Жиганов Назиб Гаязович

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Нәҗип Җиhанов
(1911-1988)

НӘҖИП ҖИҺАНОВ
НАЗИБ ГАЯЗОВИЧ ЖИГАНОВ

(1911-1988)
(Нәҗип Гаяз улы Җиhанов)


Композитор, педагог, профессор, музыкально-общественный деятель, основатель и бессменный ректор Казанской консерватории, которая в настоящее время носит его имя, Председатель правления Союза композиторов Татарской АССР, Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель искусств Татарской АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист Советского Союза, Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР, дважды Лауреат Сталинской премии, Лауреат Государственной премии СССР, Депутат Верховного Совета Татарской АССР, РСФСР и СССР


Биография

Творчество

  • Назиб Жиганов это, пожалуй, единственный композитор в Мире все произведения которого были исполнены при его жизни!
АЛТЫНЧӘЧ (Алтынчеч, Золотоволосая).jpg
* Восемь опер, том числе:

* АЛТЫНЧӘЧ (Алтынчеч, Золотоволосая), либретто Мусы Джалиля
* «ИЛДАР (Ильдар)», либретто Мусы Джалиля
* «КАЧКЫН (Беглец)», либретто Ахмеда Файзи
* «ҖӘЛИЛ (Джалиль)» первое название «ШАГЫЙРЬ (Поэт)», либретто Ахмеда Файзи
* «ТҮЛӘК (Тюляк)», либретто Наки Исанбета

* Три балета
* Семнадцать симфоний
* симфонические поэмы
* увертюры
* сюиты
* камерно-инструментальные произведения
* романсы
* песни
ҖӘЛИЛ (Джалиль).jpg

