ЧУАШЛАР (Чуваши)

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Чуваш»)
Перейти к: навигация, поиск
Знак

ЧУАШЛАР (Чуваши)
ЧУАШ ТЕЛЕ (Чувашский язык)


Тюркский народ, основное население Чувашии

Размещение

Сувары

  • По одной из версий, «чуваши» является тюркской адаптацией «Сувары».
  • Сувары, сувасы по мнению ряда историков, являются ядром чувашской нации.
    • Сув (шыв) — вода
    • Ар — муж, воин
    • ас — племя, народ.
      • Народ живущий у воды. Сувар — сувас — шувас — чуваш.
  • Другая теория предполагает, что слово «Чуваши» восходит общих тюркских:
    • javas - «дружественный», «мирный»
    • в отличие от sarmas - «воинственный»

Мифология

  • Чуваши считали, что мир состоял из трех частей: верхний мир, наш мир и нижний мир. И было всего семь слоев в мире. Три слоя в верхнем, один в нашем, и ещё три в нижних мирах.
  • Земля была квадратной. На ней жили разные народы. Чуваши верили, что их народ живёт в середине земли. Священное дерево, древо жизни, которому чуваши поклонялись, поддерживало небосвод посередине. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод поддерживали четыре столба: золотой, серебряный, медный, каменный. На верхушке столбов располагались гнезда, в них по три яйца, на яйцах — утки.
  • Берега земли омывал океан, бушующие волны постоянно разрушали берега. «Когда край земли дойдет до чувашей, конец света придет», — верили древние чуваши. В каждом углу земли стояли на страже земли и людской жизни чудесные богатыри. Они охраняли наш мир от всякого зла и несчастий.
  • Верховный бог находился в верхнем мире. Он правил всем миром. Громы и молнии метал, дождь пускал на землю. В верхнем мире находились души святых и души неродившихся детей. Когда человек умирал, душа его по узенькому мосту, переходя на радугу, поднималась в верхний мир. А если он был грешен, то, не пройдя узкого моста, душа человека падала в нижний мир, в ад. В нижнем мире стояло девять котлов, где варились души грешных людей. Слуги шуйтана непрестанно поддерживали под котлами огонь.

Но были на земле щели, или дыры, называемые «какар», по которым герои спускались в ад и спасали своих любимых и близких.

История

  • Чуваши вместе с современными казанскими татарами являются наследниками населения и культуры Волжской Болгарии. Этноним «чуваш» по одной из основных гипотез происходит от названия племенной группы булгар — суваров-сувазов, которые, в свою очередь, являлись остатками объединения савиров.
  • Чуваши и булгары по данным Ахмеда ибн-Фадлана:
    • «В период татарско-монгольского завоевания Поволжья чуваши (сувазы) открыто выступали против принятия мусульманской религии и продолжали упорно придерживаться своих языческих верований».
  • Название чуваш в русских летописях и в сочинениях европейских авторов впервые зафиксировано в начале XVI века. По данным профессора В.Д.Димитриева: в источниках XVI — начала XVШ веков чуваши назывались также «горными черемисами», «черемисскими татарами».
  • Савиры — группа племён неясного происхождения, которые первоначально обитали в Западной Сибири, а в начале VI века в результате Великого переселения народов появились на Кавказе, где на короткое время создали несколько политических объединений, контактировавших с Сасанидским Ираном и Византией. В результате неудачной войны с Ираном савиры были рассеяны и вошли в состав Западно-Тюркского каганата, а позже Хазарского каганата. По-видимому, одна их часть вместе с Булгарами в VШ веке достигла Среднего Поволжья.
  • Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Болгарию в 922 году, сообщает, что сувары были одним из трёх племён, подчинявшихся булгарскому царю, и имели своего князя Вырага. Там же сообщается, что часть сувар — сувазы отказались принять ислам вместе с другими булгарами.
  • После захвата Болгара в 1236 году монголами, восстаний 1237 и 1240 годов и гибели хана Ильгама эти сувазы формировались уже как отдельный народ, не принявший ислам, и этим объясняется сравнительно быстрое принятие христианства чувашами и существенные пережитки язычества.
  • В.Г.Егоров считал, что чуваши сформировались на основе местных финно-угорских племён - Марийцев, воспринявших тюркский язык. Марийский компонент в этническом составе чувашей занимает довольно значительное место. Этот вывод подтверждают и данные антропологии Т.А.Трофимовой. Современные генетические исследования также показывают значительность угоро-финского происхождения среди чувашей.
  • XV-XVI века - чуваши формально входили в Казанское ханство, как отдельный народ.
  • Середина 1551 года - чуваши вошли в состав Московского государства.
  • В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами.
  • Во Второй половине XVI-XVП веков - заселяются южные и юго-западные части Чувашии, покинутые в XV столетии из-за разбойных нападений ногайцев и кыпчаков, поднимавшихся вверх по течению Волги.

