КАБИЛӘ (Племя) — различия между версиями

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на КАБИЛӘЛӘР (Кабиле))
(Метка: новое перенаправление)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
'''КАБИЛӘ (Кавем, племя)'''<br><br>
+
#перенаправление [[КАБИЛӘЛӘР (Кабиле)]][[Категория:Словарь]]
Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием<br><br>
 
* «''КАБИЛӘ (Кавем)''» в переводе с [[татарского языка]] означает «''Племя, племена, племенной, народ, родня, родственники, порода (о человеке)''»<br><br>
 
* См. категорию: [[Племена]]
 
=='''РОДОПЛЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БАШКИР'''==
 
традиц. структура баш. общества, осн. на генеалогическом родстве. Сложилась в условиях преобладающего полукочевого, скотоводч. хозяйственно-культурного типа, была обусловлена обычаями и ист.-культ. традициями. В исторических источниках, в т.ч. шежере, фиксируются разл. варианты Р.о.б.: бол-во баш. племён имело 3-ступенчатую (племя род—родовое подразделение), встречались также 2- (племя—родовое подразделение; тангаур, сырзы), 4- (племя—род—родовое подразделение—группа родственных семей; катай), 5-ступенчатые структуры (племя—род—дочерний род—родовое подразделение—группа родственных семей; табын). Числ. звеньев структуры и границы между ними постоянно менялись, периодически возникали новые или одно из них переходило в другое, их изменчивость возрастала от высших ступеней к низшим. Встречались также союзы неск. племён, составлявшие родоплеменные объединения.
 
 
 
Осн. значение во всей структуре имели три звена (племя, род, родовое подразделение), остальные, как правило, отражали их переходное состояние. После присоединения Башкортостана к России сохранение их значимости преим. было связано с отношением к зем. собственности и ролью в системе землепользования. Субъектом зем. собственности у башкир являлись племя или кр. род, к кон. 18 в. плем. вотчины в осн. распались на родовые. В пределах юридически сохранявшейся родовой вотчины землепользование осуществлялось в вост. Башкортостане родовыми подразделениями; в зап., где к 18 в. широкое распространение получило земледелие, – группами родственных семей или отд. семьями, вследствие чего во многих районах родовые подразделения постепенно распадались и выпадали из общей цепи Р.о.б. Ослаблению генетич. и укреплению терр. связей в общине способствовало вхождение в состав племён или родов пришлых групп населения, к-рые в интересах приобретения прав на землепользование становились родом или родовым подразделением (встречаются подразделения “татар”, “калмак”, “казах”, “кара-калпак” и др.). В разных ист. эпохах для разл. слоёв Р.о.б. была характерна экзогамия. Общность осн. родоплем. атрибутов (тамга, оран, онгон, тотемное дерево) в одних случаях характерна для всего племени, др. — только для рода.
 
 
 
Подвижность границ разл. звеньев структуры Р.о.б. отражается в их терминологии. Термин ырыу использовался как для обозначения племени, так и рода, юго-вост. башкиры племя в отличие от рода иногда называли “өлкән ырыу” (“большой или старший род”), сев.-вост. — иль, к-рый также повсеместно мог употребляться для обозначения рода. Род в юго-вост. и юж. районах Башкортостана преим. обозначали термином тюба, сев.-вост. — аймак (аймаҡ), зап. — употребляли оба понятия. Родовое подразделение в сев.-вост. части края называли, как и род, аймак, в ряде районов — насель (нәҫел), тармыт, теркем (төркөм), ос, яур (яүер),тюба; в юго-вост. и юж. — ара, иногда — ырыу или тюба; в зап. — аймак, ара или насель; в зап. и сев. использовали также термины тамыр, тармыт, тукум (тоҡом), зат, буун (быуын), кидяк (кидәк), порода (паруд) и др., к-рые имеют позднее или иноязычное происхождение.
 
 
 
Наиболее активно сегментация племён осуществлялась в эпоху Средневековья, результатом чего явилось образование ряда племён (табын, катай и др.) с единым типом осн. тамги, сходными сюжетами этногенетич. сказаний и т.п. Наряду с этим вокруг кр. племени (кыпсак, катай, айле) в разное время группировались и входили в его состав роды, не родственные осн. его родам, но связ. с ними рядом ист. и полит. факторов. Деление родов происходило путём сплочения и обособления наиболее близких по происхождению родовых подразделений, к-рое завершалось образованием дочернего рода (кёк-джюргэк рода кара-табын племени табын, татигас рода тальтим племени юрматы) и выделением занятых им земель в самостоят. родовую вотчину. Со временем иерархическая соподчинённость осн. и дочерних родов стиралась, в этом случае в составе племени они приобретали одинаковые функции и статус. Сходные процессы происходили в родовых подразделениях: с выделением в самостоят. пастбищно-кочевую группу с обособл. поселением (аул), собств. маршрутами кочёвок, кладбищем, соответствующим образом изменённой тамгой и т.п. новые родовые подразделения начинали сознавать себя в большей степени частью рода (род кузгун-катай племени катай), а нематеринских родовых подразделений, связи с к-рыми приобретали генеалогич. характер. Соц.-экон. основа такой закономерности заключается в специфике кочевого или полукочевого скотоводч. х-ва, условия ведения к-рого требовали строгого учёта кол-ва скота, содержащегося на определ. территории.
 
 
 
В 18—19 вв. вследствие проводимой Россией административной, соц. и земельной политики, уменьшения объёмов скот-ва, развития земледелия и др. нек-рые звенья структуры Р.о.б. (преим. высшие) постепенно теряют своё значение в обществ. жизни башкир и продолжают существовать лишь в силу традиций.
 
== Источники ==
 
* [http://xn----7sbacsfsccnbdnzsqis3h5a6ivbm.xn--p1ai/ Башкирская энциклопедия]
 
[[Категория:Словарь]][[Категория:Нации и народности]]
 

Текущая версия на 10:25, 10 марта 2021

Перенаправление на: