ЧЫРПЫ (Чирпы)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

ЧЫРПЫ (Чирпы),
Богородское


Административный центр Чирповской волости Лаишевского кантона Автономной Татарской Советской Социалистической Республики

Год 1782 1859 1897 1908 1920 1926 1938 1949 1958 1970 1979 1989 1997 2002 2010
Население, чел. 262
души
мужского
пола
660 1 026 1 217 1 485 1 353 710 460 832 581 419 362
русские
358 376 309
  • Культура, образование, медицина, религия и история:
    • Средняя школа
    • Клуб
    • Библиотека
    • Дом крестьянина В.М.Марефа - Памятник архитектуры Начала ХХ века
    • Церковь «Смоленской Божьей Матери» - Памятник архитектуры Середины XVШ века
    • Исследования исторических памятников на территории, прилегающей к Чирпам, начались и стали развиваться, в основном, лишь в 50-х годах ХХ века.
      Недалеко от Чирпов в 1953-1954 гг. было вскрыто Именьковское 1 городище. Старожилы называют его «Курганом». С «Курганом» связано много легенд и преданий, поныне бытующих у местного населения. В одной из легенд рассказывается о том, что в древние времена в этих краях шли жестокие войны, в которых погибло много людей. В память о погибших была устроена данная насыпь. В других говорится, что под «Курганом» разбойники прятали драгоценности. Они, как утверждают рассказчики, когда-то плавали в небольших лодках по Каме и нападали на купцов, устраивали набеги на города. Полученное добро разбойники прятали в землю неподалеку от реки. Чтобы не потерять место запрятанных вещей, насыпали холм.
      Легенды о кладах и спрятанных драгоценностях волновали многих смельчаков, пытавшихся проникнуть в «Курган». Следы перекопов до недавнего времени были заметны на поверхности возвышения. Результаты научной экспедиции АН СССР (1953-54 гг.), работавшей под руководством Н.Ф. Калинина и А.Х. Халикова, показали, что кладоискатели углубились в насыпь всего лишь на 1,5-2 м и никаких драгоценностей обнаружить не могли, так как назначение насыпи совершено иное.
      Один из старожилов села Чирпы в середине шестидесятых годов уверял, что когда-то в этих краях жили люди-великаны. Один из великанов сел отдохнуть и решил вытряхнуть землю из лаптей. Земли оказалось так много, что появился настоящий холм.
      Много загадок, связанных с «Курганом», появилось после экспедиции 1953-1954 гг. Раскопки показали, что культурные напластования городища относятся к различным эпохам. Наиболее ранние из них датируются эпохой поздней бронзы – раннего железного века (VШ-VI вв/ до н.э.). К этому времени относятся обломки посуды с примесями толченых раковин, украшенные по горловинам оттисками шнура и ямочными вдавлениями. Ученые относят эти находки к так называемой ананьинской культуре, оставленной далекими предками финно-угорских народов. Уже в то далекое время были построены небольшие ров и вал, а площадка обновилась какими-то деревянными укреплениями. В VI веке до н.э. эти племена покинули Нижнее Прикамье - отошли в более северные районы. Причины этого отхода пока не ясны.
      Но в III-IV вв. н.э., то есть спустя 700-800 лет, на этом месте поселились новые финно-угорские племена, выделяемые в самостоятельную азелинскую культуру. К этому времени относится группа посуды с примесями толчёных раковин, отдельные привески и пряжки. В азелинское время городище было дополнительно укреплено. Эти племена были вытеснены в более северные районы Волго-Вятского междуречья.
      Вещевые материалы и закономерности залегания культурного слоя говорят о том, что в V веке н.э. на Именьковском городище стал жить новый народ, относимый археологами к племенам именьковской культуры. Что привлекло этих людей, пришедших за тысячи километров с запада в низовья небольшой речки Брыски, впадающей в Каму? В деталях ответить на этот вопрос сегодня трудно, даже невозможно. Но, в первую очередь, это благодатная для жизни природа, позволяла заниматься земледелием, скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Привлек внимание и красивый мыс в излучине левого берега реки Брыски, где уже имелась насыпь вала. На ней можно было быстро и легко соорудить деревянные заграждения, и место становилось защищенным.
