УРЫСЛАР (Русские)

Материал из Милләттәшләр
(перенаправлено с «Русское»)
Перейти к: навигация, поиск

УРЫСЛАР (Урыҫтар, Русские, Рустар)

Народ

Русский язык

Верующие Русские в основном право­славные. Русские, как и украинцы и белорусы произошли от древне-русской народности, сформи­ровавшейся из восточнославянских племён в процессе распада родо-племенных отношений и создания Древне-русского государства вокруг Киева. В процессе расширения историко-этнической территории сложились группы северных, южных великорусов и пе­реходная — средне-русская группа. Как своеобразная подгруппа среди великорусов выделяется насе­ление Среднего Поволжья. Первые русские пересе­ленцы на территории Татарии появились в XV веке

После падения Казанского ханства (1552) началось массовое переселение русского населе­ния. Тесное соседство с разноязычным, в том числе тюркоязычным, населением Поволжья привело к изменениям этнокультурного облика русских(во внутреннем убранстве жилища, народной одежде, пище и др.). В свою очередь русские оказали значительное этнокультурное влияние на материаль­ную и духовную культуру коренных жите­лей Татарстана

  • осн. население России. Числ. Р. в 1989 в СССР — 145 155 тыс., в РСФСР — 119 865 тыс.; в 2002 в РФ — 115 869 тыс. человек. В БАССР в 1989 числ. Р. составила 1548,3 тыс.; в РБ в 2002 — 1490,7 тыс. человек. Проживают во всех городах респ., составляют более половины жителей гг. Белебей, Белорецк, Бирск, Благовещенск, Давлеканово, Ишимбай, Кумертау, Мелеуз, Салават, Стерлитамак, Уфа. В сел. местности наиб. компактно проживают в Уфимском (2002 — 26,3 тыс.), Дуванском (20,3 тыс.), Иглинском (13,7 тыс.), Белокатайском (11,3 тыс.), Чишминском (10,9 тыс.), Мелеузовском (10,8 тыс.), Кугарчинском (9,6 тыс.), Бирском (ок. 9 тыс.), Благовещенском (8,9 тыс.), Кармаскалинском (8,8 тыс.) и Куюргазинском (8,5 тыс.) р-нах. Родной яз. — русский язык. Осн. часть верующих исповедует православие.

Массовое переселение Р. на терр. края началось после присоединения Башкортостана к России. Первоначально Р. расселялись в центр. части Башкортостана, осваивая земли вокруг Уфы, затем — в сев.-зап., вдоль Закамской линии. Рус. население в осн. состояло из служилых людей, к-рые несли службу на пограничных укреплённых линиях, и крестьян, селившихся на вотчинных землях башкир в качестве припущенников. Следующий этап переселенческого движения начался после стр-ва Оренбургской линии и основания Оренбурга. Приток рус. переселенцев в осн. из Ср. Поволжья, центр. и юж. районов России увеличился во 2-й пол. 18 в. в связи с развитием горнозаводской промышленности, после Крестьянской реформы 1861 и в ходе Столыпинской аграрной реформы. Согласно переписи населения 1897, в Уфим. губ. зафиксировано 834 тыс., Оренб. губ. — 1126 тыс. Р. Процесс урбанизации привёл к увеличению числ. городского нас.: в 1939 насчитывалось 383,5 тыс. чел., 2002 — 1232,3 тыс. человек.

Х-во Р. на новых местах сохраняло традиц. черты. Ведущей отраслью было земледелие, вспомогат. роль играли скот-во, домашние ремёсла и промыслы. Распространённой системой земледелия являлся трёхпольный севооборот. Осн. земледельческие орудия труда — соха-косуля, плуг-сабан, борона и др. Из зерновых культур возделывали рожь, пшеницу, овёс, просо, ячмень, гречиху, выращивали картофель, капусту, лук, репу, морковь, огурцы. Занимались разведением коров, свиней, овец, коз, лошадей (использовали в осн. в качестве тягловой силы). Были распространены пасечное пчеловодство, гончарные, бондарные, токарные промыслы, произ-во рамочных ульев, телег, тарантасов, оглобель, хомутов и упряжи, в лесных районах — выделка мочала, изготовление рогож, плетение кулей.

