Вахидов Саид Габдулманнанович
(перенаправлено с «Саид Саттар»)
СӘЕТ ВАХИДИ
САИД ГАБДУЛМАННАНОВИЧ ВАХИДОВ
(Саид Саттар)
(1887-1938)
(Сәет Габделмәннан улы Вахитов)
Историк, археограф, педагог
Содержание
Биография
- Родился 30 мая 1887 года в деревне Тяжбердино в семье середняка.
- В метрических записях, сохранившихся в национальных архивах Казани, есть данные, что:
«его отец в качестве бессрочного солдата принял участие во второй турецкой кампании 1877-78 годов. Вернувшиеся с войны живыми пользовались определенными льготами. Важнейшие из них – земельный надел и налоговые льготы. Поэтому, наверное, семья жила в достатке.
Родился четвертым ребенком в семье, записанное в метрике и провозглашенное муллой имя мальчика Саид Саттар».
- В метрических записях, сохранившихся в национальных архивах Казани, есть данные, что:
- Начальное образование он получил в медресе родной деревни Тяжбердино.
- Это были годы, когда джадидизм в преподавании и обучении стали проникать и в сельскую местность.
- 1895 год - окончил Старо-Рязяпское медресе, нынче Спасского района. Увидев способности сына к обучению и стремление к знаниям, отец одобрил его желание учиться дальше.
- 1905-11 годы - приезжает в Казань, поступает учиться в знаменитую медресе «МӨХӘММӘДИЯ (Мухаммадия)».
- «Для любознательного подростка и его малая родина была достойным изучения источником исторических знаний. Недалеко от деревни Тяжбердино найдены надмогильные плиты болгарского периода, недалеко Старого Рязяпа – останки Суварского городища, а заберешься чуть подальше, и уже таинственный город Болгар… Недалеко на Востоке – городища Биляр, Джукатау. А дедушка Габдуллатыйф, который ходит из дома в дом, из деревни в деревню и складывает печи, рассказывает увлекательные истории болгарского периода… Таким образом, чувство любви к родной земле, к истории своего народа формируется в сердце шакирда Саида в естественных условиях, на жизненном основании».
- «Когда начал учиться в медресе «Мухаммадия», перед ним открылись новые возможности для углубления исторических знаний, стремления к науке. Он начинает изучать исторические труды знаменитого Шигабутдина Марджани, знакомится с идеалами мудрого ученого. Мысль о том, что у народа, забывшего свое прошлое, нет будущего, глубоко проникает в разум юноши».
- «В годы учебы в Казани он хорошо освоил русский язык, познакомился с трудами прогрессивных русских писателей, а знакомство с татарской печатью демократического направления расширяет его кругозор, углубляет знания».
- 1911-14 годы - преподавал в сельских школах Казанской губернии, получив глубокие знания.
- 1912 год - молодой учитель добивается открытия в Тяжбердино русско-татарской начальной школы. В том же году он принимает участие в открытии школ в Мамадышской стороне, преподает в Сабинском районе, в школе № 3 Казани, дает уроки по татарскому языку, истории тюрко-татарского и русского народов.
- Вместе с преподавательской деятельностью он продолжает научную работу, археографические исследования.
- 1914 год - его призывают на войну.
- 1917 год - вернувшись с фронта живым и здоровым, с новой силой отдает себя школе, преподаванию, продолжая и археографические работы.
- 1918-20 годы - работает лектором педагогических курсов по ускоренной подготовке учителей для только что открытых многочисленных школ. Принимает участие в организации таких курсов в Спасском, Лаишевском, Мамадышском кантонах. В школах нашего Алькеевского района до войны и после войны, даже до 60-х годов преподавали учителя, окончившие курсы в Спасске. В 1919-21 годах Саид Вахиди преподает в рабфаке при Казанском государственном университете.
- 1928-** годы - сотрудник Российской археографической комиссии.
- 1930 год - начинает здесь работать во вновь образованном Татарском научно-исследовательском экономическом институте.
- Вторая половина 1930-х годв - работал в Государственном музее Татарской АССР, принимает участие в формировании фондов.
- 1928-30 годы - организует экспедиции и посещает почти все населенные пункты Спасского и Алькеевского районов.
- 1937 год - необоснованно репрессирован, был арестован, обвинен в «контрреволюционном пантюркизме», в распространении империалистических идей, в фашизме. Всё это было безосновательно, по навету, но культ личности сделал свое дело. Конечно же, он свою вину не признал.
- Он был расстрелян 5 января 1938 года. Реабилитирован посмертно.
- Бесчисленные письменные материалы, монографии и выступления Вахиди хранятся во многих архивных фондах, нашли свое место в музеях. Но они не были опубликованы в качестве книги. Видимо, ученый даже не предполагал, что его жизнь оборвется столь неожиданно и трагически.
- Немало белых пятен в его родословной. Неизвестны судьбы его трех сыновей. Сестра Вахиди Миннесарви жила в Тяжбердино. Сегодня известны четыре его внука, один живет в Базарных Матаках. Информацией о его трудах владеет кандидат исторических наук Рафик Насыров, который изучает историю нашего края.
Вклад
- Собрал свыше 3 тыс. рукописей.
- Основные работы по ханским ярлыкам.
- 1912 год - обнаружил тарханный ярлык Казанского хана Сахиб-Гирея.
- См. Ярлык Сахиб-Гирея.
Признание
- Мы должны знать о верном сыне своего народа, гордиться нашим земляком. Увековечивание его имени – наш долг.