ТАТАРЛАР (Татары) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(История)
 
(не показаны 24 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''ТАТАРЫ''',  
+
[[Файл:Татары.jpg|400px|thumb|справа|<center>ТАТАРЛАР (Татары)</center>]]
 +
'''[http://tt.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%B0%D1%80 ТАТАРЛАР (Татары)]'''<br>
 +
Татары (татар, tatar, татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части [[Россия|России]], в Поволжье, Приуралье, в Сибири, [[Казахстан]]е, Средней Азии, Синьцзяне и на Дальнем Востоке.<br>
 +
Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72% населения России. Являются вторым по численности народом в [[Россия|Российской Федерации]] после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы:
 +
* татары волго-уральские
 +
* сибирские
 +
* астраханские
 +
* иногда выделяют польско-литовских татар
 +
Татары составляют более половины населения [[Татарстан|Республики Татарстан]] (53,15 % по переписи 2010 год).<br>
 +
[[Татарский язык]] относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта:
 +
* западный (мишарский)
 +
* казанский (средний)
 +
* восточный (сибирско-татарский)
 +
По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, а так же православные, атеисты и др.
 +
= История =
 +
Всем известно, что народ, живущий на территории современного [[Татарстан]]а, называют татарами. Но многие ли знают, что народ этот имеет очень мало общего с таким привычным для нас понятием, как монголо-татары, а также то, что гораздо раньше нашествия [[Чингисхан]]а междуречье [[Волги]] и [[Камы]] населяли жители огромного высокоразвитого [[государства]] — [[волжские]] [[БОЛГАРЫ (Булгары)]]. А ведь именно их нынешних потомков исторически правильно было бы называть не татарами, а [[БОЛГАРАМИ (Булгарами)]]…
 +
== Средневековая этнополитическая общность ==
 +
Сложилась в VП-XП веках. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.<br>
 +
Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. [[Кюль-Тегина стела]]); в китайских источниках 1-й половины IX века — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).<br>
 +
В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XП веках термином «Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре [[Махмуд Кашгари|Махмуда Кашгари]] эта территория названа «Дешт-и-татар (Страна татар)».<br>
 +
С конца XП века татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с [[Чингисхан|Чингисханом]].<br>
 +
В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население [[Золотая Орда|Золотой Орды]]. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.<br>
 +
В России вплоть до начала XX века термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.
 +
== Народ ==
 +
Основное население республики [[Татарстан]], после русских второй по численности коренной народ в [[Россия|Российской Федерации]].<br>
 +
Общая численность 6 650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в России — 5 522 тыс., из них в республике [[Татарстан]] — 1765 тыс. чел.<br>
 +
Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.<br>
 +
Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические группы:
 +
* [[казанские татары|казанских татар]]
 +
* [[касимовские татары|касимовских татар]]
 +
* [[мишари|мишарей]]
 +
* [[тептяри|тептярей]]<br>
 +
Ряд современных тюркских народов ([[крымские татары]], [[ногайцы]] и др.), связанные с татарами в XШ-XV веах общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (Вторая половина XVШ— XIX веков), обособились в самостоятельные этнические общности.<br>
 +
'''ЯЗЫК''' — татарский (см. [[Татарский язык]], [[Диалекты]], [[Говоры]]).<br>
 +
'''ВЕРА'''. Верующие татары в основном мусульмане - [[сунниты]] (см. [[Суннизм]]). Часть татар исповедует православие (см. [[Крещёные татары]], [[Нагайбаки]]).<br>
 +
Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в [[Казань|Казани]], [[Москва|Москве]], Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.<br>
 +
== Этногенез ==
 +
По проблемам этногенеза татар существуют три основные концепции:
 +
=== Первая ===
 +
[[Болгар]]о-[[татар]]ская (Булгаро-татарская) концепция.
 +
Согласно которой этнической основой [[татар]] являются [[болгары]] и тюркизированное местное финно-угорское население.<br>
 +
Ряд исследователей — [[Ахмад-Заки Валиди]], [[Хасан-Гата Габаши]], [[Мирфатых Закиев]], [[Фатых Урманчеев]] и др. этногенез [[БОЛГАР (Булгар)]] возводят к древнейшим народам Евразии — скифам, сарматам, аланам (асам) и др.<br>
 +
В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в [[Волжской Болгарии]] и в период [[Золотой Орды]], а также [[Казанского ханства]] и особых изменений не претерпели.<br>
 +
Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой болгарской народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназвание «[[болгар]] (булгар)») вплоть до начала XX века.<br>
 +
Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е годы в трудах [[Ризы Фахретдина]], [[Гайнетдина Ахмарова]], [[Николая Фирсова]], [[Михаила Худякова]] и др.<br>
 +
После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах [[Хайри Гимади]], А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, [[Латыфа Заляя]], [[Гаруна Юсупова]],  [[Альфреда Халикова]], [[Мирфатыха Закиева]] и др.
  
