ТАТАРЛАР (Татары)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

ТАТАРЫ,

1) средневековая этнополитическая общность, сложившаяся в VII-XII вв. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.

Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. Кюль-Тегина стела); в китайских источниках 1-й половины IX в. — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).

В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XII вв. термином «Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта территория названа «Дешт-и-татар» («Страна татар»).

С конца XII в. татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с Чингисханом.

В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население Золотой Орды. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.

В России вплоть до начала XX в. термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.

2) Народ, основное население республики Татарстан, второй по численности (после русских) коренной народ в РФ.

Общая численность 6650 тыс. чел. (1989г.), в т.ч. в РФ — 5522 тыс., из них в республике Татарстан— 1765 тыс. чел.

Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.

Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические группы: казанских татар, касимовских татар, мишарей, тептярей.

Ряд современных тюркских народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с татарами в XIII-XV вв. общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (2-я половина XVIII— XIX вв.), обособились в самостоятельные этнические общности.

Язык — татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры).

Верующие татары в основном мусульмане - сунниты (см. Суннизм). Часть татар исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки).

Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.


По проблемам этногенеза татар существуют 3 основные концепции.

Первая — булгаро-татарская, согласно которой этнической основой татар являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население.

Ряд исследователей — А.-З. Валиди, Х.-Г Габаши, М.З. Закиев, Ф.И.Урманчеев и др. этногенез булгар возводят к древнейшим народам Евразии —скифам, сарматам, аланам (асам) и др.

В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в Волжской Булгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства и особых изменений не претерпели.

Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой булгар, народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназвание «булгар») вплоть до начала XX в.

Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е гг. в трудах Р.Фахретдина, Г.Ахмарова, Н.Н.Фирсова, М.Г.Худякова и др.

После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946г.) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах Х.Г.Гимади, А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, Л.З. Заляя. Г.В. Юсупова, А.Х. Халикова, М.З. Закиева и др.


Вторая — татаро-монгольская концепция.

Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татарской государственности и культуры.

Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — Н.А. Мажитова, В.Ф.Каховского, В.Д.Дмитриева,Н.И. Егорова, М.Р. Федотова и др.


Третья — тюрко-татарская концепция.

В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.

Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.

В качествеве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских и местных булгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.

В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.

В процессе их формирования к середине XIII в. исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские (найман, кунграт, кереит, табын, катай, мангыт, оглан, джалаир, уйшун и др.).

Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.

Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV в. новой этнополитической общности — татар.

Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. Поволжский тюрки).

В татарских гос-вах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV в.), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др.

Со 2-й половины XVI в., после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание — «мусульман».

Во 2-й половине XIX в., в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи (Ш. Марджани, Х.Атласи, Г. Исхаки и др.).

В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.

При переписи 1926г. назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.

Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях Г.С. Губайдуллина, А.Н. Курата, Н.А.Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, М.А.Усманова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Г. Мухамадиева, Н.Давлета, Д.М.Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.


Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.

Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.

Одновременно до начала XX в. в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.

Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.

Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.

Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX в. преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.

По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.

Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX в. основной огородной культурой становится картофель.

Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)

Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров, паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.

Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы.

Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.

С XVIII в. татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.

В качестве татарских торговых центров выделялись Казанская, Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.

В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.

Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.

В XVI-XIX вв. татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась мечеть, при ней — мектеб или медресе.

В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, х/б китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.

Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).

В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.

По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения —в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.

Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским государством (1552г.).

После Февральской революции 1917г. татары вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (см. Урало-Волжский Штат). В мае 1920г. была образована ТАССР (см. Республика Татарстан).

Источники:

  • Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл