ТАТАРЛАР (Татары) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Новое в освещении татар)
(Новое в освещении татар)
Строка 100: Строка 100:
 
Пожалуй, главная заслуга Гали Еникеева именно в том, что он смог заметить, «вытащить» из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Гали Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.<br>
 
Пожалуй, главная заслуга Гали Еникеева именно в том, что он смог заметить, «вытащить» из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Гали Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.<br>
 
Замечательно также, что изложенное Гали Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ имени [[Марджани, Шигабутдин|Шигабутдина Марджани]]), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) «не замечаемого» официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими).
 
Замечательно также, что изложенное Гали Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ имени [[Марджани, Шигабутдин|Шигабутдина Марджани]]), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) «не замечаемого» официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими).
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, «факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Болгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно» ([http://www.adji.ru/ Мурад Аджи]).<br>'''Minglewali'''
+
Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, «факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Болгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно» ([http://www.adji.ru/about.html Мурад Аджи]).<br>'''Minglewali'''
  
 
= Организации татар =
 
= Организации татар =

Версия 15:36, 19 ноября 2012

ТАТАРЛАР (Татары)
Татары (татар, tatar, татарлар, tatarlar) — тюркский народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, Синьцзяне и на Дальнем Востоке.
Численность в России составляет 5310,6 тыс. человек (перепись населения 2010 года) — 3,72% населения России. Являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы:

  • татары волго-уральские
  • сибирские
  • астраханские
  • иногда выделяют польско-литовских татар

Татары составляют более половины населения Республики Татарстан (53,15 % по переписи 2010 год).
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта:

  • западный (мишарский)
  • казанский (средний)
  • восточный (сибирско-татарский)

По религиозному признаку в основном мусульмане-сунниты, а так же православные, атеисты и др.

История

Средневековая этнополитическая общность

Сложилась в VП-XП веках. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни.
Впервые упоминается в древне-тюркских памятниках как племенное объединение «отуз татар» (см. Кюль-Тегина стела); в китайских источниках 1-й половины IX века — как северный кочевой народ «да-да» («та-та»).
В мусульманской (тюркской, персидской) письменной традиции XI-XП веках термином «Татар» обозначается население Восточного Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта территория названа «Дешт-и-татар (Страна татар)».
С конца XП века татары были вовлечены в процесс создания Монгольского государства во главе с Чингисханом.
В средневековых арабо-персидских источниках татарами называется население Золотой Орды. В том же смысле понятие «татары» закрепилось в западно-европейской и российской историографии.
В России вплоть до начала XX века термин «татары» использовался в более широком смысле — для обозначения в основном мусульманских народов Волго-Уральского региона, Южной Сибири, Северного Кавказа и Крыма.

Народ

Основное население республики Татарстан, после русских второй по численности коренной народ в Российской Федерации.
Общая численность 6 650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в России — 5 522 тыс., из них в республике Татарстан — 1765 тыс. чел.
Татары делятся на 3 основные этнотерриториальные группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтническая группа — польско-литовских татар.
Самой большой по численности этнотерриториальной группой являются поволжско-приуральские татары (свыше 4000 тыс. чел.), включающие субэтнические группы:

Ряд современных тюркских народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с татарами в XШ-XV веах общим происхождением, позднее, в процессе формирования татарской нации (Вторая половина XVШ— XIX веков), обособились в самостоятельные этнические общности.
ЯЗЫК — татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры).
ВЕРА. Верующие татары в основном мусульмане - сунниты (см. Суннизм). Часть татар исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки).
Современные религиозные центры татар-мусульман — муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.

Этногенез

По проблемам этногенеза татар существуют три основные концепции:

Первая

Болгаро-татарская (Булгаро-татарская) концепция. Согласно которой этнической основой татар являются болгары и тюркизированное местное финно-угорское население.
Ряд исследователей — Ахмад-Заки Валиди, Хасан-Гата Габаши, Мирфатых Закиев, Фатых Урманчеев и др. этногенез болгар (булгар) возводят к древнейшим народам Евразии —скифам, сарматам, аланам (асам) и др.
В соответствии с этой концепцией основные этнокультурные традиции татар сформировались в Волжской Булгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства и особых изменений не претерпели.
Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой болгарской народности на различные этнотерриториальные группы. Однако в период Казанского ханства домонгольские этнокультурные традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназвание «болгар (булгар)») вплоть до начала XX века.
Эта концепция в основных чертах была сформулирована в 1920-е годы в трудах Ризы Фахретдина, Гайнетдина Ахмарова, Николая Фирсова, Михаила Худякова и др.
После постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации» и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась в качестве официальной точки зрения и разрабатывалась в трудах Хайри Гимади, А.П.Смирнова, Н.Ф.Калинина, Латыфа Заляя, Гаруна Юсупова, Альфреда Халикова, Мирфатыха Закиева и др.

