Тукаев Габдулла Мухамметгарифович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(не показаны 24 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Габдулла_Тукай_татарский_поэт.jpg|thumb|350px|left|<center>Габдулла Тукай<br>(1886-1913)</center>]]
+
[[Файл:Габдулла_Тукай_татарский_поэт.jpg|thumb|300px|left|<center>Габдулла Тукай<br>(1886-1913)</center>]]
'''ГАБДУЛЛА ТУКАЙ<br>ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ'''<br>(1886-1913)<br>(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)<br>
+
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани.jpg|thumb|200px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного [[татарский язык|татарского языка]].
+
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани_2.jpg|thumb|200px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
 +
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани_3.jpg|thumb|200px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
 +
[[Файл:Театр Камала 1.JPG|200px|thumb|справа|<center>Шурале</center>]]
 +
[[Файл:Дом_Шамиля_2.jpg|200px|thumb|справа|<center>Литературный музей</center>]]
 +
[[Файл:Тукай_родина.JPG|200px|thumb|справа|<center>Родина поэта</center>]]
 +
[[Файл:Памятник_Тукаю_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае</center>]]
 +
[[Файл:Музей_Габдуллы_Тукая_в_Кырлае.jpg|200px|thumb|справа|<center>Музей [[Габдуллы Тукая]] в Кырлае</center>]]
 +
'''ГАБДУЛЛА ТУКАЙ<br>ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ'''<br>(1886-1913)<br>(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)<br><br>
 +
Великий [[татар]]ский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой [[татарской]] литературы, основателей современного [[татарского языка]], [[Участник революции 1905-07 годов]]<br><br>
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы. По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.  
+
* Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч [[Казанского уезда]] [[Казанской губернии]] в семье [[муллы]].
[[Файл:Памятник_Габдулле_Тукаю_в_Казани.jpg|thumb|350px|Справа|<center>Памятник<br>поэту в Казани</center>]]
+
** ''По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в [[Казани]], в семье бездетного жителя [[Ново-Татарской слободы]] по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили''.  
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале [["аль-Гаср аль-Джадид" (журнал)|«АЛЬ-ГАСР АЛЬ-ДЖАДИД (Новый век)»]] за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
+
* 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.  
 
+
* 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе [[Уральск]]е. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в [[медресе]] прогрессивно настроенной семьи меценатов [[Тухватуллиных]], одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
С 1895 по 1907 годы учился в [[медресе]] [[Медресе «Мутыгия»|«МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)»]] Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.  
+
** 1904 год - первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном [[журнал]]е «[[әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)]]».
 
+
** В этот же период он переводит на [[татарский язык]] басни Крылова и предлагает их к изданию.
Участник революции 1905-07 годов в городе Уральске. После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы [[Газета «Фикер»|«ФИКЕР (Мысль)»]] , [["аль-Гаср аль-Джадид" (журнал)|«АЛЬ-ГАСР АЛЬ-ДЖАДИД (Новый век)»]] , [[Журнал «Уклар»|«УКЛАР (Стрелы)»]] . Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.
+
** Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
 
+
** Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто [[татарском языке]] был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Мутыгия». Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Китмибез! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как [[«Шурале»|«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»]], «Пар ат (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
+
* 1895-1907 годы - учился в [[Медресе]] «[[МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)]]» [[Тухватуллиных]] в городе [[Уральск]]е, работал в [[типографии]], редакциях [[газет]] и [[журнал]]ов.  
 
+
* 1905-07 год - Участник революции в городе [[Уральск]]е.
Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в [[Казань|Казань]], чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах (Реформа)», [[Амирхан (Амирханов), Фатих Зарифович|Фатыхом Амирханом]] и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен (Молния)», «Ялт-юлт (Зарница)», которые фактически редактировал.   
+
** После начала революции 1905 года - в [[Уральск]]е появились первые [[татар]]ские [[газет]]ы и [[журнал]]ы «[[ФИКЕР (Мысль)]]», «[[әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)]]», «[[УКЛАР (Стрелы)]]». Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.
В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали.
+
* В начале 1907 года - покидает [[медресе]] «[[МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)]]». Начинается его «вольная жизнь».
 
