Тукаев Габдулла Мухамметгарифович

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Тукаевской»)
Перейти к: навигация, поиск
Габдулла Тукай
(1886-1913)
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Памятник
поэту в Казани
Шурале
Литературный музей
Родина поэта
Памятник Габдулле Тукаю в Кырлае
Музей Габдуллы Тукая в Кырлае

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ
ГАБДУЛЛА МУХАМЕТГАРИФОВИЧ ТУКАЕВ

(1886-1913)
(Габдулла Мөхәммәтгариф улы Тукаев)

Великий татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основателей современного татарского языка, Участник революции 1905-07 годов

Биография

  • Родился 14(26) апреля 1886 года в деревне КУШЛАВЫЧ (Кушлауч) Казанского уезда Казанской губернии в семье муллы.
    • По линии отца известно семь поколений мулл. Очень рано познал тяготы сиротства. Когда Габдулле было около пяти месяцев, он лишился отца. Позднее мать оставила ребёнка на воспитание бедной старушке, а потом — забрала обратно, однако вскоре умерла и в возрасте четырёх лет Габдулла стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили.
  • 1892—95 годы - его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауча.
  • 1895-1904 годы - его детство продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе.
    • 1904 год - первые его литературные опыты частично запечатлились в рукописном журнале «әл-ГАСР әл-ҖӘДИД (Новый век)».
    • В этот же период он переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию.
    • Увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова.
    • Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
  • 1895-1907 годы - учился в Медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)» Тухватуллиных в городе Уральске, работал в типографии, редакциях газет и журналов.
  • 1905-07 год - Участник революции в городе Уральске.
  • В начале 1907 года - покидает медресе «МОТЫЙГИЯ (Мутыгия)». Начинается его «вольная жизнь».
  • 3 июня 1907 года - «Третьеиюньский переворот» означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было его стихотворение «КИТМИБЕЗ! (Не уйдём!)», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», «ПАР АТ (Пара коней)» были посвящены теме Родины.
  • Осенью 1907 года - приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству.
    • Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Әл-ИСЛАХ (Реформа)», Фатыхом Амирханом и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «ЯШЕН (Молния)», «ЯЛТ-ЙОЛТ (Хлоп-Хлоп)» (Зарница), которые фактически редактировал.
    • В сатирических и публицистических произведениях бичевал самодержавие, феодально-патриархальные пережитки, старомодные медресе и кадмистов, антигуманизм буржуазной морали. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа, предопределили его первостепенное значение в татарской поэзии начала XX века.
  • К 1908 году - в его творчестве возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как:
    • «КӨЗГЕ ҖИЛЛӘР (Осенние ветры)» (1911)
    • «Гнёт» (1911)
    • «Дача» (1911)
    • «Чего не хватает сельскому люду?» (1912)
    • «Надежды народа…» (1913)
    • «Светлой памяти Хусаина» (1912) посвященное памяти его близкого друга Хусаина Ямашева, свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма.
    • Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—12 годах, написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. Отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», Тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («Чего не хватает сельскому люду?», «Гнет», «Возвращение в Казань»).
  • 1911—12 годы - несмотря на резкое ухудшение здоровья он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.
  • Начало августа 1912 года - возвращается в Казань. В столице он работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
  • Умер поэт в 20 часов 15 минут 2(15) апреля 1913 года в Казани, как писал Горький, «от голода и чахотки». Похоронен на Татарском кладбище в Ново-Татарской слободе Казани.
    • «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности».

Творчество

  • В реалистических и романтических стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык,родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между роскошью и нищетой, им заложены основы татарской реалистической критики:
    • «ТУГАН ТЕЛ (Родной язык)» (1907)
    • «И, КАЛӘМ! (О, перо!)» (1906)
    • «МӨХӘРРИРГӘ (Писателю)» (1907)
    • «ШҮРӘЛЕ (Шурале, Леший)», иллюстрации к изданиям 1937-39 и 1944-46 годов Байназара Альменова (1907)
    • «СУ АНАСЫ (Водяная)», иллюстрации к изданиям 1966-68 годов Байназара Альменова
    • «ПАР АТ (Пара коней)» (1907)
    • «ТАТАР КЫЗЛАРЫНА (Татарским девушкам)» (1906)
    • «ХАТЫННАР ХӨРРИЯТЕ (Свободу женщине)» (1909)
    • «ХӨРРИЯТ ХАКЫНДА (О свободе)» (1905)
    • «КИТМИБЕЗ! (Не уйдем!)» (1907)
    • «СОРЫ КОРТЛАРГА (Паразитам)» (1906)
    • «ПЕЧӘ БАЗАРЫ, ЯХУД ЯҢА КИСЕКБАШ (Сенной базар, или новый Кисекбаш)» (1908)
    • «МӘДРӘСӘДӘН ЧЫККАН ШӘКЕРТЛӘР НИ ДИЛӘР (Что говорят шакирды, вышедшие из медресе)» (1907)
    • «САЙФИЯ (Дача)» (1911)
    • «ӘХЛАКСЫЗЛЫК (Безнравственность)» (1912)
    • «ТӘҢКЫЙТ - КИРӘКЛЕ ШӘЙДЕР (Критика - вещь нужная)» (1907)
  • Писал «НАЗИРӘ (Назира)», форма литературного подражания, на басни И.А.Крылова, стихи Байрона, Гёте, Гейне, Шиллера, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова.Оказал влияние на формирование реализма и романтизма европейского типа в татарской и других литературах Тюркоязычных народов
  • «ӘСӘРЛӘР (Сочинения)» в пяти томах (1985-86)

Признание

Могила поэта

Источники