КАБИЛӘ (Племя)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

КАБИЛӘ (Ҡәбилә, Кавем, племя)

Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием

  • «КАБИЛӘ (Кавем)» в переводе с татарского языка означает «Племя, племена, племенной, народ, родня, родственники, порода (о человеке)»

  • См. категорию: Племена

тип этнической и соц. общности. Для П. характерны родств. связи между его членами, многоступенчатая структура, наличие этнонима, собств. терр. со строго обозначенными границами, языка (или диалекта), общеплем. самоуправление (вождь, совет племени), представление об общем родоначальнике (преим. мифич. предке), сходство культуры и верований.

У башкир П. имело чёткую структуру, в осн. состоящую из родов и родовых подразделений; союз неск. П. составлял родоплеменное объединение. Осн. родоплем. атрибутами являлись тамга, оран, онгон; ист. события фиксировались в шежере. Предводителем П. являлся бий, к-рый при принятии решений учитывал мнение народного собрания (курултай, йыйын) и совета старейшин (аҡһаҡалдар ҡоро). Взаимоотношения в П. и между П. регулировались в соотв. с нормами обычного права. Каждому П. принадлежала определённая терр., в границах к-рой землепользование осуществлялось отд. общинами. В 1-й пол. 2 тыс. н.э. нек-рые П. были объединены в союзы башкирских племён. После присоединения Башкортостана к России в жалованных грамотах было юридически оформлено право баш. П. на владение вотчинами (см. Вотчинное право башкир). С древности терр. Приуралья и ср. течения р.Белая являлась зоной расселения и активного взаимодействия местных финно-угорских племён с пришлыми индоиранскими племенами и древнетюркскими племенами. В 9—10 вв. в Приуралье и на Юж. Урал мигрируют древнебаш. П., сложившиеся в сер. 1-го тыс. н.э. в районе р.Сырдарья и в Приаралье, этнич. основу к-рых составили тюркские племена и тюркизир. древнемонгольские родоплем. объединения, находившиеся в тесном контакте с иран. кочевыми племенами.

В истории формирования баш. П. выделяют 7 историко-этногр. пластов: древнебаш. (бурзян, уран, усерган), ранний финно-угорско-самодийский (сызгы, терсяк, уваныш, упей), булгаро-мадьярский (буляр, танып, юрматы), огузо-кыпчакский (айле), кыпчакский (канлы, кошсы, кыпсак, мин), ногайский (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и связ. с этнич. Взаимодействием сформировавшихся в Волго-Уральском регионе и Ср. Азии народов (казахи, мишари, татары). В процессе расселения и этнич. истории сложились осн. этнографические группы башкир: юго-вост. (бурзян, кыпсак, тамьян, тангаур, усерган, юрматы), сев.-вост. (айле, бадрак, бикатин, бишул, дуван, калмак, катай, кошсы, кувакан, кудей, кумрук, мурзалар, салъют, сызгы, сынрян, сырзы, табын, терсяк, упей), юго-зап. (мин), сев.-зап. (байлар, балыксы, буляр, гайна, гэрэ, дуваней, елан, ельдяк, еней, ирэкте, канлы, каршин, киргиз, таз, танып, уваныш, ун, уран, юрми).

РОДОПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БАШКИР

традиц. структура баш. общества, осн. на генеалогическом родстве. Сложилась в условиях преобладающего полукочевого, скотоводч. хозяйственно-культурного типа, была обусловлена обычаями и ист.-культ. традициями. В исторических источниках, в т.ч. шежере, фиксируются разл. варианты Р.о.б.: бол-во баш. племён имело 3-ступенчатую (племя род—родовое подразделение), встречались также 2- (племя—родовое подразделение; тангаур, сырзы), 4- (племя—род—родовое подразделение—группа родственных семей; катай), 5-ступенчатые структуры (племя—род—дочерний род—родовое подразделение—группа родственных семей; табын). Числ. звеньев структуры и границы между ними постоянно менялись, периодически возникали новые или одно из них переходило в другое, их изменчивость возрастала от высших ступеней к низшим. Встречались также союзы неск. племён, составлявшие родоплеменные объединения.