1) '''средневековая этнополитическая общность''', сложившаяся в VII-XII вв. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.
+
=== Вторая ===
 +
Татаро-монгольская концепция.<br>
 +
Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых  татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с [[кипчаки|кипчаками]] и приняв в период Золотой Орды [[ислам]], создали основу татарской государственности и культуры.<br>
 +
Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2 Нияза Мажитова], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Василия Каховского], В.Д.Дмитриева, Н.И.Егорова, М.Р.Федотова и др.
 +
=== Третья ===
 +
Тюрко-татарская концепция.<br>
 +
В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.<br>
 +
Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.<br>
 +
В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период [[Золотая Орда|Золотой Орды]], когда на основе пришлых  монголо-татарских и местных болгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.<br>
 +
В [[Золотая Орда|Золотой Орде]], особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые
 +
исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.<br>
 +
В процессе их формирования к середине XШ века исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские ([[Ногайская Орда|Найман]], [[Сибирское ханство|Кунграт]], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B8%D1%82%D1%8B Кереит], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%BD Табын], [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B9 Катай], [[Мангыт]], [[Оглан]], [[Джалаир]], [[Ногайская Орда|Уйшун]] и др.).<br>
 +
Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.<br>
 +
Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV веке новой этнополитической общности — татар.<br>
 +
Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. [[Поволжский тюрки]]).<br>
 +
В татарских государствах ([[Большая Орда]], [[Сибирское ханство|Сибирское]], [[Казанское ханство|Казанское]], [[Астраханское ханство|Астраханское]] и [[Касимовское ханство|Касимовское]] ханства, [[Ногайская Орда]] и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV век), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: [[астраханские  татары|астраханские]], [[казанские татары|казанские]], [[крымские  татары|крымские]], [[сибирские татары|сибирские]] татары и др.<br>
 +
Со второй половины XVI века, после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что  способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное
 +
самосознание — «мусульман».<br>
 +
Во второй половине XIX века, в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались  представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи ([[Шигабутдин Марджани]], [[Хади Атласи]], [[Гаяз Исхаки]] и др.).<br>
 +
В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.<br>
 +
При переписи 1926 года назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.<br>
 +
Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях  [[Газиза Губайдуллина]], [[Акдеса Курата]], [[Николая Баскакова]], Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, [[Миркасыма Усманова]], [[Равиля Фахрутдинова]], [[Азгара Мухамадиева]], [[Надира Давлета]], [[Дамира Исхакова]], [[Юлая Шамильоглу]] и др.
  
Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. [[Кюль-Тегина стела]]); в китайских источниках 1-й половины IX в. — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).
+
= Занятия =
 
+
* Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное  земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.
В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XII вв. термином
+
* Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.  
«Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре [[Махмуд Кашгари|Махмуда Кашгари]] эта территория названа «Дешт-и-татар» («Страна татар»).
+
* Одновременно до начала XX века в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.  
 
+
* Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.
С конца XII в. татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с [[Чингисхан|Чингисханом]].
+
* Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.  
 
+
* Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX века преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.
В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население [[Золотая Орда (Алтын Урда)|Золотой Орды]]. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.
+
* По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.  
 
