Казачков Семен Абрамович

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Семена Казачкова»)
Перейти к: навигация, поиск
Семён Казачков
(1909-2005)

СЕМЁН АБРАМОВИЧ КАЗАЧКОВ
(1909-2005)
Педагог, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Казанской консерватории

Биография

  • В 1909 года в селе Перевоз Черниговской губернии (ныне Брянская область, находящаяся на границе России с Украиной и Белоруссией) в бедной семье разнорабочих родился С.А.Казачков. Жажда знаний, чтения литературы как художественной, так и научно-познавательной характеризовала его с детства. В 18 лет он приехал в Ленинград, поступил в консерваторию. Закончив ее в 1940 году по распределению начал работать с Чувашским государственным хором в Чебоксарах. В 1941 года был призван в Советскую армию, где воевал на Белорусском и Балтийском фронтах. Участвовал в боях под Орлом, Брянском, Митавой, Кенигсбергом, закончив войну в Добеле (Латвия). После демобилизации руководил Ансамблем Краснознаменного Балтийского флота.
  • 1947-2005 годы он работал в Казанской консерватории дирижером студенческого хора и педагогом хорового дирижирования. С.А.Казачков впитал высокую мировую музыкальную культуру второй четверти XX века, посещая концерты дирижеров – О.Клемперера, Д.Митропулоса, Г.Абендрота, Б.Вальтера, О.Фрида, Г.Кнапперсбуша, Ф.Штидри, Э.Ансерме, В.Талиха; музыкантов-инструменталистов – Я.Хейфеца, С.Прокофьева, В.Софроницкого, А.Рубинштейна, Г.Нейгауза, М.Юдину, А.Шнабеля. С.А.Казачков в своих воспоминаниях «Расскажу о времени и о себе» отмечал стремление не погружаться слепо в классическую музыку, не видя того, что происходит вокруг в культурной жизни. В годы учебы в Ленинграде он посещал все гастроли Московского художественного театра, МХАТа, а также драматические постановки Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина – «Александринки». Общение с замечательными артистами, восприятие музыки в гениальном исполнении плеяды выдающихся дирижёров отразилось в последующем, в собственных программах С.А.Казачкова. Слушатели концертов под его управлением всегда отмечали не только высокий профессионализм дирижерского управления, но и красоту исполнения, внутренний вкус, такт, меру. В консерватории города Казани С.А.Казачков со временем создал так называемую «Казанскую хоровую школу» пения и дирижирования. Как отмечал Семён Абрамович: «Это название не нами дано, оно созрело через восприятие нашего концертного, педагогического и научного опыта дирижерами и педагогами музыкальных учебных заведений республик бывшего СССР, в том числе и прибалтийских». Будучи основателем и основоположником ценностей, норм, стиля «Казанской школы», он отточил музыкальное исполнительство учеников постоянной концертной деятельностью, что позволило им позже стать основателями своих хоров. Так видными последователями «школы» стали казанские хоровые дирижеры: А.Абдуллин, А.Булдакова, Л.Дразнина, В.Леванов, В.Лукьянов, Д.Кутдусов, В.Макаров, Е.Мохнаткин, В.Сотников, М.Таминдарова. Школа сильного лидера трактуется порой отрицательно. Считается, что яркий талант потеряет свою индивидуальность, подчинившись диктату мастера, а обязательное копирование его приемов сформирует череду похожих профессионалов. Однако для учебно-концертного процесса воспитания и профессионального образования студентов хорового отделения Казанской консерватории второй половины XX в. развитие в этом русле было методически правильным, но система С.А.Казачкова, по всей видимости, обладала свойствами матрицы, позволяющей выходить и за рамки крепкого ремесленного мастерства. В основе «школы» С.А.Казачкова, наряду с ярким «технэ», лежит аристос – некая возвышенная идея. Это нравственноэстетическое положение о постоянном бескорыстном служении искусству, очищающему душу и облагораживающему вкус публики. Казанский дирижёр не уставал повторять студентам азы своей профессиональной философии. Объективно, С.А.Казачков требовал от учеников постижения и свободного владения дирижерской полистилистической техникой, то есть системой многообразных специальных дирижерских приемов, применимых в том или ином музыкальном произведении. В хоровом пении выработка полистилизма была настроена на постижение элементов певческих школ классицизма, романтизма и эксперессионизма. Согласно установкам С.А.Казачкова, выбор необходимых приемов для дирижирования и пения производится наилучшим образом на основе подробного анализа сочинения и интуитивного следования внутреннему слуху. С.А.Казачков всегда требовал от студентов чтения классической русской литературы, считая это занятие обязательным условием формирования отточенного и гибкого эстетического вкуса.
  • 1948-89 год - заведующий кафедрой хорового дирижирования

Творчество

Исполнительство С.А.Казачкова совпало по времени с деятельностью первых профессиональных татарских композиторов. В любом хоровом концерте наряду с классикой С.А.Казачков представлял избранные произведения татарской музыки. В его исполнении выразительно звучали хоры из опер «Алтынчеч» (в переводе с татарского языка – девушка с золотыми волосами), «Джалиль» (о татарском поэте Мусе Джалиле, герое СССР), кантаты «Республика моя» Н.Г.Жиганова. Просто и искренно исполнялись татарские народные песни «Пар ат» (Пара коней) и «Аллюки» (Колыбельная) в обработке А.Ключарева

  • Казачков С.А. «Некоторые вопросы репетиционной работы с хором». Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. Казань, 1955
  • Казачков С.А. «Дирижерский аппарат и его постановка». – Ленинград. Музыка, 1967
  • Казачков С.А. «От урока к концерту». Казань: Казанский университет, 1990
  • Казачков С.А. «Дирижер хора – артист и педагог». Казань: Казанская консерватория. 1998
  • Казачков С.А. «Расскажу о времени и о себе». Казань: Казанская консерватория. 2004

Источники