Татарский академический театр
ТАТАРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени Галиаскара Камала
Профессиональный театр Казани
- Находится в городе Казани на улице Татарстан и одноимённой площади.
- Ведёт начало с татарского литературно-художественный кружка «ШИМБӘ (Суббота)» и труппы «САЙАР (Странствующий)»
- с 1918 года - Татарский театр имени «Красного Октября».
- Возникновение профессионального татарского театра связано с Татарским Академическим театром имени Галиаскара Камала.
- Днём рождения ТГАТ имени Камала считается дата 22 декабря 1906 года, так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке.
- 1921 год - на основе татарских театральных трупп «САЙАР (Странствующий)» и «НУР (Луч)» был сформирован Первый показательный татарский театр - Татарский театр имени «Красного Октября»
- 1926 год - Татарский академический театр
- 1939 год - присвоено имя Галиаскара Камала.
Содержание
История
Уже в начале XIX века появились первые татарские любительские театральные труппы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов. Первая татарская пьеса «БИЧАРА КЫЗ (Несчастная девушка)» была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси.
По официальной версии, первый публичный спектакль на татарском языке состоялся в Казани 22 декабря 1906 года в помещении Нового клуба (ныне улица Горького дом 3). Актеры-любители представили драму турецкого автора Намика Кемаля «Жалкое дитя», а во втором отделении - комедию «Горе от любви», также переведенную с турецкого языка. До революции театральные представления были традиционно двухчастными, то есть сначала играли полномасштабный спектакль, а напоследок какую-нибудь одноактную пьеску - водевиль или фарс.
Но фактически первый татарский спектакль был сыгран на широкую публику 5 мая 1906 года в зале союза приказчиков (ныне улица Большая Красная дом 29). Разрешение на это испросил у городских властей статский советник Ибрагим Терегулов, входивший в литературно-художественный кружок «ШИМБӘ (Суббота)», который собирался в домах татарской интеллигенции - Ахмеровых, Терегуловых, Саиновых и Габитовых. Обычно - по субботам, отсюда и название кружка. Теперь уже трудно сказать, кому первому из «субботян» пришла в голову мысль не только устраивать читки вслух новых произведений, но и ставить домашние спектакли. И всем эта идея понравилась.
Первой профессиональной татарской труппой, ставшей зародышем ТГАТ, была «САЙЯР (Странствующий)». Название для труппы предложил выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай.
Но наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «САЙЯР (Странствующий)», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.
Необходимо отметить также Галиаскара Камала, или «татарского Островского», как называл его Габдулла Тукай. Его первая драма «БӘХЕТСЕЗ ЕГЕТ (Несчастный юноша)» написана в 1898 году, издана в 1899 году.
- До революции он написал такие произведения, как:
- «БЕРЕНЧЕ ТЕАТР (Первый театр)» (1908)
- «БҮЛӘК ӨЧЕН (Ради подарка)» (1909)
- «БЕЗНЕҢ ШӘҺӘРНЕҢ СЕРЛӘРЕ (Тайны нашего города)» (1911)
- «БАНКРОТ»
- Перевёл пьесы:
- «Жалкое дитя» Намика Кемаля
- «Женитьбу» и «Ревизора» Н.В.Гоголя
- «Грозу» А.Н.Островского
- «На дне» А.М.Горького и другие пьесы русских и зарубежных авторов.
