Камалетдинов Галиаскар Галиакберович — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
м
 
(не показано 12 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''КАМАЛ (Камалетдинов), Галиаскар Галиакберович''' (1879-1933гг.), драматург, театральный и общественный деятель, народный драматург ТАССР (1926г.).  
+
[[Файл:Галиаскар_Камал.jpg|300px|thumb|слева|<center>Галиәсгар Камал<br>(1979-1933)</center>]]
 
+
'''ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)<br>ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ'''<br>(1879-1933)<br>(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)<br><br>
Один из основоположников татарской драматургии и театра.  
+
Один из основоположников национальной журналистики, [[татарской]] драматургии и профессионального [[театр]]а, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, [[Герой Труда]], [[Народный драматург Татарской АССР]]
 
+
== Биография ==
Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной  действительности: «Несчастный юноша» («Бәхетсез егет», 2-я ред., 1908г.), «Первое представление» («Беренче театр», 1908г.), «Ради подарка» («Булэк очен», 1909г.), «Тайны нашего города» («Безнең шәhәрнең серләре», 1911г.), «Банкрот» (1911г.).  
+
* Родился в 25 декабря 1878 года (6 января 1879 года) в семье кустаря-меховщика в [[Казани]].  
 
+
* Детство провёл в родной деревне матери Түбән Масра (нынешний [[Арск]]ий район).
В основе пьес 1920-30-х гг. - борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового: «Милая Хафиза» («Хафизәләм иркәм», 1922г.), «Три жизни» («Оч тормыш», 1930г.), «Слепые мастера» («Күзсез мастерлар», 1930г.).  
+
* 1880-е годы - учился в:
 
+
** [[Медресе «ГОСМАНИЯ (Усмания)»]]
Пьесы Камала составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30-х гг.  
+
** [[Медресе «Халидия»]]
 
+
* 1889-97 годах - учился в [[Медресе]] «[[МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)]]».
С 1939г. имя Камала носит [[Татарский академический театр]].
+
** Одновременно изучает [[русский язык]] в трехклассном городском училище. В это же время он увлекся русской драматической литературой и театром, но больше всего его захватило общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока.
 
+
* 1901 год - выпускал [[газету]] «ТӘРӘККЫЙ (Прогресс)», организовал [[издательство]] «[[МӘГАРИФ (Просвещение)]]».
Переводы на татарский язык произведений Н.В.Гоголя, А.Н.Островского.  
+
* С 1906 года работал в [[газете]] «[[АЗАТ (Свобода)]]», затем — «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма.
 
+
* 1906 год - в [[Казани]] был дан первый открытый спектакль на [[татарском языке]]. Он принял в нём самое активное участие.
«Сочинения» («Әсәрләр», т. 1-3, 1978-81гг.).
+
* 1908-09 годы - был издателем и редактором сатирического [[журнал]]а «[[ЯШЕН (Молния)]]».
 
+
* 1907-17 годы - работал в [[газете]] «[[ЙОЛДЫЗ (Звезда)]]».
==Источники:==
+
* После Октябрьской революции он писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «[[ЭШ (Труд)]]» и «[[КЫЗЫЛ БАЙРАК (Красное Знамя)]]». Его вдохновителем и активным участником в этом деле был [[Габдулла Тукай]].
*Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл
+
* 1929 год - он отпраздновал 30-летний Юбилей своей литературной деятельности.
 
