Поляков Рувим Львович

(перенаправлено с «Рувим Поляков»)
Перейти к: навигация, поиск
Рувим Поляков
(1911—1981)

РУВИМ ЛЬВОВИЧ ПОЛЯКОВ
(1911—1981)

Музыкант, педагог, стратег и практик детского музыкального образования в Татарии, организатор детских музыкальных школ в Казани

Биография

(Елена Васьяновна Порфирьева, профессор, кандидат искусствоведения)
Это имя у всех, имеющих отношение к музыкальной культуре Татарстана, вызывает особые чувства. Прямо или косвенно, мощное влияние этого Музыканта и Человека испытали те, кто учился музыке и учил будущих музыкантов. Поляков вошел в историю прежде всего как стратег и практик детского музыкального образования в нашей республике, организатор детских музыкальных школ в Казани. Но его имя неотделимо также и от истории Казанского музыкального училища, с ним связана большая часть жизни и деятельности этого замечательного музыканта, и вклад его в развитие старейшего в Среднем Поволжье профессионального музыкального учебного заведения значителен и многопланов.

Обращаясь к теме «Р.Л.Поляков и музыкальное училище», необходимо вернуться к началу прошлого века, так как Рувим Поляков был одним из первых учеников училища по классу виолончели. Несомненно, та духовная атмосфера, которая была характерна для училища благодаря его создателю Р.А.Гуммерту и его коллегам, во многом повлияла на процесс духовного становления молодого музыканта. Его учителем был первый педагог – виолончелист училища Н.Н.Грюнберг. Как замечал сам Рувим Львович впоследствии, сильное воздействие на него оказали также концерты и уроки известного русского виолончелиста М.Е.Букиника, одно время жившего в Казани и преподававшего в училище.

Следующим важным этапом в формировании личности и музыкального мастерства Полякова были годы учебы в Петербургской консерватории, куда, окончив училище, он поступил в 1912 году на высший курс в класс виолончели профессора Л.Э. Аббиате. Годы учебы в училище РМО и консерватории заложили «прочный фундамент» личности Полякова, сочетавшей в себе тонкое музыкальное дарование, высокие духовные приоритеты и исключительную интеллигентность. Все эти качества в полной мере проявились уже в первые годы работы в Казани, куда он вернулся в 1916 году, закончив курс консерватории.

Практически, начало творческой биографии Р.Л. Полякова совпадает с временем крутого поворота в российской истории. Едва успев вступить на преподавательскую стезю в музыкальном училище, он оказался в гуще бурных преобразований в музыкальной культуре Казани, пришедшихся на послереволюционные годы. С первых месяцев Советской власти формулируется программа Государственного музыкального строительства. Послереволюционные лозунги «Искусство – в массы», «Искусство - народу» вызывают радикальное преобразование музыкального образования под эгидой пролетаризации и демократизации. Казанское музыкальное училище, вышедшее из – под крыла Русского музыкального общества, становится плацдармом для многочисленных экспериментов, реформ, реорганизаций, продолжавшихся не одно десятилетие.

Интересно заметить, что среди энтузиастов культурного строительства в эти годы важную роль играли крупные деятели музыкальной культуры, направившие свою творческую энергию в русло созидания новых форм образования и просвещения. Это и Р.А.Гуммерт, отстраненный от руководства музыкальным училищем, но активно включившийся в процессе реформирования музыкальных учебных заведений, это профессор Н.Д.Кашкин, переехавший из Москвы в Казань в 1918 году и проживший здесь последние годы своей жизни.

В число главных идеологов реформирования музыкальных учебных заведений выдвигается и Р.Л. Поляков. Волна послереволюционных перемен буквально выносит его в форватер культурного строительства. В каких только культурных акциях не участвует Рувим Львович в эти годы! Впоследствии, в Автобиографии он перечисляет свои служебные и общественные обязанности в 1918 – 19 годах: преподаватель музыкального училища, заведующий музыкальной секцией в штабе Советской Армии, зав. музыкальной секцией городского отдела народного образования, зав. муз. частью Народного дома, член Президиума Союза работников искусств (РАБИС)…

Но главное – с сентября 1919 года он становится Заведующим Государственной двухступенной музыкальной школой, образованной в результате реформирования Казанского музыкального училища. Основные принципы перестройки училища Поляков разрабатывал совместно с Кашкиным. Главная задача была сформулирована весьма определенно: создать музыкальное учебное заведение нового советского типа. В многочисленных дискуссиях по поводу того что стоит за этим определением, много самых разных точек зрения – это и идея о привлечении учащихся к общественно – политической жизни, и идея о необходимости пролетаризации состава учащихся, но, что очень важно, и постоянно присутствующая мысль о том, что это учебное заведение должно быть профессиональной школой высокого уровня подготовки.

