ЧОКЫР (Чекур)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск

ЧОКЫР (Чекур)

Волость, поэт, населённые пункты, реки, озеро



ЧОКЫР (Чекур)

Административный центр Чекурской волости Свияжского дистрикта Свияжской провинции Казанской губернии Русского царства и Российской империи

БАКАЛЫ РАЙОНЫ (Бакалинский район)

НАРАТ-ЧОКЫР (Нарат-Чукур)

Деревня Дияшевского сельсовета Бакалинского района Башкирии

  • Расположена на р.Ушачь (приток р.Сюнь), в 31 км к З. от райцентра и 105 км к С. от ж.‑д. ст.Туймазы. Нас.: в 1939 – 305 чел.; 1959 — 212; 1989 — 152; 2002 — 110; 2010 — 86 человек. Живут марийцы (2002).Основана в 20‑е гг. 20 в. на терр. Белебеевского кантона. В 1925 учтено 33 двора.

ТӘТЕШЛЕ РАЙОНЫ (Татышлинский район)

ИСКЕ ЧОКЫР (Иҫке Соҡор, Старо-Чукурово)

Деревня Старочукурово принадлежала к 17-й юрте. Это коренное поселение башкир-ирэктинцев. Даже было время, когда оно так и называлось - Ирэкте. Оно было известно и как Джирем. Здесь жили одни вотчинники. Об этом ясно говорят материалы ревизий и переписей В 1795 г. здесь насчитывалось 165 башкир, в 1816 г. - 190, в 1834 г. - 219, в 1859 г. - 325, в 1870 г. - 348, в 1920 г. - 588 башкир.

Нарушение царским правительством условий добровольного подданства башкир вызывало их протест, породивший их открытые вооруженные выступления. В 1735-1740 гг. во время башкирского восстания наряду с башкирами северных волостей - Тайнинской, Уранской, Кыр-Таныпской, Балыкчинской - были и вотчинники-ирэктинцы. В 1738 г. во главе 450 повстанцев стоял житель д. Чукурово Муртаза Халимов. В Крестьянской войне участвовали жители 352 дворов всей Ирэктинской волости.

Чукурово — родина башкирского поэта второй половины XIX в. Гали Сокроя. Старшинами двух Ирэктинских волостей (Осинской и Казанской дорог) в 1738 г. с были Султук Назаргулов и Сурагул Дускяев, в 1742 г. — Илиш Азнагулов и Атнабай Тляков. В 1750—1797 гг. во главе обеих волостей стоял главный старшина Шариф(п) Кийков (Кейеков). Гали Сокрой — правнук башкирского старшины Шарифа.

Об этом свидетельствует шежере-родословная поэта. Вот это шежере: «Род Кара-Табын идет от Майки-бия. Во времена Чингиз-хана Майки-бий, живя в местности Миадак в Уральских горах, кочевал в долине реки Миасс; он Чингиз-хану возил подарки; став его спутником, ездил вместе с Чингиз-ханом на одной повозке; дали ему имя Уйшин Майки-бий. Сын Майки-бия Илек-бий, его сын Алчэ-бий, его сын — Булгаир-бий, его сын Кара-Табын-бий. Ему дали имя Кара-Газиз. Кара-Табын-бий, бросив старинные земли, переселился в долину реки Чулман. Его сын Чулман-бий родился, когда (Кара-Табын-бий) переселился сюда. Сын Чулмана Кулман, сын Кулмана — Дурмэн, сын Дурмэна — Бибэн, сын Бибэна Худайгул, его сын Худояр, его сын Давлетъяр, его сын Давлетбай, его сын Исен-хан; Исен-хан подчинялся Чуртмак-хану, который был из казанских ханов (наместников). Его владением была д. Джирем. Сейчас она известна как село Чукур. Около д. Чукур находилась всем известная местность «озеро Сырган», где Исен-хан с Чуртмак-ханом состязались в стрельбе из лука по цели.

Сын Исен-хана Бырак, сын Бырака Киик, сын Кийка Шариф, сын Шарифа Габдулла, сын Габдуллы (Габдес) Салих, сын Салиха (Мухамет) Гали. Гали есть сам Кийков». Сын Гали Гарифулла. По всему видно, что родословная была составлена самим поэтом Гали Сокроем. В другой родословной поэта между его прапрадедом Кийком и прапрапрапрадедом Быраком указано имя прапрапрадеда Кучугана.

