Фортепиано

(перенаправлено с «Пианист»)
Перейти к: навигация, поиск
Занятия проводит Владимир Апресов.jpg

ПЬЕСА ДЛЯ ФОРТЕПИАНО
Музыкальное произведение, специально написанное для исполнения на фортепиано.

  • Фортепьяно
    • итальянский fortepiano, от forte – громко и piano – тихо
    • струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
    • Сконструирован в 1709–11 годах в Италии Б.Кристофори, изобретателем ударной фортепьянной механики.
  • В нём звук, в отличие от звука Клавесина, извлекался не щипком, а ударом о струны деревянных молоточков, обтянутых фильцем (специальный войлок), что дало возможность получать звуки большей длительности, а также различной силы – от очень тихих до очень громких (отсюда название).
  • К концу {XVШ века оно вытеснило клавесин и Клавикорд.
  • Непрерывное его усовершенствование (особенно во 2-й четверти XIX века) было обусловлено новыми эстетическими требованиями, возникшими в связи с высоким развитием в это время Пианизма.
    • Во 2-й половине XVШ века созданы 2 основных вида механики – с непосредственно соединённым с клавишей и с отъединённым от неё молоточком (т.н. венской и английской);
    • начала применяться Репетиция, позволившая развивать виртуозную технику игры.
    • Параллельно совершенствовался механизм педалей, которые дали возможность ослаблять (левая) или продлевать звучание, одновременно обогащая его призвуками (правая).
    • Менялась форма (вместо угловатых – округлые очертания), улучшалась конструкция инструмента:
      • деревянная рама стала укрепляться металлическими распорками,
      • затем была введена чугунная рама и перекрёстное расположение струн, усиливалось их натяжение, способствовавшее увеличению силы и улучшению качества звучания.
      • Имеет струны, издающие до 90 и более звуков хроматического звукоряда.
      • Диапазон расширился, у современных фортепьяно он достигает 71/4 октавы (Ля субконтроктавы – До пятой октавы).
  • Богатые выразительные возможности и способность воспроизводить многоголосную музыку сделали его универсальным инструментом – сольным, ансамблевым, аккомпанирующим, иногда оркестровым. Для него, важнейшего (наряду с органом и скрипкой) музыкального инструмента, создана богатейшая музыкальная литература крупнейшими композиторами XVШ-ХХ веков.
  • Разновидности:
    • Пианино
    • Рояль

Источник

  • БСЭ «Фортепиано»
  • П.Зимин «Фортепиано в его прошлом и настоящем», Москва, 1934
  • Е.Closson «Histoire du piano», Brux., 1944
  • F.J.Hirt «Meisterwerke des Klavierbaus...», 1440 bis 1880, Olten, 1955
  • «Большая советская энциклопедия» Москва: Советская энциклопедия 1969—78