Опера
ОПЕРА. Зародилась как приоритетный жанр татар, музыки. Постановка первых опер «Сания» (1925) и «Эгиче» (1930) ГС. Альмухамедова, В.И.Виноградова, С.Х.Габаши и муз. драм С.З. Сайдашева 1920-х гг. утвердили мысль о необходимости открытия в Казани нац. муз. т-ра. Престиж жанра стимулировал нацеленность татар, композиторов ст. поколения на оперу. Из 16-ти произв., премьеры к-рых состоялись на сцене Татар, т-ра оперы и балета, не считая «Фариды» М.А.Юдина, 11 принадлежит им — «Беглец» («Качкын»), «Свобода» («Ирек»), «Алтынчеч», «Ильдар» (2-я ред. под назв. «Дорогой победы» — «Жицу юлы»), «Туляк» (2-я ред. под назв. «Туляк и Су-Слу»), «Поэт» («Шагыйрь»), «Намус» («Честь»), «Джалиль» Н.Г.Жиганова (либретто А.С. Файзи, З.В.Сафина, М.Джалиля, Н.С.Исанбета, А.Г. Исхака), «Галиябану» М.А.Музафарова (либретто А.Ф. Ерикеева), «Неотосланные письма» («Тапшырылмаган хатлар») Дж.Х. Файзи (либретто автора), «Наёмщик» С.Сайдашева — А.Ключарёва (либретто Х.КГВахита). Композиторы, пришедшие в татар, музыку в 1950-е и последующие годы, ориентацию на оперу не поддержали. После постановки оперы «Самат» Х.В. Валиуллина (либретто Х.К. Вахита) к Декаде татар, иск-ва и лит-ры (1957) осуществлены постановки лишь 4 произв. —«На берегу Дёмы» («Дим буенда») Х.В. Валиуллина (либретто Х.К. Вахита), «Коварная кошка» («Мәкерле песи») Л.А.Хайрутдиновой (либретто Зульфата), «Джигангир» Р.Г. Губайдуллина (либретто Х.К. Вахита) и « Черноликие» («Кара йөзләр») Б.Г. Мулюкова (либретто Гарая Рахима). В 1990 показана рок-опера «Крик кукушки» («Ерактагы кәккук авазы») Р.Ф. Калимуллина (либретто И.Г. Юзеева). Татар, оперы ставились в т-рах Уфы, Алма-Аты, Москвы, Праги. Две оперы — «Зульхабира» М.А. Музафарова и «Тукай» Э.З.Бакирова —не получили сцен, воплощения.
Источники:
- Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 1998 - 703 с., илл