ТИПТӘР (Тептяри) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
м (Теории о происхождении названия)
м (переименовал Тептяри в ТИПТӘР (Тептяри))
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''ТЕПТЯРИ''' (самоназвание типтәр), субэтническая группа поволжско-приуральских [[татары|татар]] (в прошлом — социальная группа).
+
'''ТИПТӘР (Тептяри)'''
  
Общая численностей тептярей, по переписи 1926г. 27,4 тыс. чел., в последующих переписях не выделялись.
+
Субэтническая группа поволжско-приуральских [[татар]] — социальная группа
  
Живут в основном в Пермской обл., [[республика Татарстан|республике Татарстан]] и республике Башкортостан.  
+
Общая численностей тептярей, по переписи 1926 года 27,4 тыс.чел., в последующих переписях не выделялись
 +
 
 +
Живут в основном в Пермской области, [[Татарстан]]е и [[Башкортостан]]е.  
  
 
Этимология термина «тептяри» не ясна.  
 
Этимология термина «тептяри» не ясна.  
  
[[Татарский язык|Язык татарский]], среди тептярей распространён также башкирский язык. Верующие тептяри — мусульмане-[[сунниты]].  
+
[[Татарский язык]], среди тептярей распространён также [[башкирский язык]]. Верующие тептяри — [[мусульман]]е-[[сунниты]].  
  
 
В формировании этнокультурного облика тептярей решающую роль сыграли татары, башкиры при участии местного финно-угорского населения.  
 
В формировании этнокультурного облика тептярей решающую роль сыграли татары, башкиры при участии местного финно-угорского населения.  
Строка 13: Строка 15:
 
К середине XX в. растворились среди татарского и башкирского населения Среднего Поволжья и Приуралья.
 
К середине XX в. растворились среди татарского и башкирского населения Среднего Поволжья и Приуралья.
  
==История изучения вопроса. Теории происхождения.==
+
== Теории происхождения ==
Первые описатели края Г. Георги, П.Паллас, П.И. Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.<br>
+
Первые описатели края Г.Георги, П.Паллас, П.И.Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.<br>
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение:<blockquote>Тептяри или тептери, народность, живущая среди [[башкиры|башкир]] Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т. душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри </blockquote>
+
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение: Тептяри или тептери, народность, живущая среди [[башкир]] [[Оренбург]]ской, [[Уфимской]], Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т.душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри
Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям,  в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления [[Муфтий|муфтия]] [[Тевкелев, Салимгарей Шангареевич|Тевкелева]] и башкирского краеведа [[Уметбаев, Мухаммед-Салим Ишмухаммет улы|М. Уметбаева]]. Он приводит такое описание:
+
 
<blockquote>Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и  тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не  находится. <br>
+
Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям,  в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления [[муфтия]] Салимгарея Шангареевича Тевкелева и [[башкир]]ского краеведа [[Мухаммед-Салима Уметбаева]]. Он приводит такое описание:<br>
... Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К  первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.<br>
+
''Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и  тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не  находится. <br>...Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К  первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.<br>Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский...''<br><br>
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский...  
+
В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками. Среди современных авторов можно упомянуть А.З.Асфандиярова, Д.М.Исхакова, Р.И.Якупова.  
</blockquote>
 
В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками. Среди современных авторов можно упомянуть А.З. Асфандиярова, Д.М. Исхакова, Р.И. Якупова.  
 
 
В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы.
 
В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы.
Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу [[XVIII век|XVIII в.]] в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов. Существует точка зрения, что основой тептярей явилось татароязычное население [[Ногайская Орда|Ногайской Орды]], издавна проживавшее в Южном Предуралье, в отличие от финно-угроязычных, в основном, [[бобыль|бобылей]].
+
Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу XVШ века в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов. Существует точка зрения, что основой тептярей явилось татароязычное население [[Ногайской Орды]], издавна проживавшее в Южном Предуралье, в отличие от финно-угроязычных, в основном, бобылей.
  
 
== Теории о происхождении названия ==
 
== Теории о происхождении названия ==
Строка 29: Строка 29:
 
По происхождению термина "тептярь" нет единого мнения; было создано много гипотез. В настоящее время распространены две из них.  
 
По происхождению термина "тептярь" нет единого мнения; было создано много гипотез. В настоящее время распространены две из них.  
 
