя носят:
* 1996 год - открыт Дом-музей на родине поэта в деревне Кошлауч [[Арск]]ого района [[Татарстан]]а:
+
** два района [[Татарии]] (см. [[ТУКАЙ РАЙОНЫ (Тукаевский район)]])
** ''Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского медресе (школы), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из мулл. По линии отца известно семь поколений мулл. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Г.Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.''
+
** [[Татарская филармония]] в [[Казани]]
* В странах-участницах Международной организации [[тюркской]] культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая»
+
** [[Типография]] в [[Уральск]]е
 +
** Колхоз [[Черемшанского района]] [[Татарстан]]а
 +
** Круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам [[Волго]]-[[Камского]] бассейна
 +
* [[Музей Габдуллы Тукая в Кырлае]] (1979)
 +
* [[Литературный музей Габдуллы Тукая]] в [[Казани]] (1986)
 +
* Дом-[[музей]] в деревне Кошлауч [[Арского района]] [[Татарстан]]а (1996):
 +
** ''Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч [[Арского района]]. [[Музей]] располагается в восстановленной усадьбе [[муллы]] [[Мөхәммәт]]гарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского [[медресе]] ([[школы]]), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из [[мулл]]. По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского [[татарского]] дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Габдуллы Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.''
 +
* 2011 год  был объявлен «Годом Тукая» в странах-участницах Международной организации [[тюркской]] культуры (ТЮРКСОЙ)  
 
* В [[Казани]] проводятся ежегодные праздники:
 
* В [[Казани]] проводятся ежегодные праздники:
** в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице
+
** в день рождения поэта — у памятника на [[Театр]]альной улице у [[Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля]]
 
** в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
 
** в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
* Назван круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам [[Волго]]-[[Камского]] бассейна
 
 
* Написана [[Опера]] «Тукай» [[Энвером Бакировым]] и [[Ахметом Исхаком]] о жизни Великого земляка
 
* Написана [[Опера]] «Тукай» [[Энвером Бакировым]] и [[Ахметом Исхаком]] о жизни Великого земляка
 
== Источники ==
 
== Источники ==
Строка 102: Строка 109:
 
* [http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2814822 Документальный фильм о Тукае — Пять мгновений любви]
 
* [http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2814822 Документальный фильм о Тукае — Пять мгновений любви]
 
* [http://dnevniki-slova.ru/gabdulla_tukai.html Биография и стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке]
 
* [http://dnevniki-slova.ru/gabdulla_tukai.html Биография и стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке]
[[Category:Поэты]][[Категория:Татарская филармония]][[Категория:Театр оперы и балета]][[Категория:Татарский академический театр]]
+
[[Category:Поэты]][[Категория:Казанский уезд]][[Категория:Татарская филармония]][[Категория:Театр оперы и балета]][[Категория:Татарский академический театр]][[Категория:Татарское кладбище‎]][[Категория:Улицы Казани]][[Категория:Участники революции]][[Категория:Москва]][[Категория:Ленинград]]
[[Категория:Татарское кладбище‎]][[Категория:Улицы Казани]][[Категория:Участники революции]]
 

Версия 07:44, 11 февраля 2016

Габдулла Тукай
(1886-1913)
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Шурале
Литературный музей
Родина поэта
Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае
Музей Габдуллы Тукая в Кырлае

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ

(1886-1913)
(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)

Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка, Участник революции 1905-07 годов

Биография

  • Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы.
    • По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили.
  • 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.
  • 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
    • 1904 год - первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)».
    • В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию.
    • Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
    • Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
  • 1895-1907 годы - учился в Медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.
  • 1905-07 год - Участник революции в городе Уральске.
  • В начале 1907 года - покидает медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)». Начинается его «вольная жизнь».
  • 3 июня 1907 года - «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
  • Осенью 1907 года - приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
    • Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал.
    • В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
  • К 1908 году - в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
    • «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
    • «Гнёт» (1911)
    • «Дача» (1911)
    • «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
    • «Надежды народа…» (1913)
    • «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга Хусаина Ямашева, свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
    • Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
  • 1911—12 годы - несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
  • Начало августа 1912 года - возвращается в Казань. В столице он работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
  • Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в Казани, как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
    • «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности».

Творчество

  • В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики:
    • «ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)» (1907)
    • «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
    • «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
    • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов Байназара Альменова (1907)
    • «СУ АНАСЫ (Водяная)», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов Байназара Альменова
    • «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)
    • «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
    • «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
    • «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
    • «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
    • «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
    • «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
    • «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
    • «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
    • «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
    • «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
  • Писал «НАЗИРӘ (Назира)», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах Тюркоязычных народов
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)

Признание

Могила поэта

Источники