- Основоположниками татарской музыкальной драмы стали драматург Карим Тинчурин и композитор Салих Сайдашев. Это:
- легендарная «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)» (1926)
- «КАНДЫР БУЕ (На реке Кандре)» (1932)
- «СҮНГӘН ЙОЛДЫЗЛАР (Угасшие звёзды)» (1924)
- «КАЗАН СӨЛГЕСЕ (Казанское полотенце)» (1924)
- «АЛАР ӨЧӘҮ ИДЕ (Их было трое)»
Актёры
Художественные руководители
Директоры
- 1923—24 годы - Герой Труда Заки Баязитский
- 1927—28 годы - Фатхи Бурнаш
- 1928—29 годы - М.Зәетов
- 1930—31 годы - З.Галиев
- 1934 год - Рамазанов
- 1936—38 годы - М.Йосыпов, Я.Рыжакин, Заборский, Доминов (Дәминов)
- 1938 год - Давлетшин (Дәүләтшин)
- 1938—45 годы - Х.Алханов
- 1948—51 годы - Г.Контюков
- 1951—58 годы - Заслуженный деятель искусств Татарской АССР Карим Гильманов
- 1958—63 годы - Народный артист Татарской АССР, Заслуженный артист РСФСР Нажип Гайнуллин
- 1963—64 годы - И.Сабитов
- 1964—75 годы - Народная артистка Татарской АССР, Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка РСФСР Рашида Зиганьшина
- 1976—82 годы - Заслуженный работник культуры Татарской АССР Әзһәр Хөсәенов (12.08.1941 года рождения)
- 1982—83 годы - Н.Хәйруллин
- 1983—84 годы - Заслуженный работник культуры Татарской АССР, Роберт Әбелмәмбәтов (1942 года рождения)
- 1985—2012 годы - Заслуженный работник культуры Татарской АССР, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Шамиль Закиров
- с 2012 года - Илфир Якупов (25.05.1982 года рождения)
Композиторы
- За 100 лет существования татарского профессионального театра музыку к спектаклям писали десятки композиторов, среди них:
Становление театра
- В эти годы влияние на становление татарского театра оказали:
Подготовка кадров
- 1 января 1923 года состоялось официальное открытие Татарского театрального техникума, сейчас это учебное заведение называется Казанским театральным училищем. В разные годы на его татарском отделении преподавали:
- Карим Тинчурин
- Зайни Султанов
- Макарим Магдиев
- Ширьяздан Сарымсаков
- Шахсанем Асфандиярова
- Марсель Салимжанов
- Шамиль Бариев
- Салих Сайдашев
- Фарид Бикчантаев
- Адель Кутуй, организовавший литературный кружок
- За годы своего существования это учебное заведение выпустило немало талантливых артистов:
- Хаким Салимжанов
- Галия Кайбицкая
- Идият Султанов
- Айрат Арсланов
- Шаукат Биктемиров
- Галия Булатова
- Рашид Загидуллин
- Габдулла Сагитов
- Рашида Зиганьшина и многих других
Особенностью татарского театра было то, что в советское время Татарии, как автономной республике, не полагалось иметь свою киностудию. Поэтому, все актёрские таланты и дарования могли проявить себя исключительно на ниве театра. Каждой союзной республике СССР было разрешено иметь свою киностудию, но татарам, несмотря на то, что они самыми первыми среди мусульманских народов СССР начали создавать свою кинематографию, не разрешили открыть киностудию. Этим объясняется концентрация всех актерских творческих дарований в татарском театре.
- 1926 год - театру было присвоено Звание «Академический».
- 1939 год - театру было присвоено имя классика татарской драматургии Галиаскара Камала.
- 1941-45 годы - в Великую Отечественную войну многие актёры театра были участниками концертных бригад — выступали на фронте и госпиталях:
- Халил Абжалилов
- Усман Альмеев
- Гульсум Болгарская
- Фуат Халитов
- Фатыма Ильская
- Галия Кайбицкая)
- Помимо этого, во время войны коллектив театра поставил десятки новых постановок. Здание театра отдали под госпиталь, а камаловцы стали работать в здании Качаловского театра.
- 1957 год - на декаде татарского искусства и литературы в Москве театр показал спектакли:
- «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)» Карима Тинчурина, музыка Салиха Сайдашева
- «ХУҖА НАСРЕТДИН (Ходжа Насретдин)» Наки Исанбета, музыка Джаудата Файзи
- «ЗИФА (Зифа)» Наки Исанбета
- «ШОМЛЫ КӨННӘР (Тревожные дни)» Тази Гиззата
- «МИҢЛЕКАМАЛ (Минникамал)» Мирсай Амира
- «Король Лир» Уильяма Шекспира