# Ряд исследователей выводит его от персидского "дэфтэр" — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П. И. Рычкова, В. Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
 
# Ряд исследователей выводит его от персидского "дэфтэр" — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П. И. Рычкова, В. Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
# Башкирский историк А. З. Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов "''тибе-тибеле-типтере''" в значении "вытеснять(ся)", "выталкивать(ся)", "быть отвергнутым".
+
# Башкирский историк А.З.Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов "''тибе-тибеле-типтере''" в значении "вытеснять(ся)", "выталкивать(ся)", "быть отвергнутым".
 +
 
  
==История сословия==
 
 
=== Период ясачного сословия ===
 
=== Период ясачного сословия ===
  
 
Известны следующие упоминания тептярей в документах:
 
Известны следующие упоминания тептярей в документах:
* в [[1631]]—32 гг. тептяри, как и [[бобыли]] платили подворный [[ясак]] и 4 коп. подымных денег;
+
* 1631—32 годы - тептяри, как и бобыли платили подворный [[ясак]] и 4 коп. подымных денег
* в [[1734]] г. проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие;
+
* 1734 год - проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие;
* в [[1747]] г. тептярский ясак был заменен подушным налогом.
+
* 1747 год - тептярский ясак был заменен подушным налогом.
Административно тептяри с 30-х гг. [[XVIII век|XVIII в.]] делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимcкому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».
+
Административно тептяри с 30-х гг. XVШ века делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимcкому и [[Мензелинск]]ому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».
  
В 80-е гг. [[XVIII век|XVIII в.]] находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями ([[башкиры|башкирами]], [[мишари|мишарями]], [[казаки|казаками]]) и государственными крестьянами.
+
В 80-е гг. XVШ века находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями ([[башкир]]ами, [[мишари|мишарями]], казаками) и [[государственными]] крестьянами.
  
 
=== Период военно-служилого сословия ===
 
=== Период военно-служилого сословия ===
  
В [[1790]] г. тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк.
+
* 1790 год - тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк.
Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля [[1798]] г. переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора.
+
* Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля 1798 года переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора.
Позднее были сформированы еще 2 полка.
+
* Позднее были сформированы еще 2 полка.
 
 
Во время [[Отечественная война 1812 года|Отечественной войны 1812 года]] 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса [[Платов, Матвей Иванович|атамана Платова]].
 
 
 
Законом «О присоединении тептярей и бобылей к [[Башкиро-мещерякское войско|Башкиро-мещерякскому войску]]» от 22 февраля [[1855]] г. тептярские полки были включены в [[кантонная система|кантонную систему]] Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на [[Башкирское войско]] Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском» от 31 октября [[1855]] г. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры».
 
  
Тептярское сословие (также как и сословия башкир и мещеряков) перестало существовать в 1863—1865 гг. в связи с упразднением Башкирского войска.
+
Во время [[Отечественной войны 1812 года]] 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Матвея Ивановича Платова.  
  
== Численность ==
+
Законом «О присоединении тептярей и бобылей к [[Башкиро-мещерякскому войску]]» от 22 февраля 1855 года тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на [[Башкир]]ское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска [[Башкир]]ским войском» от 31 октября 1855 года. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры».
  
Численность тептярей по переписям:
+
Тептярское сословие (также как и сословия башкир и мещеряков) перестало существовать в 1863—65 годы в связи с упразднением [[Башкир]]ского войска.
* в 1735 г. составляла 11 294,
 
* в 1767 — 33&nbsp;656,
 
* в 1796 — 52&nbsp;193,
 
* в 1834 — 105&nbsp;864,
 
* в 1858 — 140&nbsp;895 душ муж. пола.
 
* в 1897 — 59&nbsp;293 душ муж. пола; 117&nbsp;773 всего
 
  
В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 г. — 27 387 человекВ настоящее время тептяри — часть татарского народа.
+
* Численность тептярей по переписям:
 +
** 1735 - составляла 11 294
 +
** 1767 — 33 656
 +
** 1796 — 52 193
 +
** 1834 — 10 864
 +
** 1858 — 140 895 душ муж. пола.
 +
** 1897 — 59 293 душ муж. пола; 117 773 всего
 +
** В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года — 27 387 человек
 +
* В настоящее время тептяри — часть [[татар]]ского народа
  
Считается, что отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, восприняли башкирское самосознание. Так, полностью перешли на восточный диалект башкирского языка [[Учалы|учалинские тептяри]]. Однако в последнее время появились исследования, подвергающие сомнению их башкирское этническое самосознание.
+
Считается, что отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, восприняли башкирское самосознание. Так, полностью перешли на восточный диалект [[башкирского языка]] учалинские тептяри. Однако в последнее время появились исследования, подвергающие сомнению их башкирское этническое самосознание.
  