Вторая

Татаро-монгольская концепция.
Основывается на представлениях о переселении в Восточную Европу кочевых татаро-монгольских племён, которые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татарской государственности и культуры.
Основные положения этой концепции нашли отражение в трудах татарских, русских, башкирских и чувашских историков и языковедов — Нияза Мажитова, Василия Каховского, В.Д.Дмитриева, Н.И.Егорова, М.Р.Федотова и др.

Третья

Тюрко-татарская концепция.
В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских государственных объединений в этногенезе татарского народа.
Основными элементами этнической истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, исторических представлениях и традициях), религию, государственность, письменную культуру и систему образования.
В качестве ключевого момента этнической истории татарского этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татарских и местных болгарских и кипчакских традиций возникли новая государственность, культура, литературный язык.
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые исторические традиции и татарское этнополитическое самосознание.
В процессе их формирования к середине XШ века исчезли местные домонгольские племенные названия, произошла замена их на тюрко-монгольские (Найман, Кунграт, Кереит, Табын, Катай, Мангыт, Оглан, Джалаир, Уйшун и др.).
Стержнем основных культурно-исторических процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнической культуры военно-служилой знати, в которой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими.
Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилого сословия, мусульманского духовенства и формированию к XIV веке новой этнополитической общности — татар.
Одновременно в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм литературного языка (см. Поволжский тюрки).
В татарских государствах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (XV век), началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др.
Со второй половины XVI века, после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татарского населения и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, что способствовало языковому и культурному сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание — «мусульман».
Во второй половине XIX века, в условиях начавшегося развития буржуазных социально-экономических отношений и подъёма национальной культуры (особенно заметного в среде татар Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культурно-историческом единстве татарского этноса, была воссоздана историческая традиция в форме татарской идеи (Шигабутдин Марджани,Хади Атласи, Гаяз Исхаки и др.).
В этот период высокоразвитая культура (система образования, литературный язык, книгоиздание и периодическая печать) казанско-татарского этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих других тюрко-мусульманских народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех основных этнотерриториальных групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации.
При переписи 1926 года назвали себя татарами 88% татарского населения СССР. Часть поволжско-приуральских татар считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских — ногайцами, карагашами, сибирских — бухарцами и т.д.
Тюрко-татарская концепция происхождения татарского народа обоснована в исследованиях Газиза Губайдуллина, Акдеса Курата, Николая Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, Миркасыма Усманова, Равиля Фахрутдинова, Азгара Мухамадиева, Надира Давлета, Дамира Исхакова, Юлая Шамильоглу и др.

Занятия

  • Традиционными занятиями татар, унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее ведущую роль в хозяйстве, скотоводство, охота, бортничество.
  • Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отдельными хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия.
  • Одновременно до начала XX века в юго-восточных районах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая.
  • Возделывали в основном рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю.
  • Скотоводство в хозяйствах татар (кроме астраханских и сибирских) занимало в основном подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней.
  • Подсобными занятиями татар являлись: пчеловодство (первоначально бортевое, с XIX века преимущественно пасечное), рыболовство, в основном любительское, у астраханских татар — промысловое; охота преимущественно любительская.
  • По сравнению с полеводством, садоводство и огородничество у татар были развиты слабо, за исключением населения Южного Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство — возделывание арбузов, дынь и др. — играло важную хозяйственную роль.
  • Из овощей татары выращивали в основном лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отдельных хозяйствах — огурцы, капусту, томаты. С середине XIX века основной огородной культурой становится картофель.
  • Население правобережных районов Волги занималось также и приусадебным садоводством (яблони, вишни, малина, смородина и др.)
  • Ремёсла — выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров,

паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья.

  • Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы.
  • Исстари традиционными для татар были торговля и торгово-посредническая деятельность; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована.
  • С XVШ века татары занимали ведущее место в торговле со Средней и Центральной Азией.