Осн. видами поселений Р. являлись сёла, хутора, а также выселки и починки. Планировка поселений была линейной. В сев. и центр. районах Башкортостана осн. строит. материалами были ель и сосна, в степных — саман, глина, плетень, а также берёза, осина, липа. Рус. усадьба имела преим. замкнутую планировку: состояла из жилого дома, двора с постройками, огорода. По периметру располагались амбары, клети, хлевы, конюшня, за домом — сарай для саней, телег и с.-х. инвентаря (завозня) с сеновалом (сенник, поветь), ближе к дому — погреб, на заднем дворе находилась баня. Дома Р. представляли собой 4-стенную избу с сенями и двускатной крышей. Осн. элементами традиц. интерьера являлись “красный угол" с иконами, трапезное место (стол, две лавки вдоль стен), большая печь с лежанкой, полати и настил, под к-рым хранили вещи.

Традиц. жен. костюм состоял из белой холщовой или пестрядинной рубахи, фартука с оборками, юбки или сарафана, поверх к-рого носили шёлковые или парчовые телогреи. Головными уборами были шёлковые шали, полушалки, узорные вязаные и кружевные платки, косынки, замужние женщины носили небольшие тканевые шапочки (повойник, волосник, чехлик, шлык). Традиц. украшениями являлись серебр., медные, золотые серьги, кольца, персти, ожерелья и воротники из бус (борки), янтарные и стеклянные бусы, броши для ворота. Мужчины носили рубахи с прямым разрезом ворота, косоворотки, холщовые штаны или портки, суконные и войлочные шапки, шляпы, картузы, зимой — меховые шапки с отворотом, ушанки. Верхней одеждой мужчин и женщин были кафтаны или чекмени из тёмного домашнего сукна, овчинные шубы, ватные пальто; обувью — лапти, в зимнее время — валенки (пимы).

Основу традиц. кухни Р. составляли зерновые культуры и овощи. Незаменимым продуктом был хлеб (в будни пекли ржаной хлеб, в праздники — пшеничный). Были распространены овощные блюда (щи, картофельная похлёбка, горошница, отварной картофель с соленьями, пареная репа), каши, кисели. В праздничные дни готовили мясные блюда, пекли пирожки (пряженцы) с яйцами, мясным фаршем или рублеными овощами, а также шаньги, ватрушки, оладьи, калинники. Особое место в обрядовой пище занимали блины. Из напитков употребляли квас, пиво, брагу, медовуху.

Семейно-брачные отношения Р. сохраняли традиц. черты: до нач. 20 в. преобладали патриархальные неразделённые семьи (до 20 и более человек). Главой семьи являлся отец или старший брат (большак, старшой), его жена была распорядительницей среди женщин. Торжественно отмечали в кругу родственников рождение ребёнка, осенью или зимой после Крещения — свадьбы. Характерны были предсвадебные встречи: сватовство, смотрины невесты, ознакомление с имущественно-хоз. положением жениха, сговор (запой, рукобитье), во время к-рого договаривались о дате свадьбы, приданом. Все обряды, входившие в свадебный цикл, сопровождались нар. песнями: грустными, лирическими, величальными, шуточными, прощальными. Праздновались Рождество, Крещение, Масленица, Пасха, Троица и др. православные праздники.

Традиц. муз. инструменты: балалайка, свирель, жалейка, рожок, бубенцы, трещотка, гармонь и др. Чрезвычайно богат и разнообразен фольклор Р., в к-ром представлены сказки, предания, пословицы и поговорки, лирические и обрядовые песни, причитания и т.д., а также образцы казачьего и фабрично-заводского фольклора.

В РБ действуют Собор русских Башкортостана, Аксаковский фонд, историко-культурные центры “Никольский храм", “Красный Яр". Возрождаются традиции казачества.


Источники