Этногенез чувашей

  • Этногенез чувашей чрезвычайно сложен:
  • Смешением двух этих народов (племенных союзов) друг с другом и горными марийцами предположительно получились современные чуваши
  • В литературе об этногенезе чувашей можно увидеть, что существуют три теории происхождения чувашского народа:

Антропологические типы чувашей

  • Для чувашей характерен сложный антропологический тип.
  • Значительной части представителей чувашского народа присущи европеоидные черты.
  • Судя по материалам отдельных фрагментарных обследований, монголоидные черты доминируют у 10,3% чувашей, причем:
    • около 3,5% из них являются относительно «чистыми» монголоидами
    • 63,5% относятся к смешанным монголоидно-европейским типам с преобладанием европеоидных черт
    • 21,1% представляют различные европеоидные типы — как темноокрашенные, так и русоволосые и светлоглазые
    • 5,1% относятся с сублапоноидным типам, со слабо выраженными монголоидными признаками

Религии и верования

  • До вхождения в состав Русского государства чуваши Ульяновского Поволжья были язычниками.
    • В язычестве их существовала система многобожия с верховным богом Тура.
    • Боги делились на добрых и злых.
    • Каждому занятию людей покровительствовал свой бог.
    • Языческий религиозный культ был неразрывно связан с циклом земледельческих работ, с культом предков.
    • Цикл аграрно-магических обрядов начинался с зимнего праздника «Сурхури», потом наступал праздник почитания солнца «Сяварни» (Славянская масленица), затем — весенний многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Манкун» (который впоследствии совпал с христианской Пасхой).
    • Цикл продолжал «Акатуй» — праздник весенней пахоты и сохи, перед началом весеннего сева — «Симек» (праздник цветения природы, общественные поминки. Совпал с православной Троицей).
    • После сева хлебов низовые чуваши праздновали «Уяв». В честь нового урожая было принято устраивать моления — благодарения духу — хранителю овина.
    • Из осенних праздников отмечали «Автан-Сыры» (петушиный праздник).
    • Свадьбы у чувашей праздновались в основном весной перед Симек (Троицей) или летом от Петрова до Ильина дня.
    • Общественные поминки всем предкам совершались на третий день Пасхи, в «Симек».
    • В ноябре—декабре месяц поминовения и жертвоприношений совпадал с началом года по чувашскому лунно-солнечному календарю.
    • Чуваши чаще других народов поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу покойников.
  • Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований, основу которой составляла вера в Туро — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Саротустуро) — поклонение огню. Ещё Д.Мессарош заметил наличие единого бога у чувашей, который, тем не менее, сочетался с аграрными праздниками:
    • «Южные чуваши Бога называют Тур?, северные Тор?. Относительно понятия Бога у чувашей русская специальная литература до сих пор была в заблуждении. Язычеству или «черной магии» она приписывала бесчисленных Богов, несмотря на то, добрые они или злые, а также прочие плоды воображения. Со своим неполным знанием языка и предмета туманные названия некоторых болезней тоже воспринимали как названия Богов. Различались у них главный Бог (Тур?) и множество Богов нижнего чина».
  • Также для традиционной чувашской веры был свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Чуваши называли его Шуйтаном:
    • «Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьем по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйтан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружье и выстрелил в него. Шуйтан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил:
      — Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйтана, но до сих пор ни разу еще не мог поймать его»
      .
  • Так же у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение духам предков, которое олицетворял Киреметь.
    • Киреметь представлял из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево.
  • Вера чувашского народа имеет много общего с традиционными верованиями марийцев, а также с другими народами Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Пирешти, Киреметь, Киямат), а также христианства.
  • В XVШ веке чуваши подверглись христианизации. Чуваши — самый многочисленный тюркский народ, большинство верующих которого — христиане. Также существуют немногочисленные группы, исповедующие ислам суннитского толка и традиционные верования.

Язык

  • Чувашский язык с XVШ века перешёл на кириллицу.
  • По своей фонетической структуре язык занимает особое место среди тюркских, являясь единственным уцелевшим языком булгарской ветви.

Источники