 
== Источники ==
 
== Источники ==
* Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
* Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI — первая половина XIX в). — Уфа: Китап, 2006.
+
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
* Ахмаров Г. Тептяри и их происхождение. — Казан: Хәтер, 2000. — С. 301—320. — ISBN 5-900004-74-0
+
* А.З.Асфандияров  «[[Башкирия]] после вхождения в состав [[России]]» (вторая половина XVI — первая половина XIX), [[Уфа]], Китап, 2006
* Ш. К. Ахметшин и Ш.А. Насеров. "Долг, отвага, честь (из серии "Татары на службе Отечеству"). Страницы истории татарских воинских частей в Российской армии и Императорской гвардии". М. 2006
+
* Г.Ахмаров «Тептяри и их происхождение» [[Казань]] Хәтер, 2000
* Гумеров Ф.Х. Законы Российской империи о башкирах. Уфа, 1999
+
* Ш.К.Ахметшин, Ш.А.Насеров. «Долг, отвага, честь (из серии «Татары на службе Отечеству»). Страницы истории татарских воинских частей в Российской армии и Императорской гвардии» [[Москва]], 2006
* Исхаков Д.М. Тептяри. Опыт этностатистического изучения. Казань 2002
+
* Ф.Х.Гумеров «Законы Российской империи о башкирах» [[Уфа]], 1999
* Якупов Р.И. Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема. Уфа, Гилем, 1998, ISBN 5-7501-0071-5
+
* Д.М.Исхаков «Тептяри. Опыт этностатистического изучения» [[Казань]], 2002
* Якупов Р. И. Тептяри. Историко-этнологические очерки к проблеме генезиса этничности. М. "Старый сад", 2001 г. ISBN 5-89930-056-6
+
* Р.И.Якупов «Тептяри. Этносоциальный феномен и научная проблема» [[Уфа]], Гилем, 1998
 +
* Р.И.Якупов «Тептяри. Историко-этнологические очерки к проблеме генезиса этничности» [[Москва]] "Старый сад", 2001
 +
[[Категория:Нации и народности]]

Текущая версия на 12:00, 30 ноября 2014

ТИПТӘР (Тептяри)

Субэтническая группа поволжско-приуральских татар — социальная группа

Общая численностей тептярей, по переписи 1926 года 27,4 тыс.чел., в последующих переписях не выделялись

Живут в основном в Пермской области, Татарстане и Башкортостане.

Этимология термина «тептяри» не ясна.

Татарский язык, среди тептярей распространён также башкирский язык. Верующие тептяри — мусульмане-сунниты.

В формировании этнокультурного облика тептярей решающую роль сыграли татары, башкиры при участии местного финно-угорского населения.

К середине XX в. растворились среди татарского и башкирского населения Среднего Поволжья и Приуралья.

Теории происхождения

Первые описатели края Г.Георги, П.Паллас, П.И.Рычков, и др. упоминают тептярей среди населения края.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона давал такое определение: Тептяри или тептери, народность, живущая среди башкир Оренбургской, Уфимской, Самарской, Пермской и Вятской губернии, в количестве 117 т.душ; образовалась из различных беглых элементов приволжских финнов и чуваш, с течением времени слившихся с башкирами. В законодательстве под именем «башкир из тептярей» подразумеваются и Тептяри

Этнограф Г.Ахмаров — автор одной из первых научных работ, посвящённых тептярям, в конце XIX века проанализировал и обобщил ранние упоминания в книгах, свои полевые наблюдения, впечатления муфтия Салимгарея Шангареевича Тевкелева и башкирского краеведа Мухаммед-Салима Уметбаева. Он приводит такое описание:
Тептяри делятся по национальностям на тептярей-татар, тептярей-черемис и тептярей-вотяков. Прочих инородцев, а также и русских, в числе тептярей не находится.
...Тептяри делятся также и по вероисповеданиям — на мусульман и не мусульман. К первой группе относятся тептяри-татары, ко второй — язычники черемисы и вотяки.
Вся масса тептярей-мусульман говорит татарским языком, близким к наречию казанских татар. По языку, наружности и обычаям они составляют тюркский элемент и ничем не отличаются от казанских татар. Внешний быт тептярей (постройки, костюм, утварь, пища и др.) тоже татарский...


