ТАТАРЛАР (Татары) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(НОВОЕ В ОСВЕЩЕНИИ ИСТОРИИ ТАТАР)
Строка 161: Строка 161:
 
Замечательно также, что изложенное Г.Р Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ им. Ш. Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) "не замечаемого" официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими).
 
Замечательно также, что изложенное Г.Р Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ им. Ш. Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) "не замечаемого" официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими).
 
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, "факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Булгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно" (Мурад Аджи).
 
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, "факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Булгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно" (Мурад Аджи).
 +
 +
Minglewali

Версия 21:19, 29 мая 2010

ТАТАРЫ,

1) средневековая этнополитическая общность, сложившаяся в VII-XII вв. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.

Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. Кюль-Тегина стела); в китайских источниках 1-й половины IX в. — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).

В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XII вв. термином «Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта территория названа «Дешт-и-татар» («Страна татар»).

С конца XII в. татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с Чингисханом.

В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население Золотой Орды. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.

В России вплоть до начала XX в. термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.

2) Народ, основное население республики Татарстан, второй по численности (после русских) коренной народ в РФ.

Общая численность 6650 тыс. чел. (1989г.), в т.ч. в РФ — 5522 тыс., из них в республике Татарстан— 1765 тыс. чел.

Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.

Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические группы: казанских татар, касимовских татар, мишарей, тептярей.

Ряд современных тюркских народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с татарами в XIII-XV вв. общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (2-я половина XVIII— XIX вв.), обособились в самостоятельные этнические общности.

Язык — татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры).

Верующие татары в основном мусульмане - сунниты (см. Суннизм). Часть татар исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки).

Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.


По проблемам этногенеза татар существуют 3 основные концепции.

Первая — булгаро-татарская, согласно которой этнической основой татар являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население.

Ряд исследователей — А.-З. Валиди, Х.-Г Габаши, М.З. Закиев, Ф.И.Урманчеев и др. этногенез булгар возводят к древнейшим народам Евразии —скифам, сарматам, аланам (асам) и др.

В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в Волжской Булгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства и особых изменений не претерпели.

Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой булгар, народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназвание «булгар») вплоть до начала XX в.

Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е гг. в трудах Р.Фахретдина, Г.Ахмарова, Н.Н.Фирсова, М.Г.Худякова и др.

После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946г.) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах Х.Г.Гимади, А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, Л.З. Заляя. Г.В. Юсупова, А.Х. Халикова, М.З. Закиева и др.


Вторая — татаро-монгольская концепция.

Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татарской государственности и культуры.

Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — Н.А. Мажитова, В.Ф.Каховского, В.Д.Дмитриева,Н.И. Егорова, М.Р. Федотова и др.


Третья — тюрко-татарская концепция.

В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.

Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.

В качествеве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских и местных булгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.

В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.

В процессе их формирования к середине XIII в. исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские (найман, кунграт, кереит, табын, катай, мангыт, оглан, джалаир, уйшун и др.).

Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.

Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV в. новой этнополитической общности — татар.

Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. Поволжский тюрки).

В татарских гос-вах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV в.), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др.

Со 2-й половины XVI в., после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание — «мусульман».

Во 2-й половине XIX в., в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи (Ш. Марджани, Х.Атласи, Г. Исхаки и др.).

В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.

При переписи 1926г. назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.

Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях Г.С. Губайдуллина, А.Н. Курата, Н.А.Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, М.А.Усманова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Г. Мухамадиева, Н.Давлета, Д.М.Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.


Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.

Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.

Одновременно до начала XX в. в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.

Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.

Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.

Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX в. преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.

По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.

Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX в. основной огородной культурой становится картофель.

Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)

Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров, паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.

Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы.

Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.

С XVIII в. татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.

В качестве татарских торговых центров выделялись Казанская, Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.

В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.

Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.

В XVI-XIX вв. татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась мечеть, при ней — мектеб или медресе.

В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, х/б китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.

Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).

В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.

По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения —в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.

Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским государством (1552г.).

После Февральской революции 1917г. татары вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (см. Урало-Волжский Штат). В мае 1920г. была образована ТАССР (см. Республика Татарстан).

Источники:

  • Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл


НОВОЕ В ОСВЕЩЕНИИ ИСТОРИИ ТАТАР

Прочитал внимательно работы независимого татарского историка-исследователя Г. Еникеева, как его три книги, так и статьи, и полностью присоединяюсь к мнению тех, чьи отзывы и рецензии опубликованы на сайте "Татары Евразии (подлинная история)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1

Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Д.М. Исхаковым рецензии от Института истории им. Марджани АН РТ на первую книгу Г.Р. Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность" изложено, в частности, следующее: "В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа. Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа" (см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 ).

То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Г. Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П. Васильев (XIX в.), Л.Н. Гумилев, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в официальной исторической науке соответствующей прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П. Васильев, "ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых"), не позволило в должной мере "пробить себе дорогу" в науке точке зрения указанных ученых, которые, как выясняется при внимательном прочтении книг Г. Еникеева, были наиболее близки к истине в изучении и освещении истории татар, особенно как "домонгольского", так и "монгольского" периодов, и чьи выводы были наиболее обоснованы, как выясняетя благодаря книгам Г. Еникеева, как фактологически, так и логически.

Пожалуй, главная заслуга Г. Еникеева именно в том, что он смог заметить, "вытащить" из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, и собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Г. Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.

Замечательно также, что изложенное Г.Р Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ им. Ш. Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) "не замечаемого" официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими). Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, "факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Булгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно" (Мурад Аджи).

Minglewali