СОНАТИНА (SONATINA)
СОНАТИНА (SONATINA)
Музыкальное произведение
- Сонати́на - соната без разработки.
- От итальянского sonatina, уменьшительное от sonata - небольшая и технически нетрудная соната.
- Часто используется в учебно-педагогической практике, например, сонатины Муцио Клементи, Лю́двига ван Бетховена и др.
- Иногда подобные произведения носят название «маленькая соната».
- В ХХ веке композиторы, тяготеющие к неоклассицизму, создавали их и как художественные произведения, в которых в стиле данного композитора лаконично и концентрированно воспроизводятся черты сонаты периода классицизма, например, Жозе́ф Мори́с Равель «Сонатина для фортепиано».
- Первая часть её обычно пишется в лаконичной сонатной форме с кратко изложенными темами, не подвергающимися существенному развитию. Разработка в ней отсутствует или заменяется небольшим связующим переходом от экспозиции к репризе.
- Такая сонатная форма прежде называлась формой сонатины, а ныне термин «Сонатина» в этом значении не применяется.
- Эта разновидность сонатной формы не очень распространена.
- Применяется она обычно в произведениях более «легкого» характера.
- Основная область применения — увертюра, например, к:
- При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки, сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме.
- Она обладает традиционным сонатным тематизмом - активная главная партия и напевная побочная и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции
Содержание
Энвера Бакирова
ВИОЛОНЧЕЛЬ ҺӘМ ФОРТЕПИАНО ӨЧЕН СОНАТИНА
(Sonatina for Violoncello and Pianoforte)
Сонатина для виолончели и фортепиано в трёх частях
- Композитор - Энвер Бакиров
- Написана - 1950 год
- Издана - 1961 год
- Москва
- Редактор - Ю.Оленев
- Литературный редактор - Л.Чудова
- Технический редактор - Л.Рунова
- Пописано к печати - 12 июля 1961 года
- Государственное музыкальное издательство - «МУЗГИЗ»
- Типография - «Московская типография № 6 Мосгорсовнархоза»
- Тираж - 900 экз.
Вступительная статья
- Автор - В.Алексеева (V.Alsxeyeva)
На русском языке
Энвер Закирович Бакиров родился в 1920 году в городе Казани, где в 1952 году окончил консерваторию по классу композиции Альберта Лемана.
В творчестве Бакирова, тесно связанном с татарской музыкальной культурой, главное место занимают песни. Из других произведений композитора следует отметить «Молодежную симфонию» (1952), балет «АЛТЫН ТАРАК (Золотой гребень)» (1953—55) и «Сонатину для виолончели и фортепиано» (1950).
Кроме того, Бакировым написано учебно-методическое пособие на татарском языке для начальной школы «Уроки музыки и пения» (1950).
Сонатина для виолончели и фортепиано Бакирова публикуется впервые. Основные темы всех трёх частей сонатины близки к татарским народным мелодиям, их ладовая основа — пентатоника.
Первая часть написана в сонатной форме. Круг её настроений определяется оживленной, темпераментной с признаками танцевальности главной партией и проникновенной, распевной побочной.
Вторая часть, изложенная в простой трехчастной форме, представляет собой как бы лирическое интермеццо. Основным музыкальным образом этой части является задумчивая мелодия с характерными для татарской народной песни узорами, расцвечивающими пентатонику.
Наиболее динамичен по музыке финал сонатины, написанный в форме рондо. Тема рефрена — волевая, мужественная, проникнутая упругой, энергичной ритмикой. Её сменяют эпизоды лирического характера. Финал в целом вызывает в представлении пеструю картину народного праздника.
На английском языке
ENVER BAKIROV was born in 1920 in Kazan; he graduated from the Conservatoire in that city in 1952 (A. Leman's class of composition).
Songs occupy leading place in Bakirov`s work which is intimately linked up with Tatar music. Of his works in other genres we should like to mention the «Youth Symphony» (1952), the «Golden Comb» ballet (1953—55) and «Sonatina for Violoncello and Pianoforte» (1950).
He is the author of «Music and Singing Lessons», a textbook in Tatar for elementary school (1950).
The present score is the first publication of Bakirov`s Sonatina for Cello and Piano. In all of its three movements the main themes, whose basic made is pentatonic, are related to Tatar folk melodies.
The first movement is in sonata form. Its mood is determined by two elements: the lively and driving principal subject, not unlike a dance tune, and the stirringly melodious subsidiary.
The second movement, a kind of lyrical intermezzo, is in simple ternary form. The main theme of this movement is a meditative pentatonic melody embellished with characteristically Tatar graces.
The sonatina`s most dynamic part is its finale in the form of rondo. The refrain is a volitional, virile and resiliently rhythmical theme. The whole of the concluding movement seems to create the picture of a popular festivity.
БЕРЕНЧЕ КИСӘК
ИКЕНЧЕ КИСӘК
ӨЧЕНЧЕ КИСӘК
Партия виолончели
Исполнители
- Лариса Маслова виолончель и фортепиано:
Источники
- Большая Советская Энциклопедия
- Энвер Бакиров «СОНАТИНА (SONATINA)» для виолончели и фортепиано (Sonatina for Violoncello and Pianoforte), «МУЗГИЗ», Москва, 1961