Все эти принципы были отражены в деятельности школы. При наборе учащихся делался акцент на социальном происхождении, школа имела два отделения – специальное и общеобразовательное (отсюда естественное смешение принципов специального образования и общевоспитательных задач). Здесь следует отметить, что Казанское музыкальное училище к периоду реорганизации имело замечательные достижения, было учебным заведением, имеющим высокий профессиональный статус и прочные традиции (неслучайно, на съезде директоров музыкальных учебных заведений ИРМО в 1912 году в Петербурге оно было отмечено в числе четырех лучших в России - наряду с Киевским, Харьковским и Одесским).

Заслуга Полякова заключается в том, что ему удалось в столь непростых условиях продолжить и закрепить те установки и принципы академического образования, которые существовали в училище Гуммертовского периода. В Государственной школе сохраняются и успешно развиваются специальные классы, наряду с существовавшими ранее классами фортепиано, вокала и струнных инструментов, открывается класс игры на духовых инструментах, (отметим, что первый опыт подготовки исполнителей на духовых инструментах относится к 1905 году, когда по инициативе Гуммерта открываются оркестровые классы при Казанском отделении ИРМО, которые однако были закрыты в 1911 году из-за финансовых трудностей), усилена музыкально-теоретическая подготовка – в частности, профессор Н.Д.Кашкин читал курс истории музыки, профессор Казанского Университета А.Ф.Самойлов – курс акустики.

Обратим внимание на интересный факт, красноречиво характеризующий личность Полякова. В 1921 году, когда в Казань приезжает известный дирижер, скрипач и музыкальный деятель А.А. Литвинов, Рувим Львович по личному желанию передает ему заведование музыкальной школой, а сам занимает должность заведующего учебной частью. Совершенно очевидно, что главным для Полякова была не должность, а высокие интересы дела. Затем на протяжение 20-х годов профессиональное сотрудничество этих двух музыкантов дает впечатляющие результаты. В 1922 году в результате слияния Государственной двухступенной музыкальной школы с Восточной консерваторией образовывается Восточный музыкальный техникум, в котором директором становится Литвинов, а Поляков заведует учебной частью. Техникум, как в дореволюционные годы музыкальное училище ИРМО, занимает центральное место в музыкальной жизни Казани – успешно воспитываются молодые, в частности, национальные музыкальные кадры, силами студентов регулярно ставятся оперы, выступают русский и татарский хоры, студенческий симфонический оркестр.

Вместе с тем, к концу двадцатых годов все более усиливается натиск сторонников перевода музыкальных учебных заведений на рельсы массового музыкального воспитания (музвос.). В техникуме главным становится инструкторско–педагогическое отделение, по распоряжению Татнаркомпроса ликвидируется детская студия, существовавшая при нем. Уже через короткое время совершенно очевидной стала пагубность такого развития событий, прежде всего это проявилось в отсутствии музыкально подготовленных абитуриентов, способных на профессиональном уровне обучаться музыке в техникуме.

В этот критический момент Р.Л.Поляков сыграл поистине историческую роль в развитии музыкального образования в Казани и Татарии в целом. Именно ему принадлежит инициатива открытия Детских музыкальных школ, которые должны стать фундаментом в выращивании кадров для музыкального училища, а также способствовать развитию общего музыкального воспитания. Поляков проделал титаническую работу, сначала «пробивая» эту идею в различных инстанциях (таких, как Татнаркомпрос, Казанский Горсовет), а затем практически реализуя её.

Знакомясь с архивными документами, не перестаешь удивляться неутомимости и энергичности вновь назначенного директора ДМШ. Он проявил завидные качества организатора-хозяйственника – ведь ему приходилось заботиться обо всем, - от борьбы за выделение помещений для занятий и добывания музыкальных инструментов до заботы о таких прозаических вещах, как заготовка дров для отопления. И при этом умело решались творческие вопросы – быстро складывался педагогический коллектив, в который вошли педагоги-профессионалы, умело работающие с детьми и, что очень важно, в школах царил особый психологический климат дружелюбия и согласной нацеленности на решение общего дела.

Во время празднования первого (пятилетнего) юбилея ДМШ с трибуны прозвучали такие слова: «Наши школы привлекают детей и родителей тем, что они встречают здесь любовное отношение педагогов к своей работе, внимательное отношение со стороны директора, Р.Л.Полякова, к каждому ребенку. Ему же педагогический коллектив обязан своей сплоченностью, трудоспособностью, воспитательно-педагогическим тактом. Счастьем было бы для каждой школы иметь такого руководителя-энтузиаста, как наш Рувим Львович». Это высказывание одного из преподавателей ДМШ как нельзя лучше передает атмосферу, царившую в школе. Неудивительно, что многие сотни людей разных возрастов и специальностей, попавших в музыкальную школу, на всю жизнь запомнили эту высокую нравственную духовную атмосферу. Здесь воспитывали не только музыкантов – людей!