В советское время вопрос изучался многими этнографами и историками. Среди современных авторов можно упомянуть А.З.Асфандиярова, Д.М.Исхакова, Р.И.Якупова. В настоящее время единого подхода так и не выработано, но преобладающей в литературе и наиболее обоснованной является точка зрения о смешанном составе тептяро-бобыльской группы. Среди этнических компонентов тептярей и бобылей сторонники указанной точки зрения чаще всего отмечают татар, чувашей и башкир (тюркоязычная группа), а также марийцев, удмуртов и мордву (финно-язычная группа). Внутреннее единство группы тептярей позволяет видеть в ней не только «особый разряд крестьян без различия национальностей», как думали некоторые исследователи, но и особую группу этнического характера (со своим субэтнонимом и групповым самосознанием), сложившуюся к концу XVШ века в результате смешения разных, преимущественно тюркоязычных, этнических компонентов. Существует точка зрения, что основой тептярей явилось татароязычное население Ногайской Орды, издавна проживавшее в Южном Предуралье, в отличие от финно-угроязычных, в основном, бобылей.

Теории о происхождении названия

По происхождению термина "тептярь" нет единого мнения; было создано много гипотез. В настоящее время распространены две из них.

  1. Ряд исследователей выводит его от персидского "дэфтэр" — тетрадь, список, реестр (Гайнутдин Ахмеров со ссылкой на П. И. Рычкова, В. Н. Витевский). Дореволюционные историки объясняли это тем, что именно в тетрадях владельцы вотчин регистрировали арендаторов из переселенцев.
  2. Башкирский историк А.З.Асфандияров предложил версию трансформации башкирских слов "тибе-тибеле-типтере" в значении "вытеснять(ся)", "выталкивать(ся)", "быть отвергнутым".


Период ясачного сословия

Известны следующие упоминания тептярей в документах:

  • 1631—32 годы - тептяри, как и бобыли платили подворный ясак и 4 коп. подымных денег
  • 1734 год - проводится перепись тепярей и бобылей и формируется сословие;
  • 1747 год - тептярский ясак был заменен подушным налогом.

Административно тептяри с 30-х гг. XVШ века делились на команды, управляемые старостами, сотниками, старшинами, и подчинялись Уфимcкому и Мензелинскому воеводам, Оренбургской комиссии. В документах этого времени часто встречается название сословия «тептяри и бобыли».

В 80-е гг. XVШ века находились в ведении Уфимской казенной палаты, По характеру повинностей и налогов тептяри в этот период занимали промежуточное положение между военно-служилыми сословиями (башкирами, мишарями, казаками) и государственными крестьянами.

Период военно-служилого сословия

  • 1790 год - тептяри были переведены в разряд военно-служилого сословия, был сформирован тептярский полк.
  • Законом «О разделении тептярскаго полка на два и о наполнении оных вновь избираемых из того же народа людьми.» от 12 июля 1798 года переводятся в подчинение Оренбургского военного губернатора.
  • Позднее были сформированы еще 2 полка.

Во время Отечественной войны 1812 года 1-й тептярский полк под командованием майора Темирова принял участие в боевых действиях в составе отдельного казачьего корпуса атамана Матвея Ивановича Платова.

Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску» от 22 февраля 1855 года тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-мещерякского войска. Позднее название было изменено на Башкирское войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском» от 31 октября 1855 года. В этот период встречается наименование сословий мишарей и тептярей как «ново-башкиры».

Тептярское сословие (также как и сословия башкир и мещеряков) перестало существовать в 1863—65 годы в связи с упразднением Башкирского войска.

  • Численность тептярей по переписям:
    • 1735 - составляла 11 294
    • 1767 — 33 656
    • 1796 — 52 193
    • 1834 — 10 864
    • 1858 — 140 895 душ муж. пола.
    • 1897 — 59 293 душ муж. пола; 117 773 всего
    • В последний раз тептяри были зафиксированы в переписи 1926 года — 27 387 человек
  • В настоящее время тептяри — часть татарского народа

Считается, что отдельные группы тептярей, жившие в плотном окружении башкир, восприняли башкирское самосознание. Так, полностью перешли на восточный диалект башкирского языка учалинские тептяри. Однако в последнее время появились исследования, подвергающие сомнению их башкирское этническое самосознание.

Источники