Из предков Гали Сокроя (Гали Кийков взял имя родной деревни как псевдоним) по историческим источникам более известен его прапрадед Шариф Кийков. Он почти полвека служил старшиной Ирэктинской волости. В связи с тем, что отдельные авторы газетных статей сознательно искажают этническое происхождение башкирского поэта Гали Сокроя, следует подчеркнуть, что никогда и ни при каких обстоятельствах во главе башкирских родовых волостей не стояли небашкиры. Тем более должность волостных старшин была тогда наследственной, ими могли быть лишь потомки родовых старейшин или вождей-биев. Поэтому путь к этой должности был наглухо закрыт не только для представителей татар и мишарей, но и даже для башкир-чужеродцев. Поэтому приписывание Гали Сокроя к другому этносу не имеет под собой никакого основания, ибо противоречит историческим реалиям и источникам.

Шариф Кийков был одним из верных царскому правительству башкирских старшин. Во время подавления восстания 1755 г. и Крестьянской войны 1773—1775 гг. он был не только на стороне царизма, но и возглавлял карательные команды против повстанцев. Его преданность правительству и антинародная деятельность были высоко оценены Екатериной II, наградившей Шарифа Киикова серебряной и большой золотой медалями, на лицевой стороне последней был выбит профиль императрицы с надписью на обороте «Башкирский главный старшина Шариф Кийков жалован сей медалью за верность, за храбрость, за его службу. 1774 г.». Этой почести он добился благодаря ходатайству перед российским правительством одного из главных карателей подполковника И.И. Михельсона. По рекомендации последнего он удостоился чести быть принятым начальником секретных комиссий в Казани генерал-майором П.С. Потемкиным. В эти годы он добился должности главного старшины двух северных башкирских волостей (Тайнинской и Ирэктинской) и получил звание прапорщика. Тем не менее подвластные ему башкиры из 352 дворов были на стороне Е.И. Пугачева.

Он не отставал и в разбазаривании вотчинных земель ирэктинцев. Об этом можно найти сведения в «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т.5).

Его сыновья и внуки занимали высокие должности в башкирском обществе. Сын Нигаматулла стал юртовым старшиной во главе групп деревень, с 1825 г. — кантонным начальником 10-го башкирского кантона. В 1802 г. по получении чина 14-го класса он добился звания дворянства. В 50-х гг. XIX в. волостным старшиной был зауряд-хорунжий Дилявир Кийков.

Род Шарифа Кийкова в первой половине XIX в. составлял значительную часть населения деревни. Продолжая родословную, о которой уже говорилось выше, назовем имена сыновей, внуков, правнуков и других родственников Шарифа Кийкова.

У Шарифа Кийкова было три сына: (Г)Абдулла, Бикташ и Нигаматулла. Поэт (Мухамет) Гали (Габдул) Салихович был внуком Абдуллы Шарипова, жившего в 1746—1828 гг. и служившего юртовым старшиной — главой нескольких башкирских деревень. Старший сын Абдуллы — Тухватулла Абдулов (1768—1842), долгие годы исполнявший должность походного старшины, в обязанность которого входили «отвод башкирской команды на Оренбургскую пограничную линию вдоль р. Урал (Яик) и привод ее обратно домой в свои жилища» (в первой половине XIX в у башкир-казаков, как людей военного сословия, пограничная служба, т.е. охрана юго-восточных рубежей России, и участие их в войнах и походах русских войск являлись главной их повинностью-обязанностью перед государством). Старший сын Тухватуллы Гибатулла (1790—1847). У него единственный сын Хи(с)метулла, 1826 г., и 5 дочерей. Второй сын Мухаметгали (1793—1823). Третий Насибулла, 1798 года рождения, отданный по суду в солдаты в 1840 г. Его сыновья Сафиулла, Мухаметсадык, Мухаметамин, Исмагил. Назовем имена остальных сыновей Тухватуллы: Хабибулла, Фаткулла, Шаяхмет, Шаймардан, Гаймалетдин.

Курбангали Абдулов, второй сын Абдуллы, 1780 г., к середине XIX в. был отставным есаулом. Сыновья Курбангали Файруша, 1811 г. (его дети Вильдан, Абдулханнан, Исмагил, Музафар, Хусаин), Галиулла, 1814 г. (его сыновья Шагидулла, Хабибулла), Зайнулла (1819—1847), его сын Мухаметкаюм.

Третий сын Абдуллы Абдулхалик (1787—1816) долго служил юртовым старшиной. Его сыновья Абдулхаким, 1812 г. (его дети Гайса, Садрислам, Садритдин, Садыриксан), Зиганша, 1814 г. (его сыновья Мифаррах, Мухаметлатип, Мухаметсадык).