А возвращаясь к роли Полякова в развитии музыкального училища, следует сказать, что вскоре после открытия ДМШ в Казани училище ощутило плоды её деятельности – появились юные музыканты, подготовленные для серьезной профессиональной учебы. Совершенно закономерно, что в 1939 году к 35-летию училища Р.Л.Полякову в числе других преподавателей училища было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ТАССР.

На 1941-46 годы приходится еще один период, когда Р.Л.Поляков занимает должность директора Казанского музыкального училища. И опять, как двадцатью годами раньше, он в буквальном смысле спасает от исчезновения традицию профессионального музыкального образования в Казани. Когда началась Великая Отечественная война, встал вопрос о закрытии училища – его помещение было необходимо для размещения столичных институтов Академии Наук. Эта практика была общепринятой – с началом войны были закрыты только начинавшие «вставать на ноги» музыкальные училища в столицах соседних республик – Саранске, Чебоксарах, Ижевске. Казанское училище от этой участи спасла инициатива Р.Л.Полякова.

Предложив разместить училище в здании Центральной музыкальной школы, он создал по существу целый музыкальный комплекс, в который вошли школа, училище, а также звено консерваторского уровня – здесь занималась группа студентов-консерваторцев, эвакуированных в Казань. В историческом деревянном особнячке на улице Горького в эти годы кипела интенсивнейшая музыкальная жизнь. Весомым было участие крупных музыкантов, эвакуированных из Москвы и Ленинграда. Выступали известные музыканты – Е.Бекман-Щербина, И.Миклашевская, блестящие лекции читала В.Дж.Конен, научные доклады представляли профессора С.С.Скребков, М.Ф.Гнесин. Летом 1942 года была проведена целая научная сессия, посвященная пятидесятилетию со дня смерти П.И.Чайковского, в ней участвовали и известные ученые, и студенты училища. Вот только некоторые из тем докладов сессии: «Мировое значение творчества Чайковского» (В.Дж.Конен), «Принципы крупных симфонических форм Чайковского» (С.С.Скребков).

Как обычно, Рувим Львович «замыкает на себе» решение всех проблем, как творческих, так и хозяйственных. И главное, результат этой деятельности – не временное затишье в культурной жизни, что было бы естественно в суровых обстоятельствах военных лет, а качественный скачок в развитии музыкального образования. Многие из тех, кто учился в годы войны в училище, в 1945 году стали первыми студентами Казанской консерватории. А основа нового вуза во многом заложена деятельностью Полякова.

Сегодня Рувим Львовия Пояков стал частью истории отечественной музыкальной культуры. Но прошлое и настоящее в нашей жизни переплетено достаточно прочно и причудливо. А в этом настоящем нынешняя Детская музыкальная школа N1 смотрит в мертвые окна находящегося на другой стороне улицы Горького домика, вызывающего волну нежности у всех, кто помнит его как здание музыкальной школы времен Рувима Львовича. Но все-таки главное, что живет школа, и каждой осенью не один ее выпускник приходит учиться в Казанское Музыкальное Училище, и в училище есть класс с мемориальной табличкой: «Класс имени Рувима Львовича Полякова».

Наконец, в памяти многих, причастных к музыке, есть некий заповедный уголок, хранящий воспоминания о Рувиме Львовиче. И прежде всего, его вспоминают как подлинного интеллигента с чуткой душевной организацией, чистотой мыслей и чувств. Но неверно было бы представлять его отрешенным от мира сего. Сказать так, было бы не заметить главного. «Феномен Полякова» заключен в удивительном комплексе духовных качеств и свойств, необходимых для решения больших общезначимых проблем. Безусловно, Р.Л.Поляков был крупнейшим музыкальным деятелем из тех, кто всегда определял лицо российской культуры. В переломные моменты истории ХХ века, несмотря на все сложности, он уверенно и твёрдо шел к поставленной цели во имя будущего музыкального искусства. А в человеческой памяти осталась прежде всего его деликатность, отзывчивость, бытовая скромность – все то, что сегодня мало ассоциируется с чертами «настоящего лидера». Но он был знаковой фигурой, одним из лидеров целой плеяды музыкантов. Неистощим след людей, подобных Рувиму Львовичу Полякову. Их так нам сегодня не хватает…

Источники