+
* Умер 16 июня 1933 года в [[Казани]].
[[Category:Драматурги]]
+
== Творчество ==
[[Category:Недооформленные статьи]]
+
[[Файл:Татарский_Государственный_Академический_Театр_Галиаскара_Камала.jpg|350px|thumb|справа|<center>Нынешнее здание театра Камала</center>]]
 +
* Первая пьеса называется «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история [[татарского]] [[театр]]а. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности [[труппы]] «[[САЙЯР (Странствующий)]]».
 +
* Комедия «[[БАНКРОТ]]», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей [[татарской]] драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье [[татарской]] буржуазии.
 +
* Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «[[АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)]]», организовал [[издательство]], занимался книжной торговлей.
 +
* Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой [[русской]] революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «[[БАНКРОТ]]» и другие.
 +
* Печатался с 1900 года.
 +
* Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара [[татарского]] профессионального [[театр]]а.
 +
* До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих.  
 +
* Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной  действительности.
 +
* В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.
 +
* Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов:
 +
** «[[БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)]]» (2-я ред., 1908)
 +
** «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
 +
** «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
 +
** «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
 +
** «[[БАНКРОТ]]» (1911)
 +
** «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
 +
** «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
 +
** «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
 +
* Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на [[татарский язык]]. Кроме того, он перевел с [[русского]] и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены:
 +
** «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя
 +
** «Гроза» А.Н.Островского
 +
** «На дне» А.М.Горького
 +
** «Скупой» Мольера
 +
* «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)
 +
== Признание ==
 +
* «[[Герой Труда]]» (июнь 1923)
 +
* [[Народный драматург Татарской АССР]] (1926)
 +
* С 1939 года его имя носит [[Татарский академический театр]]
 +
== Источники ==
 +
* «[[Татарский энциклопедический словарь]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 1999
 +
* А.Г.Ахмадуллин «[[Татарская энциклопедия]]» [[Казань]], [[Институт Татарской энциклопедии АН РТ]], 2002-14
 +
[[Категория:Актеры]][[Категория: Драматурги]] [[Категория: Журналисты]] [[Категория: Писатели]][[Категория: Народные драматурги Татарии]] [[Категория: Общественные и политические деятели‏‎]][[Категория:Татарский академический театр]]

Текущая версия на 10:50, 12 октября 2014

Галиәсгар Камал
(1979-1933)

ГАЛИӘСГАР КАМАЛ (Галиаскар Камал)
ГАЛИАСКАР ГАЛИАКБЕРОВИЧ КАМАЛЕТДИНОВ

(1879-1933)
(Галиәсгар Галиәкбәр улы Камалетдинов)

Один из основоположников национальной журналистики, татарской драматургии и профессионального театра, драматург, театральный и общественный деятель, публицист, Герой Труда, Народный драматург Татарской АССР

Биография

Творчество

Нынешнее здание театра Камала
  • Первая пьеса называется «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)», она была опубликована в 1900 году. С её постановки начинается история татарского театра. Как актер и драматург принимал активное участие в деятельности труппы «САЙЯР (Странствующий)».
  • Комедия «БАНКРОТ», как и «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)», являются одними из сильнейших комедий как его, так и всей татарской драматургии. В этих сюжетных комедиях, написанных с большим мастерством, с необычайной силой изображаются дикость, бескультурье татарской буржуазии.
  • Широко вел просветительскую деятельность. Он редактировал демократическую газету «АЗАТ ХАЛЫК (Свободный народ)», организовал издательство, занимался книжной торговлей.
  • Его творческая деятельность приобретает размах после 1905 года, когда под впечатлением первой русской революции он написал пьесы «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)», «БАНКРОТ» и другие.
  • Печатался с 1900 года.
  • Вплоть до 1930 года его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра.
  • До сих пор он считается непревзойденным представителем реалистического театра в татарской драматургии, он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов и купчих.
  • Пьесы дореволюционного периода содержат острую критику социальной действительности.
  • В основе пьес 1920-30 годов борьба с религиозным фанатизмом, устаревшим мировоззрением, отстаивание нового, передового.
  • Его пьесы составляли основу репертуара татарского профессионального театра 1910-30 годов:
    • «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)» (2-я ред., 1908)
    • «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
    • «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
    • «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
    • «БАНКРОТ» (1911)
    • «ХАФИЗӘЛӘМ ИРКӘМ (Милая Хафиза)» (1922)
    • «ӨЧ ТОРМЫШ (Три жизни)» (1930)
    • «КҮЗСЕЗ МАСТЕРЛАР (Слепые мастера)» (1930)
  • Один из зачинателей художественного перевода произведений русских писателей на татарский язык. Кроме того, он перевел с русского и турецкого языков около 100 произведений, в числе которых переводы русских и иностранных классиков. Им переведены:
    • «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя
    • «Гроза» А.Н.Островского
    • «На дне» А.М.Горького
    • «Скупой» Мольера
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в трех томах, (1978-81)

Признание

Источники