Четвертый сын Абдуллы Абдулсалих (Габдесалих), живший в 1797—1849 гг. У него 6 сыновей: Мухаметфазыл, 1825 г. (его сын Мухаметсафа, 1848 г.), Мухаметгали, 1828 г. (хотя его биографы указывают 1826 г.), Мухаметрахим (1831 г.), Абдулла (1834 г.), Абдрахман (1836 г.). Мухаметзариф (1846 г.); жена поэта — Марфуга Земалитдинова, 1831 г. (биографы поэта называют другое имя ее отца — Залялитдин).

Пятый сын Абдуллы Гайнитдин, 1803 г.; его сыновья Камалитдин (1824 г., его сын Ямалитдин), Багаутдин (1826 г., его Даут, Яхъя), Султанахмет (1829 г.), Абдулмусавир (1831 г.), Якуп (1833 г.), Юсуп (1835 г.), Муса (1839 г.).

Шестой сын Абдуллы Халиулла, 1815 года рождения, и младший — Зайнулла, 1819 г.

Второй сын Шарифа Кийкова — Бикташ (1752—1829).

Третий сын — Нигаматулла, в 1850 г. ему было 73 года. Тогда имел 4 жены 60, 50, 40, 30 лет, от которых родилось 10 сыновей. Старший сын из них Губайдулла (1794—1840, его сыновья Арсланбек, Арсланби, Хамидулла); второй зауряд-хорунжий, помощник кантонного начальника Мухаматша, 1810 г. (его сыновья Шагибал, Нурмухамет); третий Мухаметшариф, 1815 г., урядник, служил юртовым старшиной. И далее: Давлетша, 1823 года рождения (его сын Ахметша); Султанша, 16 лет в 1850 г.; Гайнулла, 16; Ахметша, 13; Шагингарей, 11; Султангарей, 9; Тимерша, 6 лет.

Одним словом, в 1850 г. родственники Шарифа Киикова составляли четверть жителей д. Старочукурово (т.е. 11 семей, или 25% из 43 семей).

А сейчас по IX ревизии 1850 г. перечислим имена и фамилии башкир-ирэктинцев этой деревни, чтобы сегодняшние чукуровцы могли найти своих дальних и близких родственников.

1. Ярмухмамет Едыгаров (1766—1838); его сын Сейфульмулюк, 1794 года рождения (его сыновья Кутлуахмет, Ибрагим, Фазлыахмет с сыном Хузиахметом).

2. Гузаир Едыгаров (1784—1830), сыновья Абдулманнан, Хуснумардан.

3. Его же сын Хуснутдин Гузаиров, 39 лет в 1850 г.; его дети Мухаметдин, Минниахмет, Кутлумухамет, Мухаметзариф.

4. Его же сын Абдуликсан Гузаиров, 35 лет.

5. Двоюродный брат Гузаира Ишнияз Юсупов, 52 лет; его сыновья Насретдин, Самагатулла, Назмитдин.

6. Мухаметрахим Едыгаров (1797—1837); его сыновья Рахматулла, 1803 г. (его дети Шарафислам, Шаяхитдин, Садрислам), Ахметзян, 1823 г.

7. Юлдаш Едыгаров (1751 — 1820).

8. Его племянник Мухаметша Ишмухаметов, 1813 г.; его сын Хайдарша.

9. Сын Юлдаша Галикей Юлдашев (1782—1840); его сын Габидулла.

10. Сын Юлдаша Азмухамет Юлдашев (1783—1840); его сыновья Мукминкул, 1809 г. (его Хамидулла, Мухамет, Хасбитдин), Хайритдин, 1831 года рождения.

11. Шамкай Сафаров (1766—1850); сыновья Маулит, 1822 г., Мухат (отдан в солдаты в 1822 г.).

12. Сын, Шамкая Ибрагим Шамкаев (1794—1826); его сын Шагимурат, 1818 г.; его сын Шагивали.

13. Байрамгул Сафаров (1771—1843); его сын Файруз (1791—1845); сыновья Файруза Абдулнафик, 1812 г. (его Абдулшафик, Минигали); Абдулнасыр, 1818 г. (его Абдулбасир), Файруша, 1831 г.; Зиганша, 1832 г.; Шагимардан, 1835 г.

14. Губайдулла Шафиев, 1770 г.

15. Его сын Ахтям Губайдуллин, 1798 года рождения; его сын Ахметша, 1822 г. (его Ахмет и Мухаметшаих).

16. Худайгул Губайдуллин, 1808 г.; его сыновья Муллаяр, Гилмияр, Ахмадий, Ахмедша, Галимша.

