Туполев Андрей Николаевич

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
Андрей Николаевич Туполев
(1988-1972)

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТУПОЛЕВ
(1988-1972)

Выдающийся авиаконструктор, Генерал-полковник-инженер, доктор технических наук, академик Академии наук СССР, Герой Труда, Трижды Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Член ЦИК СССР, Депутат Верховного Совета СССР

Биография

  • Родился 10 ноября (29 октября) 1888 года в сельце Пустомазово, Тверской губернии Российской империи в семье провинциального нотариуса.
  • Ещё во время обучения в гимназии проявлял большой интерес к точным наукам и технике. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище (позднее МВТУ). В училище серьёзно увлёкся аэродинамикой. С 1909 года — член воздухоплавательного . Участвовал в постройке планёра, на котором самостоятельно совершил первый полет (1910).
  • В 1911 году успешная учёба и активная научная деятельность прервались, когда за участие в волнениях и распространение нелегальной литературы он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы на родину под негласный надзор полиции.
  • Только накануне Первой мировой войны ему удалось вернуться в училище, которое он с отличием окончил в 1918 году.
  • 1916—18 годы - участвовал в работах первого в России авиационного расчётного бюро; конструировал первые аэродинамические трубы в училище. Вместе с Николай Егорович Жуковским был организатором и одним из руководителей ЦАГИ, где окончательно определилось призвание молодого инженера.
  • 1918—36 годы - являлся членом коллегии и заместителем начальника института по опытному цельнометаллическому самолётостроению. Он опытным путем доказал, что кольчугалюминий (первоначально названный так по имени Кольчугинского завода во Владимирской области, на котором впервые в Советской России стали делать дюраль) является для самолетостроения достойной заменой непрочному дереву, с одной стороны, и тяжелому железу - с другой.
  • 5 января 1936 года приказом НКОП Туполев (по рекомендации Наркома тяжёлой промышленности Григория Константиновича Орджоникидзе) назначается первым заместителем и главным инженером ГУ НКОП. В том же году в США была направлена делегация работников авиапромышленности для закупки оборудования и лицензий. Руководителями делегации были назначены Туполев (ПГУ) и Харламов (ЦАГИ). Поездка в США для него была второй по счёту. Первый раз он посетил Германию и США в 1930 году, когда был начальником АГОС по вопросу дирижаблестроения. На этот раз путь делегации проходил через Францию, где была осмотрена продукция французской авиапромышленности. Знание французского языка помогли ему найти общие точки соприкосновения в сфере закупки авиамоторов.
  • Находясь в США, он нарушил принятое правило оформлять заказы через консалтинг-торговую фирму АМТОРГ. Данная фирма была создана советским правительством в начале 1920-х годов с целью размещения заказов на заводах Форда, Кристи и Кертисса. Туполев, встретившись с американским конструктором Александром Николаевичем Прокофьевым-Северским (эмигрировал в США в 1917 году), разместил заказы по своему усмотрению (влияние Прокофьева). Между Туполевым и начальником Особого Технического Бюро комбригом Павлом Игнатьевичем Гроховским возник скандал, который с трудом удалось погасить.
    • П.И.Гроховский - входил в состав делегации, самоучка, при образовании 3 класса начальной школы смог сделать 63 изобретения в области авиации, артиллерии и бронетехники, знал два иностранных языка, в 1937 году был арестован по делу Тухачевского, умрет в 1946 году, находясь в ОТБ-172.
  • Кроме этого, Туполев находился в служебной командировке вместе с женой Юлией Николаевной, которая отношения к авиации не имела. В результате поездки были закуплены лицензии на производство самолетов Валти V-IА, Консолидейтед PBY-1 (строились в СССР ограниченной численностью, были очень сложные в производстве) и истребитель фирмы Северского 2РА, который не соответствовал нормам прочности принятой в ВВС РККА. Благодаря Петлякову, который тоже входил в состав делегации, удалось приобрести лицензию на современный по тому времени самолет фирмы Дуглас DC-3.
  • 21 октября 1937 года - был арестован по обвинению во вредительстве, принадлежности к контрреволюционной организации. Вместе с ним были арестованы многие ведущие специалисты ЦАГИ и ОКБ, директора большинства авиационных заводов.
  • 28 мая 1940 года - приговорён ВКВС СССР к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Его обвинили в создании вредительской организации, передававшей чертежи самолетов иностранной разведке. Приговор был абсолютно абсурдным. По свидетельству Главного маршала авиации Александра Евгеньевича Голованова в разговоре с ним Сталин сказал, что не верит виновность Туполева. Компрометирующие факты, рассматриваемые следствием, никакого отношения к содержанию приговора не имели (дело вёл сотрудник 2-го следственного отдела НКВД Габитов).
  • Находясь в заключении, работал в закрытом Конструкторское бюро Народного комиссариата внутренних дел СССР — ЦКБ-29 - «Туполевская шарага»).
  • В июле 1941 года от дальнейшего отбытия наказания был освобождён со снятием судимости.
  • 8 августа 1947 года - присвоено звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
  • С 1950 года - Депутат Верховного Совета СССР 3-8 созывов.
  • 9 апреля 1955 года - был полностью реабилитирован.
  • 1968 год - присвоено звание генерала-полковника.
    • Сын - Алексей Андреевич Туполев — известный советский авиаконструктор.
    • Дочь - Юлия Андреевна Туполева — заслуженный врач России, заведующая терапевтическим отделением Городская клиническая больница имени С.П.Боткина, личный врач Андрея Николаевича Туполева
    • Зять - Владимир Михайлович Вуль — ведущий конструктор ОКБ Туполев, заместитель генерального конструктора.
  • Умер 23 декабря 1972 года в Москве. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Вклад

Ту-144
  • Под его руководством спроектировано свыше ста типов самолётов, 70 из которых строились серийно.
  • На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.
  • Он воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе:
    • Петляков Владимир Михайлович
    • Сухой Павел Осипович
    • Мясищев Владимир Михайлович
    • Путилов Александр Иванович
    • Чижевский Владимир Антонович
    • Архангельский Александр Александрович
    • Миль Михаил Леонтьевич
    • Голубков Александр Петрович
    • Незваль Иосиф Фомич
    • Туполев Алексей Андреевич
    • Лавочкин Семён Алексеевич
  • Разработки:
    • В 1925 году создал цельнометаллический двухмоторный самолёт «ТБ-1», который отличался высокими лётными данными и считался одним из лучших в мире бомбардировщиков.
    • 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт «ТБ-3», с помощью которого в 1937 году была осуществлена высадка экспедиции на Северном полюсе.
    • Также в 1932 году под его руководством бригадой КБ Павла Осиповича Сухого был сконструирован самолет «АНТ-25».
    • В 1934 году появился многомоторный самолёт модели «АНТ-20 (Максим Горький)». Он имел восемь двигателей, полезную площадь более 100 м² и пассажировместимость до 60 человек.
    • КБ Туполева после Второй мировой войны разработало и выпустило новую модель — реактивный бомбардировщик «Ту-16». Он был способен развивать скорость более 1000 км/ч.
    • Также появился первый отечественный реактивный гражданский самолёт — «Ту-104».
    • В 1957 году был разработан турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолёт «Ту-114».
    • В 1960-е годы разработан «Ту-144» (по кодификации НАТО: Charger) — советский сверхзвуковой пассажирский самолёт, является первым в мире сверхзвуковым авиалайнером, который использовался авиакомпаниями для коммерческих перевозок.

Признание

Казанский авиационный институт имени А.Н.Туполева

Источники