+
* 3 июня 1907 года - «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни [[татары|татарского народа]], предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
+
* Осенью 1907 года - приезжает (по сути, возвращается) в [[Казань]], чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
 
+
** Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг [[газет]]ы «[[Әл-ИСЛАХ (Реформа)]]», [[Фатыхом Амирханом]] и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим [[журнал]]ам «[[ЯШЕН (Молния)]]», «[[ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)]]» (Зарница), которые фактически редактировал.   
К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Көзге җилләр (Осенние ветры)», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с [[Ямашев, Хусаин Мингазетдинович|Хусаином Ямашевым]] и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
+
** В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные [[медресе]] и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни [[татар]]ского народа, предопределили его первостепенное значение в [[татар]]ской поэзии начала XX века.
 
+
* К 1908 году - в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
+
** «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
 
+
** «Гнёт» (1911)
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 годы он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта [[Рамеев, Сагит Лутфуллович|Сагита Рамиева]]. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем [[Нариманов, Нариман Кербелай Наджаф оглы|Нариманом Наримановым]], сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с [[Гафури(Гафуров), Маджит (Габдулмаджит) Нурганиевич|Маҗитом Гафури]]. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с [[Вахитов, Мулланур Муллазянович|Муллануром Вахитовым]], впоследствии видным революционером.
+
** «Дача» (1911)
 
+
** «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
+
** «Надежды народа…» (1913)
 
+
** «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга [[Хусаина Ямашева]], свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).
+
** Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в [[Казань]]»).
 
+
* 1911—12 годы - несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
По произведениям Габдуллы Тукая татарскими композиторами были созданы балеты:
+
** В начале мая 1911 года - он пароходом приезжает в [[Астрахань]], по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь он остаётся в гостях у своего друга поэта [[Сагита Рамеева]]. В [[Астрахани]] он встречается с [[азербайджан]]ским общественным деятелем и писателем [[Нариманом Наримановым]], сосланным туда за революционную деятельность в родном краю.
* [[«Шурале»|«ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)»]] [[Яруллин, Фарид Загидуллович|Фарид Яруллин]]
+
** Весной 1912 года - он решается на более значительное путешествие по маршруту [[Казань]][[Уфа]][[Санкт-Петербург]].
* [["Су анасы" (балет)|«СУ АНАСЫ (Водяная)»]] [[Бакиров, Энвер Закирович|Энвер Бакиров]]
+
*** В [[Уфе]] он встречается с [[Маджитом Гафури]]. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу.
 
+
*** В [[Петербург]]е Тукай встречается с [[Муллануром Вахитовым]], впоследствии видным революционером.
Умер поэт 2 (15) апреля 1913 года в Казани. Похоронен на татарском кладбище.
+
** Прожив в [[Петербург]]е 13 дней, 6(19) мая, он покидает столицу и отправляется в [[Троицк]], а затем в [[казах]]скую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье.
 
+
* Начало августа 1912 года - возвращается в [[Казань]]. В столице он работает в удушливой атмосфере [[типографии]] и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
== Дом-музей ==
+
** ''Последние годы его жизни и деятельности свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал всё то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).''
[[Файл:Тукай_родина.JPG|300px|thumb|слева|Родина поэта]]
+
** По его произведениям [[татар]]скими [[композитор]]ами были созданы [[балет]]ы:
Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского медресе (школы), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из мулл. По линии отца известно семь поколений мулл. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Г.Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.
+
*** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]» [[Фарид Яруллин]]
 
+
*** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]» [[Энвер Бакиров]]
 +
* Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в [[Казани]], как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на [[Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани]].
 +
** «''Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали [[казан]]ские русскоязычные [[газет]]ы. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности''».
 
== Творчество ==
 
== Творчество ==
В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики.<br>
+
* В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы [[татарской]] реалистической критики:
* '''[[«ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)»]]''' (1907)  
+
** «[[ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)]]» (1907)  
{|
+
** «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
|-
+
** «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
|''И туган тел, и матур тел,''|| : ||Родной язык - святой язык,
+
** «[[ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов [[Байназара Альменова]] (1907)
|-
+
** «[[СУ АНАСЫ (Водяная)]]», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов [[Байназара Альменова]]
|''әткәм-әнкәмнең теле!''|| :  || отца и матери язык
+
** «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)  
|-
+
** «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
|''Дөньяда күп нәрсә белдем''||  : ||Как ты прекрасен!
+
** «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
|-
+
** «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
|''син туган тел аркылы.''|| :  ||Целый мир в твоем богатстве я постиг!
+
** «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
|-
+
** «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
|''Иң элек бу тел белән''||  : ||Качая колыбель,
+
** «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
|-
+
** «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
|''әнкәм бишектә көйләгән,''||  : ||тебя мне в песне открывала мать.
+
** «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
|-
+
** «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
|''Аннары төннәр буе''||  : ||И сказки бабушки
+
** «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
|-
+
* Писал «[[НАЗИРӘ (Назира)]]», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах [[Тюркоязычных народов]]
|''әбкәм хикәят сөйләгән.''|| :  ||я научился понимать.
+
* «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)
|-
 