Вторая половина столетия
Во второй половине XX столетия в театре работали режиссеры:
- 1991 год - главным режиссёром-постановщиком театра становится Фарид Бикчантаев
- 1961 год - в труппу театра влились выпускники Московского театрального училища имени Щепкина и Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, которые стали известными артистами:
- Шамиль Бариев
- Ренат Тазетдинов
- Азгар Шакиров
- Наиль Дунаев
- Нажиба Ихсанова
- Гульсум Исангулова
- Фирдаус Ахтямова
- Равиль Шарафеев
- известный драматург Туфан Миннуллин — автор более полусотни пьес
- Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана, но и других регионов России:
- «БЕЗ КИТӘБЕЗ, СЕЗ КАЛАСЫЗ (Мы уходим, вы остаетесь)»
- «АЙ БУЛМАСА, ЙОЛДЫЗ БАР (Без луны звезда нам светит)»
- «АВЫЛ ЭТЕ АКБАЙ (Деревенский пес Акбай)»
- «МОҢЛЫ БЕР ҖЫР (У совести вариантов нет)»
- «МИЛӘҮШӘНЕҢ ТУГАН КӨНЕ (День рождения Миляуши)»
- «ҮЗЕБЕЗ САЙЛАГАН ЯЗМЫШ (Судьбы, избранные нами)»
- «ӘЛДЕРМЕШТӘН ӘЛМӘНДӘР (Альмандар из Альдермеша)»
- «ӘНИЛӘР ҺӘМ БӘБИЛӘР (Дочки-матери)»
- «ХУШЫГЫЗ (Прощайте)»
- «КАНКАЙ УГЫЛЫ БӘХТИЯР (Бахтияр Канкаев)»
- «ШУЛАЙ БУЛДЫ ШУЛ (Вот так случилось)»
- «ҖАНКИСӘККӘЕМ (Свет моих очей)»
- «ГӨРГӨРИ КИЯҮЛӘРЕ (Зятья Гэргэри)»
- «ЭЗЛӘДЕМ, БӘГЪРЕМ, СИНЕ (Искал тебя, любимая)»
- «ГАЛИЯБАНУ, СЫЛУЫМ-ИРКӘМ (Галиябану, ненаглядная моя)»
- «ШӘҖӘРӘ (Родословная)»
- «АЛТЫ КЫЗГА БЕР КИЯҮ (Шесть невест и один жених)»
- «ДИЛӘФРҮЗГӘ ДҮРТ КИЯҮ (Четыре жениха Диляфруз)»
- «ИЛГИЗӘР+ВЕРА (Ильгизар+Вера)»
- Многие из них были поставлены на театральных сценах не только Татарстана, но и других регионов России:
Современность
В 1986 году было построено новое здание театра (по проекту архитекторов Мунира Агишева и Г.П.Горлышкова, инженера Н.В.Точилина) в формах советского неоконструктивизма, а в январе 1987 года состоялось его открытие. Прямоугольное в плане, монументальное здание с двумя залами и высокой колосниковой коробкой в виде треугольной призмы стоит на платформе в северной оконечности озера Ближний Кабан. В оформлении фасадов и интерьеров использованы мотивы татарского декоративно-прикладного искусства.
В 1995 году молодые актёры театра на Международном фестивале театральных школ в Москве получили главную премию за спектакль «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр — Фарид Бикчантаев.
В 1996 году театр выезжал на гастроли в Финляндию.
В 2001 году главный режиссёр театра имени Камала Марсель Салимжанов был удостоен высшей российской награды — национальной театральной Премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
- Оформлением спектаклей в разные годы занимались художники:
Значительные постановки
- В репертуаре театра татарская, русская и мировая классика, современные татарские, отечественные и зарубежные пьесы.
- Основу репертуара составляют произведения:
- Гаяза Исхаки
- Галиаскара Камала
- Тази Гиззата:
- «НАЁМЩИК» музыка Салиха Сайдашева (1928)
- Карима Тинчурина:
- «ЗӘҢГӘР ШӘЛ (Голубая шаль)» музыка Салиха Сайдашева (1926,1956,1969,1987)
- «ҖИЛКӘНСЕЗЛӘР (Без ветрил)» (1928,1958)
- «СҮНГӘН ЙОЛДЫЗЛАР (Угасшие звёзды)» (1924,1971)
- «АМЕРИКАН (Американец)» (1969)
- Наки Исанбета:
- «ХУҖА НАСРЕТДИН (Ходжа Насретдин)» (1940,1990)
- «МИРКАЙ И АЙСЛУ» (1966)
- Ризы Ишмурата
- Хай Вахита
- Дарджии Аппаковой:
- «ТАПКЫР ЕГЕТ (Находчивый юноша)» (1943-45)
- Фатхи Бурнаша
- «МИҢЛЕКАМАЛ (Минникамал)» Мирсая Амира (1944,1985)
- Аяза Гилязова
- Туфана Миннуллина:
- «ӘЛДЕРМЕШТӘН ӘЛМӘНДӘР (Альмандар из Альдермеша)» (1976)
- трилогия о Миляуше: «МИЛӘУШӘЭНЕҢ ТУГАН КӨНЕ (День рождения Миляуши)» (1968,1977,1993)
- «МОҢЛЫ БЕР ҖЫР (У совести вариантов нет)» (1981)
- «РАЗЛОМ» Бориса Андреевича Лавренёва (1928)
- «ЗА ТУМАНОМ» Шарифа Камала (1935)
- «КОРОЛЬ ЛИР» Вильяма Шекспира (1944)
- «ТОПОЛЁК МОЙ В КРАСНОЙ КОСЫНКЕ» Чингиза Айтматова (1966)
- «ӘНИ КИЛДЕ (Приехала мама)» Шарифа Хусаинова (1970)
- «ЕШРАК ЕЛМАЕГЫЗ! (Чаще улыбайтесь!)» по комедии Эмиля Брагинского «Сослуживцы (Служебный роман)»