      Строительство новых добротных укреплений на городище, по-видимому, началось не сразу. Сначала люди должны были построить жилища и заняться хозяйством: соорудить лодки, изготовить приспособления и снасти для охоты, начать расчистку леса для участков пашни. Шли годы, подрастали дети, появлялись новые семьи. По представлению ученых, малые семьи (родители и их дети) со временем превратились в большие, сильно разросшиеся, так называемые патриархальные семьи, включающие стариков (прародителей), семьи их детей и семьи внуков. Эти большие разросшиеся семьи представляли небольшие селения, остатки которых археологи называют селищами.Судя по раскопкам, обитатели занимались скотоводством, земледелием, рыбной ловлей, а роль охоты отходила на второй план. Большое внимание население уделяло получению и обработке железа. О наличии развитой металлургии и металлообработки свидетельствуют куски шлаков и криц (слитков выплавленного железа), а также разнообразные железные изделия, обнаруженные при раскопках.
      Около 200 лет жили именьковцы на рассматриваемой территории. Но в конце VII столетия они покинули эти места вместе с другими родственными племенами, жившими на Средней Волге и Нижней Каме. Есть основания полагать, что уход рассматриваемого населения был связан с появлением воинственных кочевников, пришедших с южных районов Урала и Приуралья. Уход именьковских племен не был добровольным. Свидетельством тому являются материалы, полученные при вскрытии верхних частей насыпи вала городища. Н.Ф.Калинин и А.Х.Халиков в статье по итогам раскопок городища отмечают, что укрепления второго яруса, как и предыдущих, «было разрушено при очередном набеге на городище». При этом «деревянные части в основном сгорели». После этого были построены еще укрепления в виде невысокого плетня. Это уже была слабая система обороны, возможно построенная от защиты скота от хищных зверей.
      После ухода именьковского населения низовья реки Брыски и прилежащие части реки Камы запустели. Археологических памятников VIII-X вв. в районе пока практически не выявлено. Территория снова покрылась лесами, в которые изредка могли заходить северные соседи – древние марийцы. Спустя два или три столетия в ХI-ХII вв. эти территории начали осваивать волжские булгары. Откуда и как пришли в эти края тюрко-язычные булгары, сказать трудно. Скорее всего они появились из-за реки Камы. С возвышения на левом берегу Камы в ясную погоду великолепно просматривается ее живописный правый берег, кто-то из булгар оказался смелым: переплыл реку, осмотрел край берега, зашел вверх по речке, ныне называемой Брыской, и был очарован этими местами. Затем могла перебраться уже группа людей, которая тоже не могла не быть в восторге от этого края. Таким образом, поселений в низовьях Брыски становилось все больше.
      В период Казанского ханства Лаишевская сторона была одним из центральных, важнейших в политическом, хозяйственно-экономическом отношениях территорией этого феодального государства. Установить селения периода Казанского ханства, их местонахождение довольно трудно. Прежде всего потому, что письменных источников от ХV в. сохранилось очень мало. Несмотря на это обстоятельство в свое время историк Е.И. Чернышев по писцовым книгам ХVI-ХVII вв. ретроспективно смог установить 700 селений Казанского ханства, в том числе и Чирпов.
    • До 1861 года:
      • жители относились к категории помещичьих крестьян
      • занимались - земледелием, разведением скота, торговлей, заготовкой кореньев на камских лугах
    • Начало ХХ века:
      • волостное правление
      • Смоленско-Богородицкая церковь - построена в 1747 году
      • земская школа - открыта в 1872 году
      • три мельницы
      • крупообдирка
      • кузница
      • двенадөать постоялых дворов
      • пятҗ мелочных лавок
      • читальня попечительства о народной трезвости
  • Сельское хозяйство:
    • Начало ХХ века - земельный надел сельской общины - 2 271,74 десятины
    • Молочное скотоводство
  • Промышленность:
    • Молокозавод
  • Известные люди:

Источники