Воспоминания о композиторе

Иван Жиганов, Зиля Сунгатуллина,
Рубин Абдуллин, Рөстәм Жиганов
  • Композитор «Луиза Хайрутдинова о Жиганове» написала следующее:
    • «Только сейчас я понимаю, как много значило для меня, как молодого композитора, общение с Назибом Жигановым»
      Юбилейные мероприятия, посвященные 100-летию со дня рождения Назиба Жиганова, многочисленные концерты, в которых вновь звучала многожанровая музыка композитора, всколыхнули память и напомнили нам об истинном масштабе этой творческой личности. Вот и мне захотелось поделиться своими воспоминаниями о Мастере...
      Музыка Назиба Жиганова, обладающая самобытным стилем и мелодическим богатством, всегда привлекала меня своей естественностью, динамизмом и масштабностью. А мое знакомство с ней началось в семилетнем возрасте с очень красивого и мелодичного фортепианного Вальса, который я разучила под руководством папы. Музыкальная школа в Елабуге, где жила в ту пору наша семья, открылась, когда я уже училась в третьем классе, поэтому моим начальным музыкальным образованием занимался отец, Ахмет Хайрутдинов, работавший в те годы преподавателем музыки и руководителем хора в Елабужском педагогическом институте.
      Там же, в Елабуге, я впервые услышала одно из самых поэтичных творений композитора - знаменитую арию Алтынчеч из одноименной оперы Н.Жиганова в исполнении моей мамы, в те годы студентки Елабужского пединститута.
      Позже, после того как наша семья переехала в Казань и я стала учиться в Средней специальной музыкальной школе при Казанской консерватории, именно с «Алтынчеч» началось мое знакомство с оперными спектаклями по произведениям Назиба Жиганова.
      Эта опера, написанная на либретто Мусы Джалиля, в сюжете которой тесно переплетаются фантастическое и реальное, с первого прослушивания покорила меня красотой музыки и стройностью музыкальной драматургии. Я была совершенно очарована красочностью оркестра, особенно в эпизодах, рисующих волшебный мир природы.
      Осенью 1968 года мне посчастливилось присутствовать на репетициях новой, только что написанной Жигановым Второй симфонии «Сабантуй». Интерес к симфонии был огромный - уже на первую репетицию пришли многие композиторы, музыковеды, студенты и преподаватели консерватории.
      Репетиции симфонического оркестра под руководством Натана Рахлина проходили очень живо и интересно. Музыканты тогда еще совсем молодого творческого коллектива (симфонический оркестр был создан в 1967 году) работали с полной отдачей. Назиб Гаязович очень волновался - он напряженно вслушивался в звучание оркестра, время от времени делал какие-то пометки в партитуре. Во время перерыва композитор и дирижер горячо обсуждали звучание каждого фрагмента симфонии, каждого солирующего инструмента.
      Но уже к концу репетиции, когда музыканты освоились с музыкальным материалом, всем присутствующим в зале стало ясно, что они стали свидетелями рождения очень яркого, значительного произведения. Премьера Второй симфонии прошла с огромным успехом, и сочинение это стало одним из самых исполняемых в репертуаре Государственного симфонического оркестра РТ.
      В нашем семейном фотоархиве также хранятся фотографии, сделанные в декабре 1968 года во время творческой встречи Назиба Жиганова с учащимися и преподавателями казанской школы № 41, где учителем музыки в то время работал мой отец.
      Надо сказать, что инициаторами встречи с Назибом Жигановым были сами учащиеся, которые незадолго до этого побывали в театре на опере «Джалиль». Ребята были настолько потрясены увиденным и услышанным, что когда папа спросил у них, с кем из композиторов они хотели бы встретиться, дети не раздумывая ответили: с Назибом Жигановым!
      Зная об огромной занятости Назиба Гаязовича, папа не очень рассчитывал на успех, но все-таки передал просьбу ребят и был невероятно обрадован, когда Жиганов ответил согласием. Вместе с ним на встречу со школьниками приехали исполнитель партии Джалиля Идеал Ишбуляков, певцы Венера Шарипова и Эмиль Залялетдинов, профессор Казанской консерватории скрипач Георгий Ходжаев.
      По традиции тех лет на торжественной линейке Назиба Гаязовича приняли в почетные пионеры, после чего все собрались в актовом зале школы. Затаив дыхание, дети слушали рассказ Жиганова о его сиротском, беспризорном детстве, которое прошло в небольшом городке Уральске в Казахстане, и о том, как советская власть изменила судьбу маленького Назиба - вместе со старшим братом Джалялем он стал воспитанником организованного в городе детского дома.
      По словам композитора, первые музыкальные впечатления он получил еще в родном доме - его мама хорошо играла на гармонике татарские народные песни. А в детском доме настоящим чудом для него был рояль, на котором он, еще не зная нот, по слуху очень быстро научился извлекать знакомые мелодии. Рассказывал Назиб Гаязович и о годах учебы - сначала в Казанском музыкальном техникуме, а позже в Московской консерватории.
      Затем в том же актовом зале в прекрасном исполнении великолепных певцов и музыкантов звучала музыка Назиба Жиганова: арии и дуэты из опер, романсы, инструментальные пьесы.
      ...Вспоминая начало своего творческого пути, я понимаю, как много значило для меня общение с таким выдающимся композитором, как Назиб Гаязович Жиганов. Он был одним из первых, кому я, приехав в 1973 году в Казань после окончания Уфимского института искусств, показала клавир своей детской оперы «Коварная кошка», вскоре поставленной на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Хорошо помню, как после прослушивания оперы Назиб Гаязович пожал мне руку и сказал: «Поздравляю, Луиза! Очень хорошую оперу написала».
      А после прослушивания моей оперы в Союзе композиторов Жиганов первым из присутствующих предложил принять меня в члены Союза композиторов и дал мне рекомендацию. Вообще, Назиб Гаязович и как ректор консерватории, и как председатель Союза композиторов делал все возможное, чтобы творческий союз постоянно пополнялся молодыми композиторами и чтобы их музыка как можно чаще звучала в республике и за её пределами.
      К счастью, эта традиция - внимание к творчеству молодых - сохраняется и поныне. Большим событием в дни Юбилейных торжеств, посвященных 100-летию со дня рождения композитора, стал Первый международный конкурс молодых композиторов имени Назиба Жиганова. Их произведения оценивало очень авторитетное жюри во главе с профессором Московской консерватории, Народным артистом России Александром Чайковским. И очень приятно, что среди лауреатов этого творческого состязания есть представители Союза композиторов Татарстана - Елена Анисимова, удостоенная первой премии, и Эльмира Галимова, получившая третью премию.
      Уверена, что молодые лауреаты и дипломанты конкурса в будущем станут авторами очень интересных произведений, а конкурс со временем расширит свою географию за счет талантливой композиторской молодежи России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
      Наиболее сильные и самобытные стороны творческой индивидуальности Назиба Жиганова - такие как опора на татарский музыкальный фольклор, совершенное владение композиторской техникой и музыкальными формами, богатая и красочная оркестровка - творчески развивают современные композиторы Татарстана. Музыка Назиба Жиганова живет! Она исполняется в лучших концертных залах республики, звучит по радио и телеэфире. И в этой востребованности, постоянном интересе исполнителей и слушателей к музыке Жиганова - яркой, доходчивой, проникнутой оптимизмом и полнотой восприятия жизни - непреходящая ценность творческого наследия Мастера.

Признание

Надгробный камень

Источники