Тукаев Габдулла Мухамметгарифович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Биография)
(Дом-музей)
Строка 40: Строка 40:
  
 
== Дом-музей ==  
 
== Дом-музей ==  
[[Файл:Тукай_родина.JPG|300px|thumb|слева|Родина поэта]]
+
[[Файл:Тукай_родина.JPG|300px|thumb|слева|<center>Родина поэта</center>]]
 
Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского медресе (школы), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из мулл. По линии отца известно семь поколений мулл. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Г.Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.
 
Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского медресе (школы), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из мулл. По линии отца известно семь поколений мулл. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Г.Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.
  

Версия 13:56, 15 сентября 2013

Габдулла Тукай
(1886-1913)

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ

(1886-1913)
(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)
Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка.

Биография

Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы. По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.

Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Шурале
Литературный музей

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)» за 1904 год. В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

С 1895 по 1907 годы учился в Медресе «Мутыгия» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.

Участник революции 1905-07 годов в городе Уральске. После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «ФИКЕР (Мысль)», «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)», «УКЛАР (Стрелы)» . Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Мутыгия». Начинается его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Китмибез! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.

Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал. В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали.

Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Көзге җилләр (Осенние ветры)», «Гнёт», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа…» (1913), его близкая дружба с Хусаином Ямашевым и стихотворение, посвященное его памяти («Светлой памяти Хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.

Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).

Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 годы он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамеева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту КазаньУфаСанкт-Петербург. В Уфе он встречается с Маджитом Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге Тукай встречается с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.

Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покидает столицу и отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань возвращается в начале августа. В столице Тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.

Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.).

По произведениям Габдуллы Тукая татарскими композиторами были созданы балеты:

Умер поэт 2 (15) апреля 1913 года в Казани. Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

Дом-музей

Родина поэта

Основан 1 января 1995 года и открыт 24 мая 1996 года на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района. Музей располагается в восстановленной усадьбе муллы Мухаметгарифа. Экспозиция представляет родительский дом будущего поэта, его внутреннее мироустройство. На мужской половине дома, которая имеет вид сельского медресе (школы), особый акцент делается на то, что Тукай по отцовской и материнской линии происходил из мулл. По линии отца известно семь поколений мулл. Женская половина дома - это мир матери, традиционный образ сельского татарского дома, где многое делалось умелыми женскими руками. В экспозиции находятся личные вещи матери поэта. Действующая печь создает настроение домашнего очага. Большой раздел посвящен жизни Г.Тукая, его становлению как человека, гражданина, поэта.

Творчество

В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики.

И туган тел, и матур тел, : Родной язык - святой язык,
әткәм-әнкәмнең теле! : отца и матери язык
Дөньяда күп нәрсә белдем : Как ты прекрасен!
син туган тел аркылы. : Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Иң элек бу тел белән : Качая колыбель,
әнкәм бишектә көйләгән, : тебя мне в песне открывала мать.
Аннары төннәр буе : И сказки бабушки
әбкәм хикәят сөйләгән. : я научился понимать.
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, : Родной язык, Родной язык,
кайгым минем. : с тобою смело я шел вдаль,
И туган тел! : Ты радость возвышал мою,
Синдә булган иң элек кыйлган догам: : ты просветлял мою печаль.
Ярлыкагыл, дип, : Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца:
үзем һәм әткәм-әнкәмне, ходам! : «О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца»

В переводе Равиля Бухараева:
О язык родной, певучий! О родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?
Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,
Подрастая, сказки бабушки я начал понимать...
О язык мой, мы навечно неразлучные друзья,
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя.
О язык мой! как сердечно я молился в первый раз:
Помоги, — шептал, — помилуй мать с отцом, помилуй нас..

  • «И, каләм! (О, перо!)» (1906)
  • «Мөхәрриргә (Писателю)» (1907)
  • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов Байназара Альменова (1907)
  • «СУ АНАСЫ (Водяная)», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов Байназара Альменова
  • «Пар ат (Пара коней)» (1907)
  • «Татар кызларына (Татарским девушкам)» (1906)
  • «Хатыннар хөррияте (Свободу женщине)» (1909)
  • «Хөррият хакында (О свободе)» (1905)
  • «Китмибез! (Не уйдем!)» (1907)
  • «Соры кортларга (Паразитам)» (1906)
  • «Печә базары, яхуд Яңа Кисекбаш (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
  • «Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
  • «Сайфия (Дача)» (1911)
  • «Әхлаксызлык (Безнравственность)» (1912)
  • «Тәңкыйт - кирәкле шәйдер (Критика - вещь нужная)» (1907)
  • Писал назирә (назира), форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов.

Издания

  • «Әсәрләр (Сочинения)» в пяти томах, 1985-86 годы

Признание

  • В 1958 году учреждена Государственная премия Татарской АССР имени Габдуллы Тукая
  • Установлены памятники в Казани (Cквер Тукая), в ряде других городов и сёл Татарстана, в Уральске, Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде), Анкаре
  • Назван один из районов республики Татарстан
  • Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани, типографии в Уральске, колхозу в Черемшанском районе Татарстана
  • В 1979 году открыт Музей в селе Новый-Кырлай
  • В 1986 году открыт литературный музей в Казани
  • В 1996 году открыт Дом-музей на родине поэта в деревне Кошлауч Арского района Татарстана
  • В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год объявлен «Годом Тукая»
  • В Казани проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая
  • Назван круизный теплоход «Поэт Габдулла Тукай», курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна
  • Написана Опера «Тукай» Энвером Бакировым и Ахметом Исхаком о жизни Великого земляка

Смерть поэта

Могила поэта

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности. Поэт похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.

Источники