Терегулов Евгений Давидович
ЕВГЕНИЙ ТЕРЕГУЛОВ
ЕВГЕНИЙ ДАВИДОВИЧ ТЕРЕГУЛОВ
(1950-2011)
Композитор, пианист, педагог, профессор, консультант Академии Музыки Шерона в Бостоне США
Содержание
Биография
- Родился 15 ноября 1950 года в Люберцах Московской области.
- Внук Ханафи Терегулова.
- Его первым учителем музыки был отец – Давид (Дауд) Ханафиевич Терегулов, который передал сыну основы мастерства русской фортепианной школы, идущей от Антона Григорьевича Рубинштейна, Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова, ведь учителем отца был профессор Бакинской консерватории Матвей Леонтьевич Пресман, которого связывали узы творческой дружбы с выдающимся русским пианистом и композитором Сергеем Рахманиновым.
- 1958-68 годы - учился в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории по классу фортепиано.
- 1968-73 годы - обучался в Московской консерватории по классу:
- композиции - у профессора Тихона Хренникова
- фортепиано - у профессора Глеба Борисовича Аксельрода
- 1973-80 годы – преподаватель детской школы искусств № 1 в Москве.
- 1980-88 годы – артист Союзконцерта.
- 1975 год - член Союза композиторов СССР:
- 1994-2011 года - член правления Союза композиторов Москвы.
- Умер 22 января 2011 года в Москве.
Творчество
- Сочинения:
- для голоса и фортепиано:
- циклы на cлова русских поэтов (1969)
- Прелюдии и фуги на слова Александра Блока (1973)
- Концерт для фортепиано с оркестром (1973)
- Опера «Кузнец своего счастья» (1972)
- Балет «Пугачев» (1973)
- «Музыка» для симфонического оркестра (1970)
- Семь пьес для флейты, кларнета и фагота (1970)
- Сюита «В стране сказок» (1972)
- «Концертино» (1973)
- Две симфонии (1974,80)
- «Концерт для двух скрипок и камерного оркестра» (1975)
- Соната для скрипки соло (1976)
- Хоровой вокальный цикл для детей на слова из американского фольклора (1977)
- Семь пьес для валторны (1978)
- Фантазия для скрипки (1981)
- Цикл пьес для валторны и фортепиано (1982)
- Концертная пьеса для контрабаса и фортепиано (1983)
- Концертино для трубы и струнного оркестра (1983)
- Соната (1984)
- Две сонаты для скрипки и фортепиано (1987,88-94)
- Соната для скрипки и фортепиано (1986)
- Оркестровая фантазия «1914 год» (1996)
- для фортепиано:
- цикл «Пестрые страницы» (1968)
- Соната (1969)
- цикл «Сказки» (1970)
- Прелюдии (1972)
- Песни на стихи:
- Редьярда Киплинга (1983)
- Александра Сергевича Пушкина (1984)
- Цикл песен на стихи из немецкого фольклора (1985)
- Цикл романсов на стихи А.Сальникова (1985)
- Музыка к спектаклю Алексея Максимовича Горького «В стране сказок» (1971)
- Обработка и переложение 37 пьес для четырёх рук сочинений Уиезира Гаджибекова (1984)
- для голоса и фортепиано:
- Исполнитель программ классического репертуара во время его гастролей в городах Советского Союза
- 1995-96 годы - открыл своим выступлением в Рахманиновском зале Московской консерватории московский фестиваль «Клавирабенд композитора», успешно исполнив большую программу из фортепианных произведений Ж.-Ф.Рамо, Й.Гайдна, Ф.Шуберта и Р.Шумана.
- Проводил мастер-классы для студентов, учащихся, молодых музыкантов, педагогов музыкальных школ и музыкальных училищ во многих городах России - в частности, такие занятия прошли в:
- Волгограде (1994)
- Тольятти (1994-95)
- Новгороде (1995-96)
- Тамбове, на родине С.В.Рахманинова
- 1988-96 годы - принимал участие в работе Международных курсов высшего пианистического мастерства памяти С.В.Рахманинова.
- Автор книг:
- «Проблемы артикуляции и агогики в клавирных сочинениях И.-С.Баха» издательство «Советский композитор», 1993
- «О прочтении авторских указаний в клавирных сонатах Йозефа Гайдна»
- Его книги частично восполняют некоторые пробелы в теории исполнительского искусства, поскольку в них автор исследует выразительные средства и приемы игры на старинных клавишных инструментах в XVШ - начале XIX веков, а также возможность их использования в игре на современных инструментах для достижения, по возможности, аутентичного результата. Работы эти интересны тем, что проливают свет на многие «секреты» исполнительского мастерства, которые не фиксировались в нотах и были утеряны из-за того, что прерывалась живая традиция: передача опыта музыкантов-исполнителей непосредственно «из рук в руки». Таким образом, эти приемы исполнительского мастерства порой утрачивали свое первоначальное значение и со временем приобретали противоположный смысл. Находки и открытия в этой сфере музыкант воплощает в практической работе артиста и педагога. Влечение к такому нежному и одновременно строгому инструменту, как клавесин, он чувствовал давно, однако его концертные выступления на клавесине начались после выхода в свет его первой книги по исполнительскому мастерству.
Признание
- Его музыка неоднократно с успехом исполнялась в России и США.
Источники
- Архивы композитора
- Евгений Терегулов «Ассоциация музыкантов исполнителей»
- Т.В.Свитова «Встреча с Человеком: Евгений Терегулов»