ГАРӘПЛӘР (Арабы)
ГАРӘПЛӘР (Гарәпчә,
Ғәрәптәр, Арабы)
Группа народов семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки
- Арабы говорят на арабском языке и используют арабское письмо
- Численность арабов составляет около 430…450 млн.чел.
- Более 90% арабов исповедуют ислам, часть — христианство
ГАРӘПЛӘР ТЕЛЕ
(Ғәрәп теле, Арабский язык)
относится к семитской ветви семито-хамитской семьи языков. Распространён в Ираке, Сирии, Ливане, Саудовской Аравии, Алжире, Объединённых Арабских Эмиратах, Египте, Ливии и ряде др. гос-в. Возник на базе древне-севе-роараб. языка, изв. в надписях с 5 в. до н.э. Первый кр. письм. памятник А. я. — Коран (651). А.я. — один из офиц. и рабочих языков ООН. Число говорящих на нём св. 200 млн. чел. С 10 в. А.я. широко распространялся среди мусульман Поволжья и Приуралья как язык отправления религ. обрядов; постепенно стал выполнять также функции языка лит. творчества, изучался в конфессиональных и светских уч. заведениях один из семитских языков (юго‑зап. группа). Офиц. яз. всех араб. стран (Ирак, Ливан, Сирия и др.), Сомалийской Респ. и Респ. Джибути; один из офиц. и рабочих яз. ООН. Распространён также в др. странах Азии и Сев. Африки. Числ. говорящих – более 200 млн. человек. Наиб. близким яз. является иврит. А.я. возник на базе др.-североараб. языка. Классич. лит. А.я. сложился в доислам. поэзии (5–6 вв.) и в яз. Корана (7 в.). С древних времён А.я. присуща диалектная разветвлённость; осн. группы совр. диалектов: аравийская, вост. (или месопотамская), центр.-араб., егип.-судан., сев.-африк. (или магрибская). Одна из характерных черт фонетики А.я. – наличие межзубных фрикативов [з, с], гортанной ["] и звонкой аффрикаты [дж]. Согласные обычно определяют первичное значение корня слова, а гласные за счёт внутр. структурного изменения слова выражают лексико-граммат. отношения и уточняют значение слов. Напр., от корня –ктб‑ (писать) путём изменения гласных можно образовать слова: “катб" (писание), “катиб" (пишущий, писатель), “китаб" (книга), “кутиба" (написано), “мактаб" (школа), “мактуб" (письмо). Осн. морфол. особенности А.я.: категория определённости и неопределённости и единая система граммат. категорий для всех имён; система падежей в двух типах склонения (2‑ или 3‑падежного); наличие и в имени, и в глаголе трёх граммат. чисел (единств., двойств. и множеств.) и двух родов (муж. и жен.); развитость глагольных врем. форм (3 простых и 3 сложных времени) и др. В синтаксисе А.я. развита система глагольных и именных предложений. Фиксация речи осуществляется на основе арабского письма. С 10 в. А.я. использовался мусульманами Поволжья и Приуралья для проведения всех богослужений, был обязат. предметом в духовных и светских уч. заведениях. Лексич. единицы А.я. вошли в башкирский язык (см. Арабизмы). В наст. время А.я. изучается в ряде школ, медресе, на филол. ф‑тах БГУ и БГПУ.
Источники
- «Татарский энциклопедический словарь» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1999
- Д.А.Мустафина «Татарская энциклопедия» Казань, Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002-14
- «БАШҠОРТ ЭНЦИКЛОПЕДИЯҺЫ (Башкирская энциклопедия)», Уфа, 2005-11
- Н.В.Юшманов «Строй арабского языка» Ленинград, 1938
- А.Б.Халидов «Арабские рукописи и арабская рукописная традиция» Москва, 1985
- Ф.Н.Баишев, И.З.Ғафаров, И.Ғ.Ғәләүетдинов «Ғәрәп теле» Өфө, 1998