СОНАТИНА (SONATINA)

Материал из Милләттәшләр
Перейти к: навигация, поиск
0000 1961 Әнвәр Бакиров «Сонатина».jpg

СОНАТИНА (SONATINA)

Музыкальное произведение

  • Сонати́на - соната без разработки.
  • От итальянского sonatina, уменьшительное от sonata - небольшая и технически нетрудная соната.
    • Часто используется в учебно-педагогической практике, например, сонатины Муцио Клементи, Лю́двига ван Бетховена и др.
    • Иногда подобные произведения носят название «маленькая соната».
  • В ХХ веке композиторы, тяготеющие к неоклассицизму, создавали их и как художественные произведения, в которых в стиле данного композитора лаконично и концентрированно воспроизводятся черты сонаты периода классицизма, например, Жозе́ф Мори́с Равель «Сонатина для фортепиано».
  • Первая часть её обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе.
    • Такая сонатная форма прежде называлась формой сонатины, а ныне термин «Сонатина» в этом значении не применяется.
  • Эта разновидность сонатной формы не очень распространена.
  • Применяется она обычно в произведениях более «легкого» характера.
  • Основная область применения — увертюра, например, к:
    • опере
    • балету
    • или увертюра как самостоятельное произведение
  • При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки, сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме.
    • Она обладает традиционным сонатным тематизмом - активная главная партия и напевная побочная и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции

Энвера Бакирова

Әнвәр Бакиров
(1920-2001)

ВИОЛОНЧЕЛЬ ҺӘМ ФОРТЕПИАНО ӨЧЕН СОНАТИНА
(Sonatina for Violoncello and Pianoforte)


Сонатина для виолончели и фортепиано в трёх частях

Вступительная статья

  • Автор - В.Алексеева (V.Alsxeyeva)

На русском языке

Энвер Закирович Бакиров родился в 1920 году в городе Казани, где в 1952 году окончил консерваторию по классу композиции Альберта Лемана.
В творчестве Бакирова, тесно связанном с татарской музыкальной культурой, главное место занимают песни. Из других произведений композитора следует отметить «Молодежную симфонию» (1952), балет «АЛТЫН ТАРАК (Золотой гребень)» (1953—55) и «Сонатину для виолончели и фортепиано» (1950).
Кроме того, Бакировым написано учебно-методическое пособие на татарском языке для начальной школы «Уроки музыки и пения» (1950).
Сонатина для виолончели и фортепиано Бакирова публикуется впервые. Основные темы всех трёх частей сонатины близки к татарским народным мелодиям, их ладовая основа — пентатоника.
Первая часть написана в сонатной форме. Круг её настроений определяется оживленной, темпераментной с признаками танцевальности главной партией и проникновенной, распевной побочной.
Вторая часть, изложенная в простой трехчастной форме, представляет собой как бы лирическое интермеццо. Основным музыкальным образом этой части является задумчивая мелодия с характерными для татарской народной песни узорами, расцвечивающими пентатонику.
Наиболее динамичен по музыке финал сонатины, написанный в форме рондо. Тема рефрена — волевая, мужественная, проникнутая упругой, энергичной ритмикой. Её сменяют эпизоды лирического характера. Финал в целом вызывает в представлении пеструю картину народного праздника.

На английском языке

ENVER BAKIROV was born in 1920 in Kazan; he graduated from the Conservatoire in that city in 1952 (A. Leman's class of composition).
Songs occupy leading place in Bakirov`s work which is intimately linked up with Tatar music. Of his works in other genres we should like to mention the «Youth Symphony» (1952), the «Golden Comb» ballet (1953—55) and «Sonatina for Violoncello and Pianoforte» (1950).
He is the author of «Music and Singing Lessons», a textbook in Tatar for elementary school (1950).
The present score is the first publication of Bakirov`s Sonatina for Cello and Piano. In all of its three movements the main themes, whose basic made is pentatonic, are related to Tatar folk melodies.
The first movement is in sonata form. Its mood is determined by two elements: the lively and driving principal subject, not unlike a dance tune, and the stirringly melodious subsidiary.
The second movement, a kind of lyrical intermezzo, is in simple ternary form. The main theme of this movement is a meditative pentatonic melody embellished with characteristically Tatar graces.
The sonatina`s most dynamic part is its finale in the form of rondo. The refrain is a volitional, virile and resiliently rhythmical theme. The whole of the concluding movement seems to create the picture of a popular festivity.

БЕРЕНЧЕ КИСӘК

0101 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0102 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0103 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0104 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0105 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0106 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0107 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0108 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0109 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0110 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg

ИКЕНЧЕ КИСӘК

0201 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0202 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0203 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0204 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg

ӨЧЕНЧЕ КИСӘК

0301 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0302 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0303 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0304 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0305 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0306 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0307 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0308 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0309 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg
0310 Әнвәр Бакиров Сонатина.jpg

Партия виолончели

0101 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg
0102 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg
0103 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg
0201 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg
0301 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg
0302 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg
0303 Әнвәр Бакиров Сонатина Виолончель.jpg

Исполнители

Источники