ТИПТӘР (Тептяри) — различия между версиями

Перейти к: навигация, поиск
м (История изучения вопроса. Теории происхождения.)
Строка 15: Строка 15:
 
==История изучения вопроса. Теории происхождения.==
 
==История изучения вопроса. Теории происхождения.==
 
Первые описатели края Г. Георги, П.Паллас, П.И. Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.<br>
 
Первые описатели края Г. Георги, П.Паллас, П.И. Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.<br>
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение:<blockquote>Тептяри или тептери, народность, живущая среди [[башкир]] Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т. душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри </blockquote>
+
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение:<blockquote>Тептяри или тептери, народность, живущая среди [[башкиры|башкир]] Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т. душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри </blockquote>
Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям,  в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления [[Муфтий|муфтия]] [[Тевкелев, Салимгарей Шангареевич|Тевкелева]] и башкирского краеведа [[Уметбаев, Мухаметсалим|М. Уметбаева]]. Он приводит такое описание:
+
Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям,  в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления [[Муфтий|муфтия]] [[Тевкелев, Салимгарей Шангареевич|Тевкелева]] и башкирского краеведа [[Уметбаев, Мухаммед-Салим Ишмухаммет улы|М. Уметбаева]]. Он приводит такое описание:
 
<blockquote>Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и  тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не  находится. <br>
 
<blockquote>Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и  тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не  находится. <br>
 
... Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К  первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.<br>
 
... Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К  первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.<br>

Версия 13:23, 21 мая 2010

ТЕПТЯРИ (самоназвание типтәр), субэтническая группа поволжско-приуральских татар (в прошлом — социальная группа).

Общая численностей тептярей, по переписи 1926г. 27,4 тыс. чел., в последующих переписях не выделялись.

Живут в основном в Пермской обл., республике Татарстан и республике Башкортостан.

Этимология термина «тептяри» не ясна.

Язык татарский, среди тептярей распространён также башкирский язык. Верующие тептяри — мусульмане-сунниты.

В формировании этнокультурного облика тептярей решающую роль сыграли татары, башкиры при участии местного финно-угорского населения.

К середине XX в. растворились среди татарского и башкирского населения Среднего Поволжья и Приуралья.

История изучения вопроса. Теории происхождения.

Первые описатели края Г. Георги, П.Паллас, П.И. Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение:
Тептяри или тептери, народность, живущая среди башкир Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т. душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри

Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям, в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления муфтия Тевкелева и башкирского краеведа М. Уметбаева. Он приводит такое описание:

Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.

... Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский...

В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками. Среди современных авторов можно упомянуть А.З. Асфандиярова, Д.М. Исхакова, Р.И. Якупова. В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы. Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу XVIII в. в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов. Существует точка зрения, что основой тептярей явилось татароязычное население Ногайской Орды, издавна проживавшее в Южном Предуралье, в отличие от финно-угроязычных, в основном, бобылей.

Теории о происхождении названия

По происхождению термина «тептярь» нет единого мнения; было создано много гипотез. В настоящее время распространены две из них.

  1. Ряд исследователей выводит его от персидского «дэфтэр» — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П. И. Рычкова, В. Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
  2. Башкирский историк А. З. Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов «тибе-тибеле-типтере» в значении «вытеснять(ся)», «выталкивать(ся)», «быть отвергнутым».

История сословия

Период ясачного сословия

Известны следующие упоминания тептярей в документах:

  • в 1631—32 гг. тептяри, как и бобыли платили подворный ясак и 4 коп. подымных денег;
  • в 1734 г. проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие;
  • в 1747 г. тептярский ясак был заменен подушным налогом.

Административно тептяри с 30-х гг. XVIII в. делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимcкому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».

В 80-е гг. XVIII в. находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.

Период военно-служилого сословия

В 1790 г. тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк. Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля 1798 г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора. Позднее были сформированы еще 2 полка.

Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Платова.

Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском» от 31 октября 1855 г. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры».

Тептярское сословие (также как и сословия башкир и мещеряков) перестало существовать в 1863—1865 гг. в связи с упразднением Башкирского войска.

Численность

Численность тептярей по переписям:

  • в 1735 г. составляла 11 294,
  • в 1767 — 33 656,
  • в 1796 — 52 193,
  • в 1834 — 105 864,
  • в 1858 — 140 895 душ муж. пола.
  • в 1897 — 59 293 душ муж. пола; 117 773 всего

В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 г. — 27 387 человек. В настоящее время тептяри — часть татарского народа.

Считается, что отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, восприняли башкирское самосознание. Так, полностью перешли на восточный диалект башкирского языка учалинские тептяри. Однако в последнее время появились исследования, подвергающие сомнению их башкирское этническое самосознание.

Источники

  • Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
  • Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в). — Уфа: Китап, 2006.
  • Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320. — ISBN 5-900004-74-0
  • Ш. К. Ахметшин и Ш.А. Насеров. "Долг, отвага, честь (из серии "Татары на службе Отечеству"). Страницы истории татарских воинских частей в Российской армии и Императорской гвардии". М. 2006
  • Гумеров Ф.Х. Законы Российской империи о башкирах. Уфа, 1999
  • Исхаков Д.М. Тептяри. Опыт этностатистического изучения. Казань 2002
  • Якупов Р.И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, Гилем, 1998, ISBN 5-7501-0071-5
  • Якупов Р. И. Тептяри. Историко-этнологические очерки к проблеме генезиса этничности. М. "Старый сад", 2001 г. ISBN 5-89930-056-6