+
* Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX века основной огородной культурой становится картофель.
В России вплоть до начала XX в. термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.
+
* Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)  
 
+
* Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров,
2) '''Народ''', основное население республики Татарстан, второй по численности (после русских) коренной народ в РФ.
 
 
 
Общая численность 6650 тыс. чел. (1989г.), в т.ч. в РФ — 5522 тыс., из них в республике Татарстан— 1765 тыс. чел.
 
 
 
Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.
 
 
 
Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются
 
поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические
 
группы: [[казанские татары|казанских татар]], [[касимовские татары|касимовских татар]], [[мишари|мишарей]], [[тептяри|тептярей]].
 
 
 
Ряд современных тюркских народов ([[крымские татары]], [[ногайцы]] и др.), связанные с татарами в XIII-XV вв. общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (2-я половина XVIII— XIX вв.), обособились в самостоятельные этнические общности.
 
 
 
Язык — татарский (см. [[Татарский язык]], [[Диалекты]], [[Говоры]]).
 
 
 
Верующие татары в основном мусульмане - [[сунниты]] (см. [[Суннизм]]). Часть татар исповедует православие (см. [[Крещёные татары]], [[Нагайбаки]]).
 
 
 
Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в [[Казань|Казани]], Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.
 
 
 
 
 
По проблемам этногенеза татар существуют '''3 основные концепции'''.
 
 
 
'''Первая''' — булгаро-татарская, согласно которой этнической основой татар являются [[булгары]] и тюркизированное местное финно-угорское население.
 
 
 
Ряд исследователей — [[Валиди (Валидов), Ахмад-Заки|А.-З. Валиди]], [[Габаши, Хасан-Гата|Х.-Г Габаши]], [[Закиев, Мирфатых Закиевич|М.З. Закиев]], [[Урманчеев, Фатых Ибрагимович|Ф.И.Урманчеев]] и др. этногенез булгар возводят к древнейшим народам Евразии —скифам, сарматам, аланам (асам) и др.
 
 
 
В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в [[Волжская Булгария|Волжской Булгарии]] и в период Золотой Орды, а также [[Казанское ханство|Казанского ханства]] и особых изменений не
 
претерпели.
 
 
 
Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой булгар,
 
народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и  сохранялись (включая и самоназвание «булгар») вплоть до начала XX в.
 
 
 
Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е гг. в трудах [[Фахретдин, Ризаэтдин (Риза)|Р.Фахретдина]], [[Ахмаров, Гайнетдин |Г.Ахмарова]], [[Фирсов, Николай Николаевич|Н.Н.Фирсова]], [[Худяков, Михаил Георгиевич|М.Г.Худякова]] и др.
 
 
 
После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946г.) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах
 
[[Гимади, Хайри|Х.Г.Гимади]], А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, [[Заляй, Латыф Залялетдинович|Л.З. Заляя]]. [[Юсупов, Гарун Валеевич|Г.В. Юсупова]],  [[Халиков, Альфред Хасанович|А.Х. Халикова]], [[Закиев, Мирфатых Закиевич|М.З. Закиева]] и др.
 
 
 
 
 
'''Вторая''' — татаро-монгольская концепция.
 
 
 
Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых  татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с [[кипчаки|кипчаками]] и приняв в период Золотой Орды [[ислам]], создали основу татарской государственности и культуры.
 
 
 
Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — Н.А. Мажитова, В.Ф.Каховского, В.Д.Дмитриева,Н.И. Егорова, М.Р. Федотова и др.
 
 
 
 
 
'''Третья''' — тюрко-татарская концепция.
 
 
 
В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.
 
 
 
Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.
 
 
 
В качествеве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых  монголо-татарских и местных булгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.
 
 
 
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые
 
исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.
 
 
 
В процессе их формирования к середине XIII  в. исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские (найман, кунграт, кереит, табын, катай, мангыт, оглан, джалаир, уйшун и др.).
 
 
 
Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало  формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.
 