Осн. значение во всей структуре имели три звена (племя, род, родовое подразделение), остальные, как правило, отражали их переходное состояние. После присоединения Башкортостана к России сохранение их значимости преим. было связано с отношением к зем. собственности и ролью в системе землепользования. Субъектом зем. собственности у башкир являлись племя или кр. род, к кон. 18 в. плем. вотчины в осн. распались на родовые. В пределах юридически сохранявшейся родовой вотчины землепользование осуществлялось в вост. Башкортостане родовыми подразделениями; в зап., где к 18 в. широкое распространение получило земледелие, – группами родственных семей или отд. семьями, вследствие чего во многих районах родовые подразделения постепенно распадались и выпадали из общей цепи Р.о.б. Ослаблению генетич. и укреплению терр. связей в общине способствовало вхождение в состав племён или родов пришлых групп населения, к-рые в интересах приобретения прав на землепользование становились родом или родовым подразделением (встречаются подразделения “татар”, “калмак”, “казах”, “кара-калпак” и др.). В разных ист. эпохах для разл. слоёв Р.о.б. была характерна экзогамия. Общность осн. родоплем. атрибутов (тамга, оран, онгон, тотемное дерево) в одних случаях характерна для всего племени, др. — только для рода.

Подвижность границ разл. звеньев структуры Р.о.б. отражается в их терминологии. Термин ырыу использовался как для обозначения племени, так и рода, юго-вост. башкиры племя в отличие от рода иногда называли “өлкән ырыу” (“большой или старший род”), сев.-вост. — иль, к-рый также повсеместно мог употребляться для обозначения рода. Род в юго-вост. и юж. районах Башкортостана преим. обозначали термином тюба, сев.-вост. — аймак (аймаҡ), зап. — употребляли оба понятия. Родовое подразделение в сев.-вост. части края называли, как и род, аймак, в ряде районов — насель (нәҫел), тармыт, теркем (төркөм), ос, яур (яүер),тюба; в юго-вост. и юж. — ара, иногда — ырыу или тюба; в зап. — аймак, ара или насель; в зап. и сев. использовали также термины тамыр, тармыт, тукум (тоҡом), зат, буун (быуын), кидяк (кидәк), порода (паруд) и др., к-рые имеют позднее или иноязычное происхождение.

Наиболее активно сегментация племён осуществлялась в эпоху Средневековья, результатом чего явилось образование ряда племён (табын, катай и др.) с единым типом осн. тамги, сходными сюжетами этногенетич. сказаний и т.п. Наряду с этим вокруг кр. племени (кыпсак, катай, айле) в разное время группировались и входили в его состав роды, не родственные осн. его родам, но связ. с ними рядом ист. и полит. факторов. Деление родов происходило путём сплочения и обособления наиболее близких по происхождению родовых подразделений, к-рое завершалось образованием дочернего рода (кёк-джюргэк рода кара-табын племени табын, татигас рода тальтим племени юрматы) и выделением занятых им земель в самостоят. родовую вотчину. Со временем иерархическая соподчинённость осн. и дочерних родов стиралась, в этом случае в составе племени они приобретали одинаковые функции и статус. Сходные процессы происходили в родовых подразделениях: с выделением в самостоят. пастбищно-кочевую группу с обособл. поселением (аул), собств. маршрутами кочёвок, кладбищем, соответствующим образом изменённой тамгой и т.п. новые родовые подразделения начинали сознавать себя в большей степени частью рода (род кузгун-катай племени катай), а нематеринских родовых подразделений, связи с к-рыми приобретали генеалогич. характер. Соц.-экон. основа такой закономерности заключается в специфике кочевого или полукочевого скотоводч. х-ва, условия ведения к-рого требовали строгого учёта кол-ва скота, содержащегося на определ. территории.

В 18—19 вв. вследствие проводимой Россией административной, соц. и земельной политики, уменьшения объёмов скот-ва, развития земледелия и др. нек-рые звенья структуры Р.о.б. (преим. высшие) постепенно теряют своё значение в обществ. жизни башкир и продолжают существовать лишь в силу традиций.

Источники