Исхаков Гаяз Гилязетдинович

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Гаяз Исхакый
(1878-1954)

ГАЯЗ ИСХАКИ (Гаяз Исхакый)
ГАЯЗ ГИЛЯЗЕТДИНОВИЧ ИСХАКОВ

(1878-1954)
(Мухамметгаяз Гилязетдин улы Исхаков)
Татарский писатель, журналист, деятель татарского национально-освободительного движения.

Биография

  • Родился 23 февраля 1878 года вблизи Казани, в деревне Яуширма Чистопольского уезда Казанской губерния Российской империи (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана).
  • Учился в медресе города Чистополя и Казани.
  • В 1899 году поступил в русскую учительскую школу Казани.
  • Гаяз Исхаки начал свою литературную деятельность в конце XIX века. Его первое произведение «Радости познания» вышло в свет в 1896 году и имело огромный успех среди читателей. В последующие годы он написал такие произведения, как «Девушка из шапочной мастерской», «Дочь нищего», «Сын богача», «Две любви» и другие романы и драмы.
  • После революции 1905 года, то есть после получения свободы печати и слова его литературная деятельность особенно усилилась. Он написал большинство своих произведений именно в этот период — с 1905 до 1917 года. За эти годы он написал около 30 романов, драм и рассказов. Наиболее известными его произведениями этого периода являются «Ад», «Жизнь ли это?», «Мулла бабай», «Солдат», «Бредни», «Зулейха», «Учительница» и другие. Классические драмы «Зулейха» и «Учительница» ставились на сценах татарских театров вплоть до 1923 года, когда советское руководство узнало о его эмиграции и антибольшевистской деятельности. Впоследствии издание его произведений было запрещено. В своих произведениях досоветского и советского периодов он описывал быт, нравы и обычаи татарского народа и борьбу против национального угнетения со стороны царского правительства. Он призывал народ к культуре, свободе, к борьбе против притеснений и несправедливости.
  • Во время одного из своих арестов и последовавшей за этим ссылки в Архангельскую губернию, Гаязу Исхаки пришлось провести некоторое время в той же тюремной камере, в которой содержался Юзеф Пилсудский — будущий премьер-министр Польши. Подружившись, Исхаки и Пилсудский бурно обсуждали свою политическую борьбу против царизма. Есть некоторые основания полагать, что Исхаки оказал определенное влияние на окончательное формирование политических воззрений Пилсудского.
  • В 1905-07 годах один из лидеров татарских эсеров - «тангистов». В 1905-13 годах многократно подвергался арестам, находился в ссылках. В 1918 году эмигрировал, жил в Китае, Франции, Германии, Польше, Турции.

Издавал и редактировал газеты и журналы:

  • «Таң йолдызы (Звезда рассвета)»
  • «Тавыш (Голос)»
  • «Ил (Страна)»
  • «Сүз (Слово)»
  • «Безнең ил (Наша страна)»
  • «Милли юл (Дорога нации)»
  • «Яңга милли юл (Новая дорога нации)»
  • «Милли байрак (Национальное знамя)»

Один из основоположников татарской драматургии.

Умер 22 июля 1954 года в городе Анкаре Турции, а похоронен на кладбище Эдернекапы (Стамбул, Турция).

Жизнь и деятельность

Биография Гаяза Исхаки полна самых невероятных событий. Если кто-то со временем решится написать роман о его жизни и деятельности, то к его названию непременно надо будет добавить приставку "остросюжетный". А начиналось всё достаточно буднично. Обычная семья сельского муллы, обычная татарская деревня, обычные сельские будни. Именно в такой деревне Яуширма (ныне село Кутлушкино Чистопольского района Татарстана) 22 февраля 1878 года появился на свет Гаяз Исхаки. Под руководством отца — авторитетного и образованного муллы Гилязетдин хазрата уже в пять лет он выучился читать и писать и быстро усвоил программу начальной школы. Когда в 12-летнем возрасте родители отдали мальчика в Чистопольское медресе, Гаяз уже прекрасно понимал богословские книги на арабском и персидском языках. Видимо, уровень Чистопольского медресе не совсем удовлетворял интеллектуальные потребности талантливого и пытливого подростка и через три года Гаяз решает поступить в одно из казанских медресе. В Казани он наблюдает совершенно иную жизнь, чем в сонном Чистополе. Здесь Гаяз Исхаки увлекается русской и западной литературой, делает свои первые шаги на литературном поприще, пытается переводить произведения классиков русской литературы. Вот как сам Г.Исхаки описывает эти годы: "В то время все татарские умы были заняты вопросами реорганизации школ и медресе по европейскому образцу, и шакирды медресе принимали во всём этом горячее участие, распавшись на два враждебных лагеря, причём я был на стороне реформаторов. По прохождении нужного по понятиям татар количества богословских наук ученик должен сделаться муллой. Я же, неудовлетворённый этой миссией, для которой меня предназначали, задумал получить светское образование и ревностно принялся за русскую грамоту, о которой до того времени, как и все другие шакирды, не имел представления. Читать по-русски научился по вывескам. Во всё время пребывания в медресе много читал, главным образом турецкие романы (оригинальные и переведённые с французского), которым снабжал меня мой учитель Хади Максудов из своей библиотеки, привезённой из Константинополя". Для лучшего усвоения русского языка несостоявшийся мулла бросает медресе и в 1898 году поступает в Татарскую учительскую школу, где принимает активное участие в различных студенческих мероприятиях. Услышав от знакомых, что литературное творчество относительно неплохо оплачивается, 17-летний юноша пишет свой первый в жизни рассказ и отправляет его в одно из татарских издательств. Но уже отослав материал, он мучается тысячами сомнений, думает что совершил ужасную ошибку и написал полную глупость. Вот как описывает этот эпизод в своей биографии сам писатель: "После выхода рассказа я удрал из Казани домой от стыда. Мне казалось, что взрослые поднимут меня на смех, скажут: вот, мол, мальчишка какой-то, шакирд несчастный, тоже писатель! Но против всякого ожидания меня по возвращении встретил совсем иной приём — я вдруг сделался известным. Первый успех воздействовал на меня весьма благотворно, и я продолжил литературный труд. Материальное положение было тогда ужасным, занятий в школе много, сам давал грошовые уроки, голодал без конца. Всё это сильно тормозило моё развитие и страсть к писанию. О гонораре тогда не имели понятия, и мне с большим трудом удалось получить за своё первое сочинение целых 3 рубля".