 
 
Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV в. новой этнополитической общности — татар.
 
 
 
Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. [[Поволжский тюрки]]).
 
 
 
В татарских гос-вах ([[Большая Орда]], [[Сибирское ханство|Сибирское]], [[Казанское ханство|Казанское]], [[Астраханское ханство|Астраханское]] и [[Касимовское ханство|Касимовское]] ханства, [[Ногайская Орда]] и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV в.), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: [[астраханские  татары|астраханские]], [[казанские татары|казанские]], [[крымские  татары|крымские]], [[сибирские татары|сибирские]] татары и др.
 
 
 
Со 2-й половины XVI в., после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что  способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских
 
и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное
 
самосознание — «мусульман».
 
 
 
Во 2-й половине XIX в., в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались  представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была  воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи ([[Марджани, Шигабутдин|Ш. Марджани]],[[Атласов, Хади Мифтахутдинович (Хади Атласи)| Х.Атласи]], [[Исхаки (Исхакый) (Исхаков), Гаяз (Мухамметгаяз) Гилязетдин улы|Г. Исхаки]] и др.).
 
 
 
В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.
 
 
 
При переписи 1926г. назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.
 
 
 
Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях [[Губайдуллин, Газиз Салихович|Г.С. Губайдуллина]], [[Курат, Акдес Нигмат|А.Н. Курата]], [[Баскаков, Николай Александрович|Н.А.Баскакова]], [[Ш.Ф. Мухамедьярова]], Р.Г. Кузеева, [[Усманов, Миркасым  Абдулахатович|М.А.Усманова]], [[Фахрутдинов, Равиль Габдрахманович|Р.Г. Фахрутдинова]], [[Мухамадиев, Азгар Гатауллович|А.Г. Мухамадиева]], [[Давлет, Надир|Н.Давлета]], [[Исхаков, Дамир Мавлявеевич|Д.М.Исхакова]], [[Шамильоглу, Юлай|Ю. Шамильоглу]] и др.
 
 
 
----
 
 
 
Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное  земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.  
 
 
 
Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу
 
мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.  
 
 
 
Одновременно до начала XX в. в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.  
 
 
 
Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу,  
 
гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.
 
 
 
Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.  
 
 
 
Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX в. преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.
 
 
 
По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты  
 
слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.  
 
 
 
Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX в. основной огородной культурой становится картофель.  
 
 
 
Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)  
 
 
 
Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров,
 
 
паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.  
 
паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.  
 +
* Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы.
 +
* Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.
 +
* С XVШ века татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.<br>
 +
В качестве татарских торговых центров выделялись [[Казанская губерния|Казанская]], Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.
 +
= Поселения =
 +
В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.<br>
 +
Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.<br>
 +
В XVI-XIX веках татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась [[мечеть]], при ней —  [[мектеб]] (школа) или [[медресе]].
 +
= Одежда и питание =
 +
В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, хлопчатобумажная китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.<br>
 +
Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и  полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).<br>
 +
В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.<br>
 +
По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения — в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды ([[сабантуй]], [[джиен]], [[нардуган]] и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.
 +
= Влияния =
 +
* Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским государством в 1552 году.
 +
* После Февральской революции 1917 года татары вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности ([[Урало-Волжский Штат]]). В мае 1920 года была образована [[Татарстан|Татарская АССР]].
 +
== Новое в освещении истории [[татар]] ==
 +
Прочитал внимательно работы независимого татарского историка-исследователя [http://www.mtss.ru/pages/conf250209er.htm Гали Рашитовича Еникеева], как его три книги, так и статьи, и полностью присоединяюсь к мнению тех, чьи отзывы и рецензии опубликованы на сайте [http://tartareurasia.ucoz.com/ «Татары Евразии (подлинная история)»].<br>
 +
Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук [[Дамиром Исхаковым]] рецензии от [[Института истории Академии наук Республики Татарстан имени Шигабутдина Марджани]] на первую книгу Гали Еникеева «Чингиз-хан и татары: мифы и реальность» изложено, в частности, [http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 следующее]: «'''В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа. Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа'''».<br>
 +
То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Гали Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П.Васильев (XIX век), [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Лев Гумилёв], [[Ахмад-Заки Валиди]] и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в официальной исторической науке соответствующей прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П.Васильев, «ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых»), не позволило в должной мере «пробить себе дорогу» в науке точке зрения указанных ученых, которые, как выясняется при внимательном прочтении книг Гали Еникеева, были наиболее близки к истине в изучении и освещении истории татар, особенно  как «домонгольского», так и «монгольского» периодов, и чьи выводы были наиболее обоснованы, как выясняется благодаря книгам Гали Еникеева, как фактологически, так и логически.<br>
 +
Пожалуй, главная заслуга Гали Еникеева именно в том, что он смог заметить, «вытащить» из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Гали Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.<br>
 +
Замечательно также, что изложенное Гали Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ имени [[Шигабутдина Марджани]]), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) «не замечаемого» официальными историками, при том, что особенно интересно, [[татар]]скими.<br>
 +
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, «факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Болгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно» ([http://www.adji.ru/about.html Мурад Аджи]).<br>
 +
В Год Татарской истории (2012) вышли 2-я и 3-я книги серии «[[Татар]]ский след в истории [[России]] и Евразии» - «Великая Орда: друзья, враги и наследники» и «Наследие [[татар]]».<br>
 +
В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.<br>
 +
Автор книг - независимый [[татар]]ский историк Гали Еникей - Гали Рашитович Еникеев (Гали Рашит улы Еникей). Книга «Наследие [[татар]]» написана им в соавторстве с Ш.Китабчы.<br>
 +
Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте: [http://tartareurasia.ucoz.com/publ «ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)»] <br> 
 +
Книга «НАСЛЕДИЕ ТАТАР» вышла также  в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на [[русском]] и английском языках: [http://www.smashwords.com/profile/view/MIG17 "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website]
 +
* [[Татар]]ские организации в различных городах и странах см. в соответствующей категории проекта.
  
Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий,  лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.),
+
== Источники ==
рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный,
+
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
золотошвейный промыслы.
+
* «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 
+
[[Категория:Нации и народности]]
Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая  деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.
 
 
 
С XVIII в. татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.
 
 
 
В качестве татарских торговых центров выделялись Казанская, Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.
 
 
 
В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.
 
 
 
Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.
 
 
 
В XVI-XIX вв. татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным
 
отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась [[мечеть]], при ней —  [[мектеб]] или [[медресе]].
 
 
 
В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, х/б китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.
 
 
 
Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и  полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).
 
 
 
В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.
 
 
 
По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения —в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды ([[сабантуй]], [[джиен]], [[нардуган]] и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.
 
 
 
Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после  завоевания Казанского ханства Русским государством (1552г.).
 
 
 
После Февральской революции 1917г. татары вступили в активную борьбу за  возрождение своей государственности (см. [[Урало-Волжский Штат]]). В мае 1920г. была образована ТАССР (см. [[Республика Татарстан]]).
 
 
 
==Источники:==
 
*Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
 
 
 
 
 
== НОВОЕ В ОСВЕЩЕНИИ ИСТОРИИ ТАТАР ==
 
Прочитал внимательно работы независимого татарского историка-исследователя Г. Еникеева, как его три книги, так и статьи, и полностью присоединяюсь к мнению тех, чьи отзывы и рецензии опубликованы на  сайте "Татары Евразии (подлинная история)": http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1
 
 
 
Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Д.М. Исхаковым рецензии от Института истории им. Марджани АН РТ на первую книгу Г.Р. Еникеева "Чингиз-хан и татары: мифы и реальность"  изложено, в частности, следующее: "'''В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа'''. '''Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа'''" (см. http://tartareurasia.ucoz.com/publ/1-1-0-1 ).
 