|''Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым,''||  : ||Родной язык, Родной язык,
 
|-
 
|''кайгым минем.''||  : || с тобою смело я шел вдаль,
 
|-
 
|''И туган тел!''||  : ||Ты радость возвышал мою,
 
|-
 
|''Синдә булган иң элек кыйлган догам:''||  : ||ты просветлял мою печаль.
 
|-
 
|''Ярлыкагыл, дип,''||  : ||Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца:
 
|-
 
|''үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам!''||  : ||«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца»
 
|}
 
В переводе [[Бухараев, Равиль Раисович|Равиля Бухараева]]:<br>
 
''О язык родной, певучий! О родительская речь!''<br>
 
''Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?''<br>
 
''Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,''<br>
 
''Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...''<br>
 
''О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,''<br>
 
''С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.''<br>
 
''О язык мой! как сердечно я молился в первый раз:''<br>
 
''Помоги, — шептал, — помилуй мать с отцом, помилуй нас..''<br>
 
* «И, каләм! (О, перо!)» (1906)
 
* «Мөхәрриргә (Писателю)» (1907)
 
* «[[«Шурале»|ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)]]», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов [[Альменов, Байназар Мустафьевич|Байназара Альменова]] (1907)
 
* [["Су анасы" (балет)|«СУ АНАСЫ (Водяная)»]], иллюстрации к изданиям 1966-68 годов [[Альменов, Байназар Мустафьевич|Байназара Альменова]]
 
* «Пар ат (Пара коней)» (1907)  
 
* «Татар кызларына (Татарским девушкам)» (1906)
 
* «Хатыннар хөррияте (Свободу женщине)» (1909)
 
* «Хөррият хакында (О свободе)» (1905)
 
* «Китмибез! (Не уйдем!)» (1907)
 
* «Соры кортларга (Паразитам)» (1906)
 
* «Печә базары, яхуд Яңа Кисекбаш (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
 
* «Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
 
* «Сайфия (Дача)» (1911)
 
* «Әхлаксызлык (Безнравственность)» (1912)
 
* «Тәңкыйт - кирәкле шәйдер (Критика - вещь нужная)» (1907)
 
* Писал назирә ([[назира]]), форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов.
 
 
 
== Издания ==
 
* «Әсәрләр (Сочинения)» в пяти томах, 1985-86 годы
 
 
== Признание ==
 
== Признание ==
* В 1958 году учреждена [[Государственная премия Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая|Государственная премия]] [[Татарстан|Татарской АССР]] имени Габдуллы Тукая
+
[[Файл:Могила_Габдуллы_Тукая.jpg|250px|thumb|справа|<center>Могила поэта</center>]]
* Установлены памятники в Казани (Cквер Тукая), в ряде других городов и сёл Татарстана, в Уральске, Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде), Анкаре
+
* В 1958 году учреждена [[Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая]]
* Назван один из районов республики Татарстан
+
* Установлены памятники в:
* Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана
+
** [[Казани]] (Cквер Тукая)
* В 1979 году открыт Музей в селе Новый-Кырлай
+
** ряде других городов и сёл [[Татарстан]]а
* В 1986 году открыт литературный музей в Казани
+
** [[Уральск]]е
* В 1996 году открыт Дом-музей на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района Татарстана
+
** [[Москве]]
* В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая»
+
** [[Ленинград]]е
* В Казани проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
+
** Анкаре
* Назван круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна
+
* Его имя носят:
* Написана Опера «Тукай» [[Бакиров, Энвер Закирович|Энвером Бакировым]] и [[Исхак, Ахмет Абдуллович|Ахметом Исхаком]] о жизни Великого земляка
+
** два района [[Татарии]] (см. [[ТУКАЙ РАЙОНЫ (Тукаевский район)]])
 
+
** [[Татарская филармония]] в [[Казани]]
== Смерть поэта ==
+
** [[Типография]] в [[Уральск]]е
[[Файл:Могила_Габдуллы_Тукая.jpg|250px|thumb|справа|Могила поэта]]
+
** Колхоз [[Черемшанского района]] [[Татарстан]]а
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
+
** Круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам [[Волго]]-[[Камского]] бассейна
Поэт похоронен на Татарском кладбище в Казани.
+
* [[Музей Габдуллы Тукая в Кырлае]] (1979)
 
+
* [[Литературный музей Габдуллы Тукая]] в [[Казани]] (1986)
 +
* Дом-[[музей]] в деревне Кошлауч [[Арского района]] [[Татарстан]]а (1996):
 +
** ''Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч [[Арского района]]. [[Музей]] располагается в восстановленной усадьбе [[муллы]] [[Мөхәммәт]]гарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского [[медресе]] ([[школы]]), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из [[мулл]]. По линии отца известно семь поколений [[мулл]]. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского [[татарского]] дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Габдуллы Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.''
 +
* 2011 год  был объявлен «Годом Тукая» в странах-участницах Международной организации [[тюркской]] культуры (ТЮРКСОЙ)  
 +
* В [[Казани]] проводятся ежегодные праздники:
 +
** в день рождения поэта — у памятника на [[Театр]]альной улице у [[Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля]]
 +
** в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
 +
* Написана [[Опера]] «Тукай» [[Энвером Бакировым]] и [[Ахметом Исхаком]] о жизни Великого земляка
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
* Фото: [http://www.kitaphane.tatar.ru/tuk.htm]
+
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
* Батулла. Острее меча, тоньше волоска (Последние дни поэта)
 
* Батулла. Острее меча, тоньше волоска (Последние дни поэта)
 
* Нуруллин И.З. Тукай (Жизнь замечательных людей)
 
* Нуруллин И.З. Тукай (Жизнь замечательных людей)
Строка 133: Строка 109:
 
* [http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2814822 Документальный фильм о Тукае — Пять мгновений любви]
 
* [http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2814822 Документальный фильм о Тукае — Пять мгновений любви]
 
* [http://dnevniki-slova.ru/gabdulla_tukai.html Биография и стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке]
 
* [http://dnevniki-slova.ru/gabdulla_tukai.html Биография и стихотворения Габдуллы Тукая на русском языке]
[[Category:Поэты]]
+
[[Category:Поэты]][[Категория:Казанский уезд]][[Категория:Татарская филармония]][[Категория:Театр оперы и балета]][[Категория:Татарский академический театр]][[Категория:Татарское кладбище‎]][[Категория:Улицы Казани]][[Категория:Участники революции]][[Категория:Москва]][[Категория:Ленинград]]
[[Категория: Казань]]
 
[[Категория: Татария]]
 

Версия 07:44, 11 февраля 2016

Габдулла Тукай
(1886-1913)
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Шурале
Литературный музей
Родина поэта
Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае
Музей Габдуллы Тукая в Кырлае

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ

(1886-1913)
(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)

Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка, Участник революции 1905-07 годов

Биография

  • Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы.
    • По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили.
  • 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.
  • 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
    • 1904 год - первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)».
    • В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию.
    • Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
    • Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
  • 1895-1907 годы - учился в Медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.
  • 1905-07 год - Участник революции в городе Уральске.
  • В начале 1907 года - покидает медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)». Начинается его «вольная жизнь».
  • 3 июня 1907 года - «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
  • Осенью 1907 года - приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
    • Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал.
    • В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
  • К 1908 году - в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
    • «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
    • «Гнёт» (1911)
    • «Дача» (1911)
    • «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
    • «Надежды народа…» (1913)
    • «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга Хусаина Ямашева, свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
    • Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
  • 1911—12 годы - несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
  • Начало августа 1912 года - возвращается в Казань. В столице он работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
  • Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в Казани, как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
    • «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности».

Творчество

  • В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики:
    • «ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)» (1907)
    • «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
    • «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
    • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов Байназара Альменова (1907)
    • «СУ АНАСЫ (Водяная)», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов Байназара Альменова
    • «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)
    • «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
    • «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
    • «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
    • «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
    • «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
    • «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
    • «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
    • «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
    • «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
    • «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
  • Писал «НАЗИРӘ (Назира)», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах Тюркоязычных народов
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)

Признание

Могила поэта

Источники