17. Агадулла Губайдуллин, 1815 г.; сын Габдулатиф; родные братья Ахметулла, 1822 г. (его сын Ахметкалям), Сагадий, 1824 года рождения, Валиулла, 1828 г., Набиулла, 1834 г.

18. Мухаметгали Шафиев, 1799 г.; сыновья Хайритдин, Хисматулла, Галяутдин.

19. Айдыкай Абдуллин (1789—1825); сын Гумер.

20. Его же сын Хисматулла Айдыкаев (1809—1843); брат Гумер.

21. Исмагил Муртазин, 88 лет в 1850 г.; сыновья Гайса (1822—1835), Мухаметсадык (его Гайса, 2 недель).

22. Исхак Муртазин (1769—1820); сыновья Ашраф, 1804 г. (его сыновья Абдулшафик, Бадамша, Мухаметхафиз), Абдулфаварис, 1809 г. (сын Низаметдин, 1849 г.).

23. Мукмин Максютов (1772—1845); сын Каспран, 1793 г.

24. Его же сын Минлигул Мукминов, 1806 г.; сыновья Муллаяр, Абдулвахит, Муллагильды, Валиша.

25. Юмагул Максютов (1788—1821); сын Хисравшир, 1810 г. (его дети Хазиахмет, Фазулла, Гафиулла, Ширахитдин, Гайзатулла, Намитдин).

26. Юмакай Максютов, 68 лет. Сын Шагимардан (его Шаймухамет).

27. Абдрашит Сагитов (1781—1824); его сыновья Фаткулла, 1806 г. (его Нурмухамет, Валиахмет).

28. Его же сын Файзулла Абдрашитов, 1808 г. (его Хасан); родные братья Зайнулла, 1810 г., Зайнибашир, 1822 г.

29. Шагимардан Сагитов (1785—1842); его сыновья Мухамадияр, 1816 г. (его Давлетъяр, Давлетбай), Сайфутдин, 1820 г. (сын Минлишайхитдин).

30. Амир Кузягулов (1774—1825); его сыновья Рахматулла (1807-1845), Файзулла, 1812 г., Курбанай, 1814 г.

31. Идрис Апасов (1783—1835); сын Агелитдин, 1818 г.

32. Гайнулла Абдулгафаров, 1786 г.; его сыновья Сахратулла, 1814 г., (сын Сибагатулла), Загидулла, 1825 г., Ахтарей, 1829 г.

33. Махмут Мавлюшев (1736—1819); сыновья Искандар Махмутов (1786—1848); сын Искандара Давлетша, 1814 г. (его Мухаметлатип, Мухаметнур); Хайрибашир Махмутов (1789-1842).

34. Афлятун Абдулманнанов (1800—1849); его брат Аюп (1813—1846), его сыновья Гиззатулла, Тохратулла.

35. Указной мулла из д. Улуаремы Уфимского уезда Мирхайдар Рахматуллин, назначенный сюда в 1848 г.

Все жители — башкиры-вотчинники, т.е. владельцы общинных земель Ирэктинской волости, кроме М. Рахматуллина.

Возвращаясь к сюжету о роде Кийковых и их этническом происхождении, отметим, что их представитель поэт Гали Сокрой вполне определенно писал, что «мы из лесных башкир».

Об этом же не раз говорил его сын Гарифулла Кийков (1861-1918), ставший известным поэтом, просветителем и ученым. Вот его слова: «Наш башкирский род...»

И, наконец, правнук (булэ) поэта Гали Сокроя, житель Свердловской области Рашит Галиакберович Ахунов (Ахунъян — старший сын Гали) в своем стихотворении «Слушаю тебя, родная Уфа» вносит определенную ясность в этот вопрос: Просветителя Гарифуллу Киикова заботит будущее его народа. Его слова и мысли о судьбе родного народа звучат и сегодня актуально.

Завершая очерк о Старочукурово, хотелось бы привести некоторый цифровой материал о хозяйстве сельчан. В 1842 г. на 219 башкир-чукуровцев (численность их здесь и в дальнейшем дается по VIII ревизии 1834 г.) сеяли 840 пудов озимого и 848 пудов ярового хлеба, т.е. по 7,7 пуда на каждого. Тогда они имели 5 водяных мельниц (в 1870 г. их 3). На 1 двор из 42 приходилось лошадей — 2,3 (всего 98), коров - 2,6 (всего 110), овец — 3,4 (всего 144), коз — 0,8 (всего 36 голов)28. На всю деревню имели 32 улья и 25 бортей.

Мусульманам принадлежала мечеть и школа при ней.