 
 
То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Г. Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П. Васильев (XIX в.), Л.Н. Гумилев, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в официальной исторической науке соответствующей прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П. Васильев, "ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых"), не позволило в должной мере "пробить себе дорогу" в науке  точке зрения указанных ученых, которые, как выясняется при внимательном прочтении книг Г. Еникеева, были наиболее близки к истине в изучении и освещении истории татар, особенно  как "домонгольского", так и "монгольского" периодов, и чьи выводы были наиболее обоснованы, как выясняетя благодаря книгам Г. Еникеева, как фактологически, так и логически.
 
 
 
Пожалуй, главная заслуга Г. Еникеева именно в том, что он смог заметить, "вытащить" из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, и собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Г. Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.
 
 
 
Замечательно также, что изложенное Г.Р Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ им. Ш. Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) "не замечаемого" официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими).
 
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, "факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Булгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно" (Мурад Аджи).
 

Текущая версия на 16:39, 25 января 2015

ТАТАРЛАР (Татары)

ТАТАРЛАР (Татары)
Татары (татар, tatar, татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне и на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72% населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы:

  • татары волго-уральские
  • сибирские
  • астраханские
  • иногда выделяют польско-литовских татар

Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год).
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта:

  • западный (мишарский)
  • казанский (средний)
  • восточный (сибирско-татарский)

По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, а так же православные, атеисты и др.

История

Всем известно, что народ, живущий на территории современного Татарстана, называют татарами. Но многие ли знают, что народ этот имеет очень мало общего с таким привычным для нас понятием, как монголо-татары, а также то, что гораздо раньше нашествия Чингисхана междуречье Волги и Камы населяли жители огромного высокоразвитого государстваволжские БОЛГАРЫ (Булгары). А ведь именно их нынешних потомков исторически правильно было бы называть не татарами, а БОЛГАРАМИ (Булгарами)

Средневековая этнополитическая общность

Сложилась в VП-XП веках. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.
Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. Кюль-Тегина стела); в китайских источниках 1-й половины IX века — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).
В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XП веках термином «Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта территория названа «Дешт-и-татар (Страна татар)».
С конца XП века татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с Чингисханом.
В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население Золотой Орды. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.
В России вплоть до начала XX века термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.

Народ

Основное население республики Татарстан, после русских второй по численности коренной народ в Российской Федерации.
Общая численность 6 650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в России — 5 522 тыс., из них в республике Татарстан — 1765 тыс. чел.
Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.
Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические группы:

Ряд современных тюркских народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с татарами в XШ-XV веах общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (Вторая половина XVШ— XIX веков), обособились в самостоятельные этнические общности.
ЯЗЫК — татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры).
ВЕРА. Верующие татары в основном мусульмане - сунниты (см. Суннизм). Часть татар исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки).
Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.

Этногенез

По проблемам этногенеза татар существуют три основные концепции:

Первая

Болгаро-татарская (Булгаро-татарская) концепция. Согласно которой этнической основой татар являются болгары и тюркизированное местное финно-угорское население.
Ряд исследователей — Ахмад-Заки Валиди, Хасан-Гата Габаши, Мирфатых Закиев, Фатых Урманчеев и др. этногенез БОЛГАР (Булгар) возводят к древнейшим народам Евразии — скифам, сарматам, аланам (асам) и др.
В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в Волжской Болгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства и особых изменений не претерпели.
Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой болгарской народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназвание «болгар (булгар)») вплоть до начала XX века.
Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е годы в трудах Ризы Фахретдина, Гайнетдина Ахмарова, Николая Фирсова, Михаила Худякова и др.
После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах Хайри Гимади, А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, Латыфа Заляя, Гаруна Юсупова, Альфреда Халикова, Мирфатыха Закиева и др.

Вторая

Татаро-монгольская концепция.
Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татарской государственности и культуры.
Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — Нияза Мажитова, Василия Каховского, В.Д.Дмитриева, Н.И.Егорова, М.Р.Федотова и др.

Третья

Тюрко-татарская концепция.
В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.
Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.
В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских и местных болгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.
В процессе их формирования к середине XШ века исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские (Найман, Кунграт, Кереит, Табын, Катай, Мангыт, Оглан, Джалаир, Уйшун и др.).
Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.
Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV веке новой этнополитической общности — татар.
Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. Поволжский тюрки).
В татарских государствах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV век), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др.
Со второй половины XVI века, после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание — «мусульман».
Во второй половине XIX века, в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи (Шигабутдин Марджани, Хади Атласи, Гаяз Исхаки и др.).
В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.
При переписи 1926 года назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.
Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях Газиза Губайдуллина, Акдеса Курата, Николая Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, Миркасыма Усманова, Равиля Фахрутдинова, Азгара Мухамадиева, Надира Давлета, Дамира Исхакова, Юлая Шамильоглу и др.

Занятия

  • Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.
  • Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.
  • Одновременно до начала XX века в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.
  • Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.
  • Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.
  • Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX века преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.
  • По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.
  • Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX века основной огородной культурой становится картофель.
  • Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)
  • Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров,

паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.

  • Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы.
  • Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.
  • С XVШ века татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.

В качестве татарских торговых центров выделялись Казанская, Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.

Поселения

В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.
Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.
В XVI-XIX веках татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась мечеть, при ней — мектеб (школа) или медресе.

Одежда и питание

В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, хлопчатобумажная китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.
Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).
В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.
По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения — в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.

Влияния

  • Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским государством в 1552 году.
  • После Февральской революции 1917 года татары вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (Урало-Волжский Штат). В мае 1920 года была образована Татарская АССР.

Новое в освещении истории татар

Прочитал внимательно работы независимого татарского историка-исследователя Гали Рашитовича Еникеева, как его три книги, так и статьи, и полностью присоединяюсь к мнению тех, чьи отзывы и рецензии опубликованы на сайте «Татары Евразии (подлинная история)».
Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Дамиром Исхаковым рецензии от Института истории Академии наук Республики Татарстан имени Шигабутдина Марджани на первую книгу Гали Еникеева «Чингиз-хан и татары: мифы и реальность» изложено, в частности, следующее: «В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа. Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа».
То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Гали Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П.Васильев (XIX век), Лев Гумилёв, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в официальной исторической науке соответствующей прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П.Васильев, «ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых»), не позволило в должной мере «пробить себе дорогу» в науке точке зрения указанных ученых, которые, как выясняется при внимательном прочтении книг Гали Еникеева, были наиболее близки к истине в изучении и освещении истории татар, особенно как «домонгольского», так и «монгольского» периодов, и чьи выводы были наиболее обоснованы, как выясняется благодаря книгам Гали Еникеева, как фактологически, так и логически.
Пожалуй, главная заслуга Гали Еникеева именно в том, что он смог заметить, «вытащить» из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Гали Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.
Замечательно также, что изложенное Гали Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ имени Шигабутдина Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) «не замечаемого» официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими.
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, «факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Болгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно» (Мурад Аджи).
В Год Татарской истории (2012) вышли 2-я и 3-я книги серии «Татарский след в истории России и Евразии» - «Великая Орда: друзья, враги и наследники» и «Наследие татар».
В этом году эти книги изданы дополнительными тиражами. Книги этой серии издаются на средства, собранные татарским народом, вернее, на средства татарских подвижников-каhарманов.
Автор книг - независимый татарский историк Гали Еникей - Гали Рашитович Еникеев (Гали Рашит улы Еникей). Книга «Наследие татар» написана им в соавторстве с Ш.Китабчы.
Главы из книг этой серии, обложки и оглавления, а также отзывы мыслящих и уважаемых аксакалов татарского мира на эти книги о подлинной истории татар опубликованы на сайте: «ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)»
Книга «НАСЛЕДИЕ ТАТАР» вышла также в электронном виде, в кратком варианте, но со всеми картами и иллюстрациями, что и в полном варианте, на русском и английском языках: "Forgotten Heritage of Tatars" (by Galy Yenikeyev). It's on Smashwords company website

  • Татарские организации в различных городах и странах см. в соответствующей категории проекта.

Источники