В качестве татарских торговых центров выделялись Казанская, Оренбургская губернии, Касимовский уезд Рязанской губернии.

Поселения

В условиях оседлой жизни татары имели в основном постоянное место поселения, но некоторые группы татар одновременно имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хозяйственной деятельности.
Основным типом жилища первоначально была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и каменные строения.
В XVI-XIX веках татары жили преимущественно в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом населенном пункте имелась мечеть, при ней — мектеб (школа) или медресе.

Одежда и питание

В одежде татар, как во всей материальной культуре, сочетались традиции степных кочевников и оседлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, хлопчатобумажная китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Средней Азии.
Для татр были характерны серебряные и золотые украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.).
В пище преобладали мучные и мясо-молочные изделия.
По мере проникновения европейской цивилизации в культуре татарского народа происходили значительные изменения — в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.

Влияния

  • Глубокие традиции государственности татарского народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским государством в 1552 году.
  • После Февральской революции 1917 года татары вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (Урало-Волжский Штат). В мае 1920 года была образована Татарская АССР.

Новое в освещении татар

Прочитал внимательно работы независимого татарского историка-исследователя Гали Рашитовича Еникеева, как его три книги, так и статьи, и полностью присоединяюсь к мнению тех, чьи отзывы и рецензии опубликованы на сайте «Татары Евразии (подлинная история)».
Следует заметить, что в подписанной доктором исторических наук Дамиром Исхаковым рецензии от Института истории имени Шигабутдина Марджани АН РТ на первую книгу Гали Еникеева «Чингиз-хан и татары: мифы и реальность» изложено, в частности, следующее: «В данной работе в научно-популярной форме излагается новая точка зрения, выработанная прогрессивными отечественными историками, на историю возникновения и развития татарского народа. Она является органичным, логически и фактологически обоснованным соединением и развитием известных «монгольской» и «тюркско-татарской» теорий о возникновении и развитии татарского народа».
То есть, как видим, новая точка зрения на историю возникновения и развития татарского народа, излагаемая в книгах и статьях Гали Еникеева, до него, в принципе, уже была выработана, был накоплен и оценен достаточный материал и сделаны соответствующие выводы по ключевым вопросам истории татар, при том такими серьезнейшими учеными, как академик-востоковед В.П.Васильев (XIX век), Лев Гумилёв, Ахмад-Заки Валиди и некоторые другие. Но, увы, полное засилье в официальной исторической науке соответствующей прозападной и прокитайской точек зрения (особенно точки зрения историков основателей Минской династии Китая, которые, как писал В.П.Васильев, «ввели в заблуждение и Рашид ад-Дина, и западных ученых»), не позволило в должной мере «пробить себе дорогу» в науке точке зрения указанных ученых, которые, как выясняется при внимательном прочтении книг Гали Еникеева, были наиболее близки к истине в изучении и освещении истории татар, особенно как «домонгольского», так и «монгольского» периодов, и чьи выводы были наиболее обоснованы, как выясняется благодаря книгам Гали Еникеева, как фактологически, так и логически.
Пожалуй, главная заслуга Гали Еникеева именно в том, что он смог заметить, «вытащить» из искусственно созданного забвения, досконально проанализировать, собрать системно и воедино результаты трудов этих прогрессивных отечественных историков относительно истории татар, и к тому же еще и подкрепить их новыми сведениями. Поэтому безусловным можно считать, что работы Гали Еникеева - это, по меньшей мере, значительный шаг вперед в изучении истории татар, теснейшим образом связанной с историей как России, так и всей Евразии, и соответственно, и в изучении истории России и Евразии.
Замечательно также, что изложенное Гали Еникеевым в его первой книге (эта работа прошла двойное официальное рецензирование в Институте истории АН РТ имени Шигабутдина Марджани), явилось фундаментом для содержания его последующих двух книг. В указанных книгах история татар освещается в большем хронологическом периоде и с привлечением дополнительного, более объемного материала по истории татар, кстати, также во многом (и основном) «не замечаемого» официальными историками, при том, что особенно интересно, татарскими (татарстанскими). Таким образом, вновь напрашивается вывод о том, что мы имеем еще один, причем весьма значительный, «факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Болгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно» (Мурад Аджи).
Minglewali

Организации татар

Источники

  • Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998