Губайдулина София Асгатовна
СУФИЯ ГОБӘЙДУЛЛИНА
СОФИЯ АСГАТОВНА ГУБАЙДУЛЛИНА
(Сания Әсгать кызы Гобәйдуллина)
Композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии России, «Империале» (Япония), Имени Людвига Шпора (Германия), Князя Монако, дважды Имени Кусевицких, (США), Франко Аббиато (Италия), на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге, фонда «Библия и культура» (Германия), Леони Зоннинг (Дания), Полярной музыкальной (Стокгольм)
Содержание
Биография
- Родилась 24 октября 1931 году Чистополи Татарской АССР.
- Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист.
- Мать — Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог.
- Дед - Масгуд Губайдулин, был муллой.
- 1932 год - семья переехала в Казань.
- 1935 году - поступила в музыкальную школу.
- 1945 году - Окончила Казанское музыкальное училище по классу фортепиано.
- 1946-49 годы - училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М.А.Пятницкой) и композиции.
- 1949-54 годы - училась в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Семёновича Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Михайловича Когана.
- 1954-59 годы - училась в Московской консерватории, класс композиции Юрия Александровича Шапорина, а затем Николая Ивановича Пейко и класс фортепиано Якова Израилевича Зака. Сталинская стипендиатка.
- 1959-63 годы - аспирантура Московской консерватории у по композиции у профессора Виссариона Яковлевича Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путём».
- В 1970-х годах - наряду с Альфредом Гарьевичем Шнитке и Эдиссоном Васильевичем Денисовым, — одна из видных представителей отечественного музыкального авангарда.
- 1969—70 годы - работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени Александра Николаевича Скрябина и написала там электронную пьесу «Vivente — non vivente (Живое — неживое)» (1970). Писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (режиссёр Ролан Быков, 1983).
- С начала 1970-х годов - подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции.
- С 1975 года - выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым.
- 1979 год - на VI съезде композиторов в докладе Тихона Николаевича Хренникова, председателя Союза композиторов Советского Союза, её музыка подверглась жёсткой критике, и она попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «чёрный список» семи отечественных композиторов.
- 1991 год - получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе.
- С 1992 года - живет и работает в городе Аппене под Гамбургом (Германия), сохраняя российское гражданство.
- 2005 год - провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани.
- 2011 год - в Казани прошли торжества и акции в честь её 80-летия, в том числе два фестиваля её имени и объявление её Почётным гражданином Казани.
- 2011 год - с её личным патронажем и участием в Казани основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «Конкордия», в котором выступают известные российские и мировые композиторы и исполнители.
Творчество
Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для драматического театра, кино и мультфильмов. Существенный компонент музыкального языка сочинений — сонористика (серия сочинений для ударных)
- «Соната»
- «Музыка для клавесина и ударных»
- «Шум и тишина»
- «Юбиляции»
- «В начале был ритм»
Оснавная тема творчества — христианство в философии осмыслении евангельской символики с позиций православия
- Концерт для фортепиано, флейты, фагота и камерного оркестра (Introitus, 1978)
- «На кресте» — для органа и виолончели (1979)
- «Сад радости и печали» — для флейты, альта и арфы (1979)
- «Радуйся» — соната для скрипки и виолончели (1981)
- «Семь слов» — партита для виолончели, баяна и струнного оркестра (1982)
Она также автор:
- Скрипичного концерта «Offetorium» (1982), написанного на тему короля Фридриха Великого из «Музыкального приношения» Баха
- Кантаты «Perception» для сопрано, баса и семи струнных инструментов (1983)
- Симфонии «Stimmen… Verstummen» (1986), включающей элементы сценического действа
Признание
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990)
- Государственная премии Российской Федерации (1992)
- Премия Империале, Япония (1998), которую в мире культуры принято приравнивать к Нобелевской премии
- Премия имени Людвига Шпора, Германия (1995)
- Премия князя Монако (1987)
- Премия имени Кусевицких, США (1990, 1994)
- Премия Франко Аббиато, Италия (1991)
- Премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992)
- Премия фонда «Библия и культура», Германия (1999)
- Музыкальная премия Леони Зоннинг, Дания (1999)
- Полярная музыкальная премия, Стокгольм (2002)
- Орден «Pour le merite (За доблесть в науке и искусстве)», Германия (2000)
- Медаль Гёте, Германия (2001)
- «Федеральный крест за заслуги», Германия (2002)
- «Living Composer — 2003», Франция
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998
- «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
- Холопова В.Н., Рестаньо Э. «Софья Губайдуллина». Москва. 1996
- Люди Советского Союза. «СОФИЯ АСГАТОВНА ГУБАЙДУЛИНА»