В начале XX в. деревня имела одноклассное земское училище из 4 отделений. В 1908 г. в первом отделении обучались 4 мальчика, 1 девочка, во втором — 2 девочки, в третьем-четвертом отделениях — 3 мальчика и 2 девочки, всего в нем занимались 7 мальчиков и 5 девочек. В тот год приняли 3 мальчиков и девочку. 1 мальчик выбыл. К концу учебного года обучались 9 мальчиков и 6 девочек, из них в следующие отделения были переведены 6 мальчиков и 3 девочки. 2 девочки окончили курс обучения. Остальные были оставлены на второй год обучения.

Из коренного поселения Старочукурово выделилась часть жителей и основала д. Новые Иракты или Чукур.

  • Известные люди:
    • Гали Сокорой (Чокрый) - Кииков Мухаметгали Габдессалихович, Родился в 1826 году в деревне Старый Сокор (Старочукурово) Татышлинской волости Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Татышлинского района Республики Башкортостан - умер 10 (22) декабря 1889 года.

Башкирский поэт. Начальное образование получил в родной деревне. Окончил медресе в деревне Стерлибашево. Преподавал там же. Затем учился в пяти крупных медресе Бирского, Осинского, Мензелинского и Белебеевских уездов.

В 1852 году возвратился в родную деревню и до конца своих дней жил там.

Литературную деятельность Гали Сокорой начал в 17 лет. Испытывал воздействия среднеазиатских поэтов мистиков А. Ясави и Аллаяра-суфи. За свою творческую жизнь он опубликовал более десяти поэтических сборников, в том числе «Тажвид» («Обучение правильному чтению Корана», 1860), «Дорри Гали» («Жемчужины Гали», 1873), «Шамга-зия» («Свет лампы», 1883), «Замы назир» («Добавление к книге «Конец света Сулеймана Бакыргани», 1889) и «Мадхи Казан» («Хвала Казани», 1889). Большинство стихотворений поэта дошло до наших дней в рукописном виде.

Гали Сокорой с увлечением читал произведения классиков восточной поэзии Фирдоуси, Саады и Хафиза. Часть произведений поэта носит автобиографический характер. Его путевой очерк «Насим ас – сибах» («Ветер утренней зари»), написанный после паломничества в Мекку и Медину в 1872 году, посвящен описанию природы и материальных богатств России. В произведении «Таварих – и Булгария» («История Булгарии») Гали Сокорой повествует об историческом прошлом Урало-Поволжья. Им в нескольких вариантах написано шежере кара-табынских башкир. Шежере, написанное в стихотворной форме, является не только историческим источником, но и своеобразным памятником художественной литературы.

Таким образом, Гали Сокорой оставил весьма богатое и разнообразное по тематике и жанрам литературное наследие. Его произведения могут служить ценными источниками не только для литературоведов, но и для языковедов и других исследователей.

Цикл стихов «Четыре времени года», оставшийся в рукописи, является одним из лучших образцов башкирской лирической поэзии XIX в.

Постановлением от 17 сентября 1996 г. в целях увековечивания памяти Гали Сокороя учредили премию в области литературы и культуры (с 01.01.1997 г.). Лауреаты премии: Эдуард Агзами, К. Шафикова, Ф. Суфияров, Радиф Тимершин, Камиль Гареев, Зинира Атнабаева, Фаниль Миннигалиев.

В деревне Старое Чукурово открыт музей Гали Сокороя, названа его именем улица в селе Верхние Татышлы

ЯҢА ИРӘКТЕ (Яңы Ирәкте, Новые Иракты,
Чокыр, Чукур)

Упразднённая деревня Татышлинского района Башкирии

  • Основана в Начале ХХ века
    из коренного поселения «ИСКЕ ЧОКЫР (Иҫке Соҡор, Старо-Чукурово)» выделилась часть жителей
  • Население:
    • 1920 - при 34 дворах 161 башкир 14 октября 2010 - 11

Река ЧОКЫР (Чекур, Чёкур)

Река Осинского района Пермского края, правый приток реки Тунтор

по правому берегу реки

  • Исток - в Центральной части Тулвинской возвышенности в 5 км к Северо-Востоку от села «ЧОКЫР (Чекур, Чёкур)»
  • Течёт на Юг
  • Устье - впадает в реку Тунтор в 17 км от её устья, у Южной окраины деревни
  • Длина - 17 км
  • Площадь бассейна - кв.км
  • Притоки:
  • Протекает вблизи населённых пунктов: ТҮБӘН ЧОКЫР (Нижний Чёкур), ЧОКЫР (Чёкур)

Исток находится. . На реке расположены деревни. У последней впадает в Тунтор

Источники