Вот что значит доброе слово поддержки! У молодого писателя как будто открылось второе дыхание — с тех пор, несмотря на различные превратности судьбы, он не выпускает перо из рук и становится одним из самых плодовитых татарских писателей. В эти годы один за другим выходят его первые произведения: повесть "Кэлэпушче кыз" ("Тюбетеичница"), (1900), драма "Оч хатын белэн тормыш" ("Жизнь с тремя жёнами"), (1900) и другие. Его сочинения вызывают большой интерес читателей и критики. Начинается взрослая, самостоятельная жизнь. В 1902 году Гаяз Исхаки закончил Татарскую учительскую школу и оказался перед нелёгким выбором дальнейшего жизненного пути. Хочешь — пиши (и живи впроголодь), хочешь — занимайся политикой (живи под колпаком полиции), хочешь — иди преподавать. Исхаки очутился на распутье, да и беспокойная и тяжёлая студенческая жизнь выбила его из колеи. "Окончив школу, я настолько был изнурён нуждой и непосильным трудом, что нервно захворал: все опасались за меня, думали, что я сойду с ума. Пробыв на кумысе некоторое время, я настолько успел отдохнуть, что мог опять приняться за работу", — писал Г.Исхаки в своей автобиографии.

К тому времени подоспело и первое деловое предложение. Вчерашнего выпускника приглашают в престижное оренбургское медресе "Хусаиния" преподавателем светских дисциплин: арифметики, геометрии, ботаники, русского языка. Но и, казалось бы, на таком хорошем месте неугомонный Исхаки не продержался больше года. В медресе он развернул бурную деятельность: навёл порядок в библиотеке, добился улучшения санитарного состояния помещений и питания шакирдов, устраивал бесконечные диспуты на злободневные темы и быстро стал кумиром местной молодёжи. Старожилам медресе, конечно же, не понравилась излишняя прыть новичка, который своими нововведениями взбудоражил доселе спокойную и размеренную жизнь "Хусаинии". Не мытьём, так катанием они добились увольнения Исхаки из этого учебного заведения.

Обиженный на весь мир Исхаки возвращается в Казань и продолжает свою работу над повестью "Ике йоз елдан сон инкыйраз" ("Вымирание через 200 лет"), которую он начал писать ещё в Татарской учительской школе. Усиливается его нервная болезнь. Думая, что началась чахотка и что дни его сочтены, молодой писатель бросает все свои силы на дописание этого важного для него произведения.

Через некоторое время жизнь налаживается и Исхаки выходит из этого душевного кризиса уже совсем другим человеком. Теперь это уже не наивный юноша-романтик, а зрелый мужчина, который чётко знает, чего он хочет. Писатель с головой уходит в литературу и политику — начинается жизнь, полная авантюр и приключений.

В последние годы вокруг имени Гаяза Исхаки идут бесконечные споры, и даже не споры, а настоящие словесные битвы. Наследие великого татарского писателя, стало предметом раздора в среде татарской интеллигенции.

Произведения

Автор около 60 проиведений.

  • «Ике йөз елдан соң инкыраз (Исчезновение через 200 лет)» (1902-1904).Одно из программных произведений, просветительская антиутопия - об угрозе исчезновения татар с исторической арены как результат отсутствия прогресса в их общественной и духовной жизни.

Романы, повести, рассказы

  • «Теләнче кыз (Нищая девушка» (1901-08, издано в 1914)
  • «Тормышмы бу? (Жизнь ли это?)» (1911)
  • «Мулла бабай (Дед мулла)» (1913)
  • «Зиндан (Тюрьма)» (1906-07)
  • «Сөннәтче бабай (Суннатчи бабай)» (1913)
  • «Остазбикә (Остазбике)» (1915)
  • «Ул әле өләнмәгән иде (Он только женился)» (1918)
  • «Локман хәким (Мудрец Лукман)» (1923)
  • «Өйгә таба (Домой)» (1922, издано в 1938)
  • «Көз (Осень)» (1923, издано в 1938)

Драматические комедий и трагедии

  • «Өч хатын белән тормыш (Жизнь с тремя женами)» (1900)
  • «Мөгаллим (Учитель)» (1906-07)
  • «Алдым - бирдем (Взял - отдал, Брачный договор)» (1907-1908)
  • «Тартышу (Борьба)» (1908, издано в 1917)
  • «Кыямәт (Светопреставление)» (1909-10)
  • «Зөләйха (Зулейха)» (1907-12, постановка 1917)
  • «Дулкын эчендә (Среди волн)» (1920, издано в 1939)
  • «Жан Баевич» (1923, издано в 1939)
  • «Олуг Мөхәммәд (Улуг Мухаммад)» (1944-47)
  • «Идел-Урал Волга-Урал» (1933) исторический труд, посвященный проблемам государственности, создания конфедерации поволжских народов, национальному вопросу
  • Труды по истории татарской литературы, общественной мысли
  • Переводы на татарский язык произведений Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя
  • Публицистика

Признание

Источники