Тукаев Габдулла Мухамметгарифович — различия между версиями
Kakkaktus (обсуждение | вклад) м |
Kakkaktus (обсуждение | вклад) м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Tukaj.jpg|thumb|200|left|<center>Тукай Г.М.<br>(1886-1913)</center>]] | [[Файл:Tukaj.jpg|thumb|200|left|<center>Тукай Г.М.<br>(1886-1913)</center>]] | ||
− | Поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка. | + | Поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного [[татарский язык|татарского языка]]. |
Очень рано познал тяготы сиротства. | Очень рано познал тяготы сиротства. | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | + | В 1895-07гг. учился в [[медресе]] "Мутыгия" в г. Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов. | |
− | + | Участник революции 1905-07гг. (г. Уральск). | |
− | + | С осени 1907г. в [[Казань|Казани]] сотрудничал в журнале "Яшен", "Ялт-Йолт", которые фактически редактировал. | |
− | + | Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни [[татары|татарского народа]], предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века. | |
− | + | В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина ("О, перо!" - "И, каләм!", 1906г.; "Писателю" - "Мөхәрриргә", 1907), воспевал родной язык ("Туган тел", 1907г.), родную землю ("Шурале" - "Шүрәле", 1907г. "Пара коней" - "Пар ат", 1907г.), выступал в заәиту равноправия ңенәин ("Татарским девушкам" - "Татар кызларына", 1906г.; "Свободу женщине" - "Хатыннар хөррияте", 1909г.), мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе ("О свободе" - "Хөррият хакында", 1905г.; "Не уйдем" - "Китмибез", 1907г.) | |
− | Писал назира на басни | + | В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали ("Паразитам" - "Соры кортларга", 1906г.; "Сенной базар, или новый Кисекбаш" - "Печә базары, яхуд Яңа Кисекбаш" 1908г.; "Что говорят шакирды, вышедшие из медресе" - "Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр" (1907г.). |
+ | |||
+ | Показал социальные контрасты между роскошью и нищетой ("Дача" - "Сайфия", 1911г.; "Безнравственность" - "Әхлаксызлык"; 1912г.). | ||
+ | |||
+ | Тукаем залоңены основы татарской реалистической критики ("Критика - вещь нужная" - "Тәңкыйт - кирәкле шәйдер", 1907г.) | ||
+ | |||
+ | Писал [[назира]] на басни И.А. Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. | ||
Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов. | Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов. | ||
− | "Сочинения" ("Әсәрләр", т.1-5, 1985- | + | "Сочинения" ("Әсәрләр", т.1-5, 1985-86гг.). |
− | Учреждена ( | + | |
− | Музей в с Новый-Кырлай ( | + | Учреждена (1958г.) Государственная премия [[республика Татарстан|республики Татарстан]] имени Г.Тукая |
− | Литературный музей в Казани ( | + | |
− | Дом музей Тукаевых в д. Кошлауч Арского района ( | + | Музей в с Новый-Кырлай (1979г.). |
+ | |||
+ | Литературный музей в Казани (1986г.). | ||
+ | |||
+ | Дом музей Тукаевых в д. Кошлауч Арского района (1996г.) | ||
==Источники:== | ==Источники:== |
Версия 12:01, 22 января 2010
Поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка.
Очень рано познал тяготы сиротства.
В 1895-07гг. учился в медресе "Мутыгия" в г. Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.
Участник революции 1905-07гг. (г. Уральск).
С осени 1907г. в Казани сотрудничал в журнале "Яшен", "Ялт-Йолт", которые фактически редактировал.
Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина ("О, перо!" - "И, каләм!", 1906г.; "Писателю" - "Мөхәрриргә", 1907), воспевал родной язык ("Туган тел", 1907г.), родную землю ("Шурале" - "Шүрәле", 1907г. "Пара коней" - "Пар ат", 1907г.), выступал в заәиту равноправия ңенәин ("Татарским девушкам" - "Татар кызларына", 1906г.; "Свободу женщине" - "Хатыннар хөррияте", 1909г.), мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе ("О свободе" - "Хөррият хакында", 1905г.; "Не уйдем" - "Китмибез", 1907г.)
В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали ("Паразитам" - "Соры кортларга", 1906г.; "Сенной базар, или новый Кисекбаш" - "Печә базары, яхуд Яңа Кисекбаш" 1908г.; "Что говорят шакирды, вышедшие из медресе" - "Мәдрәсәдән чыккан шәкертләр ни диләр" (1907г.).
Показал социальные контрасты между роскошью и нищетой ("Дача" - "Сайфия", 1911г.; "Безнравственность" - "Әхлаксызлык"; 1912г.).
Тукаем залоңены основы татарской реалистической критики ("Критика - вещь нужная" - "Тәңкыйт - кирәкле шәйдер", 1907г.)
Писал назира на басни И.А. Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.
Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах тюркоязычных народов.
"Сочинения" ("Әсәрләр", т.1-5, 1985-86гг.).
Учреждена (1958г.) Государственная премия республики Татарстан имени Г.Тукая
Музей в с Новый-Кырлай (1979г.).
Литературный музей в Казани (1986г.).
Дом музей Тукаевых в д. Кошлауч Арского района (1996г.)
Источники:
- Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
- Фото: [1]